Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 10:46, контрольная работа
Целью данной работы является детальное рассмотрение государственного управления топливно-энергетическим комплексом России.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Раскрыть понятия государственное управление; топливно-энергетический комплекс (ТЭК), выявить особенности регулирования разных отраслей ТЭК, рассмотреть сущность программы Энергетическая стратегия России до 2020 г.
В работе использованы методы анализа, общенаучный метод познания.
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что топливно-энергетический комплекс это основа современного хозяйства любой страны, в связи с чем, вопрос о системе его управления всегда интересен. Топливно-энергетический комплекс России является лидером и двигателем экономики страны. Принцип использования передовых технологий в цикле добычи и переработки углеводородного сырья, всегда применялся в отрасли на всех этапах ее развития. Без него нельзя обойтись и в современных условиях, когда конкуренция на рынке велика и приходится искать наиболее эффективные формы как самих производственных и бизнес процессов, так и их управления.
Целью данной работы является детальное рассмотрение государственного управления топливно-энергетическим комплексом России.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Раскрыть понятия государственное управление; топливно-энергетический комплекс (ТЭК), выявить особенности регулирования разных отраслей ТЭК, рассмотреть сущность программы Энергетическая стратегия России до 2020 г.
В работе использованы методы анализа, общенаучный метод познания.
Работа имеет следующую структуру: 2 главы, каждая из которых состоит из двух параграфов, введение, заключение и список литературы.
Глава 1. Государственное управление и топливно-энергетический комплекс, основные понятия
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – сложная межотраслевая система добычи и производства топлива и энергии (электроэнергии и тепла), их транспортировки, распределения и использования.
От развития ТЭК во многом зависит
динамика, масштабы и технико-экономические
показатели общественного производства,
в первую очередь – промышленности. Вместе
с тем приближение к источникам топлива
и энергии – одно из основных требований
территориальной организации промышленности.
Массовые и эффективные топливно-энергетические
ресурсы служат основой формирования
многих территориально-
Топливно-энергетический комплекс имеет большую районообразующую функцию: вблизи энергетических источников развивается мощная инфраструктура, благоприятно способствующая формированию промышленности, росту городов и посёлков.
Для ТЭК характерно наличие развитой производственной инфраструктуры в виде магистральных трубопроводов (для транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа, угля) и высоковольтных линий электропередачи. ТЭК связан со всеми отраслями народного хозяйства, он использует продукцию машиностроения, металлургии, связан с транспортным комплексом. На его развитие расходуется почти 30% денежных средств, 30% всей промышленной продукции дают отрасли ТЭКа.
С ТЭК напрямую связано благосостояние всех граждан России, такие проблемы, как безработица и инфляция, ведь в сфере ТЭК более 200 крупных компаний и более 2 млн. человек занято в его отраслях.
Топливно-энергетический комплекс является базой развития российской экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики, 20% ВВП формируется за счёт ТЭКа, больше 40% бюджета страны и 50% экспорта России складывается за счёт реализации топливно-энергетических ресурсов.
Основа экспорта России приходится на продукцию ТЭК. Особенно зависят от поставок нефти и газа из России страны СНГ. В то же время Россия изготовляет лишь половину необходимой ей нефтедобывающей техники и зависит в свою очередь от поставок энергооборудования из Украины, Азербайджана и других стран.
Состояние и технический уровень действующих мощностей топливно-энергетического комплекса становятся в настоящее время критическими. Исчерпали свой проектный ресурс более половины оборудования угольной промышленности, 30% газоперекачивающих агрегатов, свыше 50% износа имеет половина оборудования в нефтедобыче и более 1/3 – в газовой промышленности. Особенно велик износ оборудования в нефтепереработке и электроэнергетике.
Антикризисные меры в отраслях топливно-энергетического комплекса предполагают в ближайшие годы восстановить докризисный уровень и наращивать добычу ТЭР. Региональная стратегия России в топливно-энергетическом комплексе направлена на развитие рыночных отношений и максимальное энергоснабжение каждого региона самостоятельно.
Реализацию государственной политики в сфере ТЭК осуществляет Министерство энергетики Российской Федерации и подведомственные ему организации.
Структура ТЭК:
- Топливная промышленность. В нее вхзодят нефтяная, газовая, угольная, сланцевая, торфяная .
В состав нефтяной промышленности России входят нефтедобывающие предприятия, нефтеперерабатывающие заводы и предприятия по транспортировке и сбыту нефти и нефтепродуктов.
Газовая промышленность России включает в себя предприятия, осуществляющие геолого-разведочные работы, бурение разведочных и эксплуатационных скважин, добычу и транспотирования, подземные хранилища газа и другие объекты газовой инфраструктуры.
Уголь добывается шахтным способом и в карьерах – открытая добыча (40% общей добычи). Наиболее производительный и дешевый способ добычи угля - открытый (в карьерах), но, в то же время, он существенно нарушает природные комплексы.
- Электроэнергетика. Тепловые электростанции, атомные электростанции (АЭС), гидроэлектростанции (ГЭС), прочие электростанции (ветро-, гелиостанции, геотермальные станции), электрические и тепловые сети, самостоятельные котельные. Структура производимой электроэнергии распределяется следующим образом: ТЭС – 68%, ГЭС – 18%, АЭС – 14%.
1.2.Понятие государственное управление, цели, принципы
Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности ГУ выступает социальность - наполненность ГУ общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.
Выделяют следующие свойства государственного управления:
В государственном управлении его управляющие воздействия опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею.
Распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности общества, даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики.
Объективно, системно, организовано.
Субъектом государственного управления выступает не аппарат, а государство, как политико-правовая организация общества, совокупность всех граждан и др. жителей страны. Государственное управление - это управление в масштабе общества, призванное создавать и закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения любых видов человеческой деятельности.
Для государственного управления системное представление его компонентов, элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение.
Особенности накладываются характером взаимосвязей между субъектом и объектами государственного управления, из-за чего система субъектно-объектных зависимостей характеризуется в широком и узком смысле слова.
В широком смысле: субъект управления (государство как управляющая подсистема) - взаимодействия (подсистема прямых и обратных связей) - общественная система (подсистема компонентов общества, подверженных государственному управлению).
В узком смысле система субъектно-объектных зависимостей включает в себя: субъект управления - воздействия - управляемые объекты, где преимущество находится на стороне субъекта управления.
Система субъектно-объектных зависимостей обуславливает и предполагает присутствие трех элементов: субъекта управления (СУ) или его отдельного управляющего компонента (государственного органа, должностного лица, участника управления); создаваемого и реализуемого им управляющего воздействия; объектов воздействия в виде, главным образом, деятельности организаций, учреждений, предприятии, отдельных граждан (в том числе и входящих в состав субъекта управления).
Система элементов управленческого процесса: “информация - знания способность и умение анализировать управляемые объекты и находить объективные рычаги воздействия на объект - ресурсы - идеи - экспертные оценки - решения - действия - результаты”.
Социальный механизм формирования и реализации государственного управления это совокупность и логическая взаимосвязь социальных элементов, процессов и закономерностей, посредством которых субъект государственного управления (его компоненты) “схватывает” потребности, интересы и цели общества в управляющих воздействиях, закрепляет их в своих управленческих решениях и действиях и практически приводит их в жизнь, опираясь на государственную власть. Он может быть выражен через следующую цепь: “потребности - интересы - цели - решения - действия - результаты”.
Существование, развитие, содержание и формы, направления и смысл совершенствования ГУ определяются объективными потребностями общества. Общественные потребности в управлении проявляют себя прежде всего как управленческие интересы людей, их коллективов, общностей, в целом общества.
Объективные потребности в управлении, выраженные через управленческие интересы, порождают и обуславливают управленческие цели. Цели управления закрепляются в управленческих решениях - социальных актах, в которых в логической форме выражены действия управляющих звеньев, необходимые для достижения поставленных целей.
Чтобы решения практически осуществлялись, нужны конкретные действия по практической реализации соответствующих решений.
Реализация управляющих воздействий, выраженных в управленческих решениях, приводит к определенным результатам управления, которые состоят в удовлетворении общественных потребностей в государственном управлении.
Глава 2. Особенности осударственного управления топливно – энергетическим комплексом
2.1 Функции
государственных органов, регулирующих
топливно-энергетический
Правительство РФ устанавливает предельные уровни тарифов естественных монополий, рассматривает в связи с этим их инвестиционные программы, регулирует доступ к нефте- и газопроводам, определяет балансовые задания по поставкам на внутренний рынок.
Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) - исполнительный орган государственной власти, регулирующий естественные монополии. ФЭК, рассматривающий издержки монополий, дает предложения по изменению тарифов.
Главной задачей ФЭК является создание благоприятных отношений между потребителями и производителями энергии. Это позволяет потребителю рассчитывать на доступную по цене энергию, а производителю обеспечивать нормальное функционирование и развитие бизнеса. Основная функция ФЭК - регулирование цен естественных монополий. На уровне регионов эту функцию выполняют региональные энергетические комиссии.
Энергетика, газовая и нефтяная промышленность производят небольшое число очень однородных и стандартизированных товаров. В этих условиях свободные цены на энергоносители не могут быть инструментом конкуренции. Они должны регулироваться государством наряду и в комплексе с налоговой системой, с учетом потребностей в финансовых средствах и возможностей как производителей (ТЭК), так и основных потребителей энергоресурсов. В настоящее время необходимо усиление ценового и финансового контроля государства в энергетическом комплексе. Важно, чтобы внутренние цены на энергоносители и финансовые потоки, проходящие через топливно-энергетические компании, контролировались и регулировались государством.
Внутренние цены на энергоресурсы должны быть защищены от резких колебаний мировых цен и обменного курса рубля. Это не означает их полной автономности и независимости. Они должны стимулировать адаптацию отечественных производителе! и потребителей к мировой конъюнктуре. Однако сильные ценовые колебания могут отрицательно повлиять на производственный потенциал как топливно-энергетических отраслей, так и ш потребителей, создавать высокие риски для инвесторов.
В развитых странах относительные внутренние цены на энергоресурсы повышаются, когда мировые растут, и снижаются, когда последние падают. Вместе с тем изменение внутренних цен значительно меньше, чем мировых в первую очередь благодаря государственному регулированию.
Информация о работе Государственное управление и топливно-энергетический комплекс, основные понятия