Государственное управление в области здравоохранения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 00:32, курсовая работа

Краткое описание

Здравоохранение - это система социально-экономических отношений, обеспечивающая доступность гарантированного объема медико-социальной помощи населению.
Современным объективным условием существования, функционирования и развития сферы медицинской деятельности является здравоохранение, которое, как считают большинство специалистов, исследующих данную тему, представляет собой целостную организационную систему.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Понятия системы здравоохранения…………………………………………..4 - 7
2. Нормативно-правовая база системы управления здравоохранением……..8 - 21
3. Проблемы управления сферой здравоохранения………………………….22 - 26
4. Заключение…………………………………………………………………..27 - 28
5. Список использованной литературы…………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач ГМУ Толстый.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы управления  сферой здравоохранения.

Права граждан Российской Федерации на охрану здоровья заложены в Конституции страны, а реализация их связана с общим уровнем развития здравоохранения. Ограниченные ресурсы, выделяемые в последние годы из бюджетов разных уровней на здравоохранение, не позволяют обеспечить улучшение качества медицинской помощи населению, увеличивать до необходимого объема проведение профилактических мер. Несмотря на некоторое улучшение финансирования здравоохранения в последние годы, объем выделяемых средств остается недостаточным для нормального функционирования отрасли.

Остаточный принцип финансирования здравоохранения привел к высоким показателям смертности, заболеваемости и росту инвалидности населения за 10 лет в три раза, в том числе трудоспособного; низким показателям репродуктивного здоровья населения и здоровья новорожденных. Отрицательный прирост населения в нашей стране составляет около одного миллиона человек.

В Послании 2004 г. Федеральному собранию Президент нашей страны приводит также данные о крайне низкой продолжительности жизни населения России по сравнению с другими государствами.

Здравоохранение до сих пор остается самой нереформированной отраслью. Важным для успешного решения накопившихся проблем должно стать дальнейшее развитие законодательства в области охраны здоровья граждан. Развитие государственной политики в сфере охраны здоровья граждан требует проведения работы по развитию законодательной базы. Российскому законодательству в этой сфере присущи многие недостатки. Среди них - отсутствие комплексного подхода к решению проблемы, недостаточное финансовое обеспечение, декларативность и противоречивость отдельных норм.

На прошедших в Государственной Думе парламентских слушаниях Комитета по охране здоровья на тему: "О повышении структурной эффективности системы здравоохранения в Российской Федерации" было рассмотрено несколько противоречивых вариантов реструктуризации. Общим мнением было то, что необходимо учитывать роль первичного звена при организации медицинской помощи населению и проведение дифференцированного подхода в оплате труда медицинских работников в поликлинике и стационаре в зависимости от мощности лечебно-профилактического учреждения. Особое внимание уделялось изменению потоков финансирования здравоохранения. Все обсуждаемые вопросы в повестке Госдумы оказались общеизвестными и не новыми.

При обсуждении проблем здравоохранения были высказаны предложения по нормированию и увеличению заработной платы медицинских работников до уровня, превышающего на 20% уровень оплаты труда в производстве.

Однако, в изложенной концепции реструктуризации здравоохранения не учитывался рациональный и полезный исторический опыт России и европейских стран.

К сожалению, при обсуждении вопросов реструктуризации здравоохранения не учитывалось общественное мнение населения, для кого эти изменения планируются. Во многих демократических странах с рыночной экономикой созданы в различных формах общественные организации, которые формируют мнение населения о качестве организации медицинской помощи.

Межрегиональное Общественное движение "Здоровье нации" неоднократно выступало за создание общественных организаций на всех административных уровнях, вплоть до Минздрава РФ.

Созданные различные медицинские общественные организации в нашей стране не получили должной поддержки до настоящего времени.

Высказанная инициатива Президентом страны об усилении роли общественности в жизни государства, надеемся, даст свой результат и в организации здравоохранения.

Указанные выше отрицательные показатели здоровья нации - это прямое свидетельство той неразберихи, которая происходит в здравоохранении в настоящее время: оплата основных видов медицинской помощи - это прямое нарушение Конституции. Это привело к "разложению" и нарушению медицинской этики.

Уменьшение уровня оплаты труда более, чем в 2 раза по сравнению с началом 90-х годов породило коррупцию в медицине.

Очередной съезд Межрегионального общественного движения "Здоровье нации" в принятом обращении к Президенту страны, депутатам Государственной думы Российской Федерации и руководителям администрации регионов заявил, что здоровье народа не может быть предметом только рыночных отношений.

Общие расходы государства на здравоохранение складываются из нескольких источников - расходов бюджетов разных уровней, средств Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. В прогнозных расчетах на 2004 год заложено следующее соотношение этих источников - на федеральный бюджет приходится 8,7% всех расходов на здравоохранение, бюджеты территорий - 64,3%, средства фондов обязательного медицинского страхования (налоговые платежи) - 27,0%, в том числе Федерального фонда - 1,5%. Общая сумма расходов на здравоохранение на 2004 год (консолидированный бюджет и средства фондов ОМС) оценивается примерно в 426,3 млрд. рублей. В расчете на душу населения в год это составляет 2986 рублей, или примерно 100 долларов США. На неработающего гражданина в нашей стране приходится менее 700 рублей. Приведенные данные и анализ созданной страховой медицинской системы в нашей стране за 15 лет, проведенный Е. Гильбо, показал несостоятельность и пагубность избранного пути для здравоохранения.

По мнению ряда ученых-организаторов здравоохранения, введение страховой медицины в стране, где большая часть людей живет бедно, является недопустимым. Введение же самого принципа страхования в медицине может быть использовано для незначительной части населения (15%).

Кроме низкого общего уровня финансирования, важной проблемой российского здравоохранения являются существенные региональные различия в финансировании бесплатной медицинской помощи населению, т.к. действующие механизмы финансового выравнивания условий деятельности учреждений здравоохранения в регионах не обеспечивают равенства граждан в получении гарантированной государством бесплатной медицинской помощи (разрыв в финансировании территориальных программ в расчете на одного жителя по регионам в последние годы составлял 13-15 раз).

Кроме несбалансированности программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи и их финансового обеспечения важными проблемами здравоохранения являются слабые стимулы к труду медицинских работников, низкая эффективность использования имеющихся в здравоохранении ресурсов; крайняя изношенность имеющегося в лечебно-профилактических учреждениях медицинского оборудования (по данным Счетной палаты РФ в эксплуатации находится до 80 процентов физически изношенной и морально устаревшей медицинской техники. Ряд приборов и аппаратов эксплуатируется 15-20 лет, они неоднократно выработали свой ресурс, морально устарели, что не может гарантировать высокое качество обследований и эффективность лечения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Управление в сфере здравоохранения диктует необходимость как количественного, так и качественного формирования инфраструктурного комплекса, включающего в себя не только основу становления рынка медицинских услуг, но и развитие, и расширение деятельности предпринимательских диагностических центров в составе медицинских учреждений. Основными государственными интересами в сфере здравоохранения должны быть направленность на создание более развитых рынков медицинских услуг на территории административно-территориальных образований Российской Федерации переход от традиционных рынков услуг здравоохранения к рынкам, предлагающим разнообразные виды лечебно-оздоровительных услуг, отличающиеся лишь набором и формой оказания услуг на всех этапах лечения. Это обстоятельство, в свою очередь, предопределяет необходимость эффективного управления развитием сферы здравоохранения и усиления контроля качества медицинских услуг. Актуальность решения данных задач и проблем особенно возрастает в условиях необходимости осуществления прямых государственных и опосредованных нормативно-правовых и экономических управляющих воздействий на деятельность организационно - правовых структур (объектов) сферы услуг здравоохранения, которые должны быть направлены не на жесткую регламентацию и детализацию форм и видов функционирования взаимодействующих объектов сферы здравоохранения, нередко приобретающих изощренные формы в попытках установить доминирующую роль государства в контроле и регулировании, например, налогообложение учреждений здравоохранения, а на подведение фундаментальной правовой базы для рационализации взаимодействия объектов сферы здравоохранения при действенном контроле за исполнением важнейших решений.

В целях упорядочения управляющих воздействий различной направленности со стороны государства, а также процессов саморегулирования движения объектов рынка медицинских услуг к конечной цели своего функционирования необходим организационно-экономический механизм, объединяющий все виды управляющих воздействий и приводящий их к рационализации влияния на процессы становления и эффективного развития сферы услуг здравоохранения.

В этой связи, актуальным является решение проблемы эффективного управления сферой услуг здравоохранения и последующей реализации управляющих воздействий. При этом на процесс управления развитием сферы услуг здравоохранения большое влияние оказывают социальные отношения, складывающиеся в обществе, где государство действует как субъект отношений, определяющий механизм управления, и как социальный институт, способствующий обеспечению прав на получение медицинских услуг гражданами России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной   литературы:

Закон “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Концепция реформы сферы здравоохранения в Российской Федерации.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Утверждено Постановлением правительства РФ от 30 июня 2004 г. №321.

Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Админ.право: Учебник для вузов. М.: Норма,2005.

Найговзина Н.Б., Ковалевский М.А. Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. М., 2003.

Новоселов В. П. Административно-правовые проблемы управления здравоохранением в субъектах федерации.- Екатеринбург, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственное управление в области здравоохранения в РФ