Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 17:13, курсовая работа
Цель курсовой работы будет состоять в изучении теоретических вопросов и подготовке практических рекомендаций, направленных на совершенствование государственного регулирования АПК Республики Беларусь применительно к новым условиям хозяйствования.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
установление необходимости государственного регулирования;
уточнение понятийного аппарата, используемого при раскрытии темы исследования;
определение механизма и органов государственного управления и регулирования;
ВВЕДЕНИЕ
1 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ АПК
2 МЕХАНИЗМ И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СФЕРЕ АПК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Таким образом, основное отличие между государственным управлением и регулированием в АПК заключается в том, что государственное управление реализуется преимущественно прямым (непосредственным) воздействием государства на объект управления, а регулирование – косвенным.
В связи с этим, точнее было бы определить государственное регулирование как косвенное (опосредованное, т.е. осуществляемое преимущественно правовыми и экономическими методами), управленческое воздействие государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которое обеспечивает достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентирует хозяйственные отношения в обществе.
Государственное регулирование и управление АПК тесно взаимосвязаны между собой и осуществляются через систему мер реализации аграрной политики [9, С. 106-107].
Целью государственного регулирования в сфере агропромышленного производства является создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих устойчивое развитие сельского хозяйства, стабильность аграрного рынка, продовольственную безопасность, поддержку и защиту сельскохозяйственных товаропроизводителей [10, С. 263-264].
Полнее охарактеризовать сущность государственного регулирования, позволит выделение в его составе следующих основных аспектов: социально-экономического, методологического и организационного.
Социально-экономический аспект рассматривает вопросы собственности, перераспределения доходов и учета общественных интересов. Он неразрывно связан с технико-экономическим аспектом – направлением средств на обеспечение научно-технического прогресса, внедрение новых технологий, подготовку высокопрофессиональных кадров.
Методологический аспект связан с совокупностью форм, методов, способов в системе регулирования. Он определяет варианты достижения социально-экономических целей, выбор наилучшего из них и обеспечивает его реализацию.
Организационный аспект – это построение системы управления, ее совершенствование, определение задач и функций элементов управляющей подсистемы.
При построении системы государственного регулирования необходимо также учитывать ряд объективных требований. Так, система должна быть адекватна условиям функционирования и состоянию развития экономики на соответствующем историческом этапе. К примеру, на переходном этапе она должна исходить из многоукладности экономики, высокой доли государственного сектора, соответствия структуры производства возможностям государства. Основой системы государственного регулирования должен стать комплексный подход, который предполагает, что механизмы регулирования будут охватывать все экономические, социальные, экологические процессы на всех уровнях управления. Государственное регулирование должно представлять собой целостную систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых элементов и подсистем (без функциональных противоречий, дублирования и т.п.).
Изучение, систематизация и аналитический обзор экономической литературы позволили установить, что к основным принципам, на которых основывается государственное регулирование в АПК следует относить [11, С. 36]:
• целевой характер мер регулирования;
• разграничение функций и направлений регулирования по уровням власти;
• ограниченность размеров регулирования, недопустимость нарушения рыночной среды в АПК;
• гибкий, дифференцированный подход к осуществлению устойчивого развития АПК. Следует учитывать различия в формах собственности и эффективности хозяйствования, неодинаковую значимость конкретного хозяйствующего субъекта в обеспечении устойчивой инновационности и экологичности воспроизводства, потенциальной конкурентоспособности производимой продукции, уровня развития предпринимательства, рискованности, эффективности участия в реализации государственных программ и т.д.;
• максимально возможное использование косвенных рычагов и минимальное – прямого воздействия;
• обеспечение наиболее высокой эффективности средств, выделяемых для регулирования АПК;
• адекватность системы мер регулирования изменяющимся макроэкономическим условиям, конъюнктуре рынка, мировым тенденциям.
Государственное регулирование призвано быть:
открытым (или прозрачным), что позволит избежать его использования в пользу какого-либо одного участника (или их группы);
доступным в части отчетности об источниках и размерах государственной поддержки и направлениях ее фактического расходования.
Использование основополагающих принципов государственного регулирования в практической деятельности позволит существенно повысить эффект управленческой деятельности.
Таким образом, представление о сущности государственного регулирования позволяет понять характер взаимодействия его основных элементов, раскрывающий смысл и назначение государственной управленческой деятельности.
Одной из основных задач в условиях регулируемого рынка сельскохозяйственной продукции является формирование системы эффективных форм и методов государственной ресурсной поддержки. Поэтому целесообразно рассмотреть этот вопрос более подробно.
Эффективность государственного регулирования деятельности предприятий АПК, самих органов власти и управления во многом зависит от правильного выбора и умелого сочетания методов, используемых в процессе регулирующего воздействия. Желательно, чтобы механизм регулирования формировали методы, которые позволяют обеспечить сознательное, активное, творческое участие людей в трудовой деятельности, т.е. стимулировать интерес к ней человека.
Анализ, систематизация и аналитическая обработка научной литературы позволили выявить разные классификации методов регулирования в зависимости от выбранных критериев (таблица 1) [11, С. 36-37; 12, С. 9-14; 13, С. 15-16; 14, с. 43-44; 15, С. 194]:
Таблица 1 – Классификация мер государственного регулирования агропромышленного комплекса
Критерии | Методы государственного регулирования |
1. По степени непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений | Прямые |
Косвенные | |
2. По организационно-институционному критерию | Экономические |
Организационные | |
Административные | |
3. По отраслям регулирования | Растениеводство |
Животноводство | |
Другие отрасли | |
4. По сферам регулирования | Производство |
Потребление | |
Доходы | |
Цены и рынки | |
Социальное развитие и структурная политика | |
5. По степени воздействия на производство и торговлю | «Красной корзины» |
«Зеленой корзины» | |
«Голубой корзины» | |
«Специального и дифференцированного режимов» | |
«Желтой корзины» | |
6. По виду торговли | Внешняя торговля |
Внутренняя торговля |
1. По критерию «степень непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений» различают методы прямого и косвенного воздействия. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приемов, средств. Так, методы прямого воздействия оказывают влияние непосредственно на объект регулирования, они вынуждают его принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. К ним, например, можно отнести дотации к ценам на реализуемую сельскохозяйственными товаропроизводителями продукцию или таможенные пошлины, устанавливаемые на импорт отдельных видов продовольствия.
Косвенные методы лишь подают «рыночный сигнал», ориентирующий объект. При их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами, а лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики. Это товарные закупки и интервенции сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. При этом участники рынка – продавцы продукции вправе самостоятельно определять, насколько им выгодно продавать в интервенционный фонд свою продукцию по объявленной закупочной цене. Однако объявление такой цены и возможность воспользоваться правом продажи по ней продукции способствуют повышению рыночной цены до уровня интервенционной.
Преимуществом косвенных методов воздействия является то, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостатком – определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия государственных мер, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.
2. По организационно-институционному критерию принято различать экономические, организационные (чаще организационно-экономические) и административные методы государственного регулирования экономики.
Экономические методы реализуются через экономические механизмы (ценовые, финансово-кредитные, налоговые и др.), организационные – путем создания соответствующих организационных структур (государственных агентств, компаний и т. д.), административные – посредством установления квот, государственных заказов, ограничений на отдельные виды деятельности.
Особенностью административных методов регулирования экономики является то, что они: не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации; базируются на силе и авторитете государственной власти; включают меры запрета, разрешения и принуждения (квотирование, лицензирование и т.д.); предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью.
Одной из форм административного регулирования является разработка законодательных актов по регулированию производства и торговли. Законы и постановления на республиканском и местном уровнях создают правовое поле для функционирования предприятий агропромышленного комплекса. Эти правовые акты имеют обязательный характер для всех предприятий или соответствующих их групп. Помимо законов и постановлений к методам административного регулирования относятся различного рода приказы, инструкции, указания, положения и другие правовые акты. Эти нормативные документы – относительно более низкого уровня воздействия. Они обычно принимаются на уровне министерств, ведомств, отдельных предприятий.
Также к мерам административного регулирования относится регулирование технических аспектов производства и торговли. Стандарты, технические регламенты, система лицензирования и сертификации могут оказывать серьезное влияние на производство отдельных товаров. Аналогичное воздействие может оказываться и на импорт тех или иных продуктов питания. Они должны соответствовать требованиям ветеринарного, санитарного или фитосанитарного контроля. Следовательно, финансирование деятельности ветеринарной и других контрольных служб относится к административному регулированию.
К этой форме регулирования следует отнести назначение и снятие управляющего персонала на предприятиях с государственной собственностью или с государственным участием.
Под методами экономического регулирования следует понимать создание условий и стимулов, поощряющих развитие производство в нужном направлении. При этом поощрение может быть и в сторону ограничения производства путем применения разнообразных экономических методов. Особенность экономических методов заключается в том, что они предоставляют возможность субъекту (производителю, переработчику, торговцу, потребителю) принимать самостоятельные решения в зависимости от экономической выгоды. К основным методам экономического регулирования относятся финансовые, кредитные, налоговые и ценовые меры. Финансовые меры – это субсидии (дотации), компенсации, различные схемы реструктуризации долгов, поддержка страхования. Кроме того, это финансирование создания различных резервов при закупке и продаже продукции по рыночным ценам, расходы на образование (вложения в человеческий капитал) и науку (поддержка развития научно-технического прогресса), стимулирование структурных сдвигов, развитие сельской инфраструктуры и др.
Кредитные меры регулирования выражаются в предоставлении государством возможностей получения товаропроизводителями в сельском хозяйстве льготных кредитов.
Информация о работе Государственное регулирование развития АПК Республики Беларусь