Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 10:46, контрольная работа
Целью данной работы является детальное рассмотрение государственного управления топливно-энергетическим комплексом России.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Раскрыть понятия государственное управление; топливно-энергетический комплекс (ТЭК), выявить особенности регулирования разных отраслей ТЭК, рассмотреть сущность программы Энергетическая стратегия России до 2020 г.
В работе использованы методы анализа, общенаучный метод познания.
- изменение перечня и
размера, установленных нормативными
актами Российской Федерации
и субъектов Российской
- изменение процентной
ставки Центрального банка
- наступление событий, появление
которых было маловероятно, и
которые оказали существенное
воздействие на состояние
Законодательно устанавливается необходимость обеспечения энергетическими комиссиями открытости для потребителей и производителей электрической и тепловой энергии процесса установления тарифов на электрическую и тепловую энергию.
При этом энергетические комиссии несут ответственность за экономическую обоснованность устанавливаемых ими тарифов на электрическую и тепловую энергию (размеров платы за услуги), за своевременность их введения, а также за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну. Последнее вступает в некоторое противоречие с условием открытости информации о формировании тарифов и предоставляет возможность обходить эту важную норму.
Тарифы на электрическую энергию (мощность) дифференцируются по категориям (группа) потребителей исходя из:
- соответствия тарифов, устанавливаемых
для различных категорий (групп)
потребителей, реальным затратам
энергоснабжающих организаций
- равноприбыльности
- уровня напряжения в
точке подключения потребителя
к электрической сети
- средних затрат на
транспортировку потребителям
При представлении экономических обоснований энергоснабжающими организациями, расчет общей потребности в финансовых средствах энергосбережающих и других организаций по видам регулируемой деятельности производится ими исходя из норм расходования топлива, основных и вспомогательных материалов для эксплуатационных и ремонтных нужд, прогнозируемых цен и тарифов.
Важным нововведением является распределение общей потребности в финансовых средствах между электрической энергией, электрической мощностью, тепловой энергией, тепловой мощностью и услугами пропорционально себестоимости. Таким образом, устраняется возможность перекрестного субсидирования одних видов услуг за счет других, что важно в условиях, когда предприятие производит одновременно как конкурентную, так и монопольную продукцию.
Для установления тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую на оптовый рынок, гидравлические, тепловые, атомные электростанции, избыточные энергоснабжающие организации и другие организации представляют Федеральной энергетической комиссии предложения по утверждению тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе:
- экономическое обоснование
общей потребности на период
регулирования в финансовых
- определение видов и
объемов продукции в
- распределение общей
потребности в финансовых
- расчет среднего тарифа
и тарифа на каждый вид
Для взаиморасчетов за фактически поставленную на оптовый рынок тепловыми и атомными электростанциями электрическую энергию, тариф определяется по результатам работы электростанции в отчетном периоде исходя из норм удельного расхода топлива на производство электрической энергии за отчетный период, фактических режимов работы оборудования тепловой (атомной) электростанции и фактической цены топлива с учетом оптимизации.
Виды и объемы продукции в натуральном выражении, поставляемой на оптовый рынок, определяются на основании утвержденного Комиссией баланса электрической энергии и мощности.
Распределение общей потребности поставщиков оптового рынка в финансовых средствах производится между электрической энергией, электрической мощностью, тепловой энергией и тепловой мощностью также в соответствии с калькуляцией себестоимости продукции, определяемой в установленном порядке.
При установлении тарифов на электрическую энергию и электрическую мощность, поставляемые с оптового рынка, Федеральная энергетическая комиссия:
- рассчитывает общие затраты
на поставку электрической
- определяет объем продукции
в натуральном выражении, поставляемой
с оптового рынка и услуг, оказываемых
на оптовом рынке, на основании
утвержденного Комиссией
- распределяет общую
Экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах Российского акционерного общества «ЕЭС России» и государственного предприятия – концерна «Росэнергоатом» по видам регулируемой деятельности, производится ими исходя из действующих норм и нормативов расходования материальных, финансовых и трудовых ресурсов для производственных, и социальных нужд, и прогнозируемых цен и тарифов.
Несмотря на утверждение основных документов, регламентирующих порядок регулирования тарифов на энергию, до сих пор существует ряд серьезных недостатков в нормативно-методических основах определения себестоимости и тарифов, наиболее существенные из которых:
- отсутствие экономически
обоснованных методов
- количественно не определены
требования по качеству
Существующий подход к определению удельных капиталовложений при проектировании ТЭЦ не учитывает особенностей комбинированного производства тепловой и электрической энергии на ТЭЦ: все капиталовложения в промышленное строительство относятся только к установленной электрической мощности ТЭЦ. Именно по этой причине капиталовложения в ТЭЦ в 1,5 раза и более выше, чем на КЭС. Такой подход не может считаться правомерным, поскольку подавляющая часть сооружений и оборудования ТЭЦ служат одновременно для производства тепла и электроэнергии.
Обоснование перспектив развития ТЭК как единого целого, проблемы которого можно решить только в комплексе, должно основываться на долгосрочной энергетической стратегии.
Разработана энергетическая стратегия России на период до 2020 г., определяющая приоритеты политики государств в энергообеспечении страны. Россия должна наращивать добычу энергоносителей - такова общая суть стратегии. Для того, чтобы обеспечить ежегодный прирост ВВП в 5%, добыча нефти должна возрасти до 360млн т, угля - до 439 млн.т, газа -до 700млрд м3, а производство электроэнергии -до 1,62трлн кВт. ч.
Эффективность использования ресурсов должна при этом повышаться: в соответствии со специальной программой сбережения предстоит сэкономить до 1,4 млрд. т условного топлива.
Стратегия определяет наиболее важную проблему сбережение потому, что без регулирующих продуманны этой области через двадцать лет обеспечить экономику энергетическими ресурсами будет сложно, ибо в настоящее время энергосоставляющая валового продукта России в 3 раза превышает аналогичный показатель развитых стран. В долгосрочной энергетической стратегии прогноз роста производств; и нефтепродуктов необходимо увязать с прогнозом роста нефтяного экспорта.
Одной из важных проблем энергоснабжения является составление газовой отрасли. Газовый комплекс осуществлял бесперебойное снабжение внутреннего рынка, однако в настоящее время его возможности ограничены. Доля газа в энергетике за го (1995-2000 гг.) выросла с 34 до 64%.
Стратегия предусматривает сокращение доли газа в т ном балансе страны до 51%. Постоянный рост потреблена слабый приток инвестиций, сдерживание внутренних цен жесткое налогообложение газовой отрасли и другие фа приводят к недостатку средств у предприятий и ставят в т) положение отрасль. Проблема замещения газа другими видами топлива не только актуальна, но и требует больших затрат. Структура снабжения электростанций топливом за последние 10 лет резко изменилась. Энергетика активно переходила на газ, Сегодня в европейской части страны 80% топлива - это газ. У РАО «Газпром» нет средств на разработку новых месторождений. Для энергетики это оборачивается заменой топлива. Газ как топливо можно заменить углем. Но в европейской части нет таких объемов угля, которые можно было бы использовать вместо газа. Реально уголь могут дать Печорский и Подмосковный бассейны (в последнем уголь плохого качества) и Донбасс.
Сейчас РАО «ЕЭС» ежегодно потребляет 136 млрд. м3 газа. Чтобы эти объемы заполнить другим топливом, нужны большие деньги. На освоение новых угольных технологий потребуется от 7 до 10 лет. Хотя Россия богата углем, но все угольные месторождения находятся в Сибири. В перспективе необходимо построить электростанции в Сибири и получать электроэнергию по ЛЭП. Кроме того, можно наладить доставку угля по железной дороге. Однако это увеличит себестоимость электроэнергии. Отметим также, что на всех электростанциях, работающих на угле, было ликвидировано оборудование, т. е. вся технология использования угля была разрушена.
Конечно и запасы газа, и его добыча в России огромны, но инвестиционная составляющая тарифа РАО «Газпром» пополняется только за счет экспортной выручки, поэтому на внутреннем рынке у него не хватает денег для покрытия затрат.
Таким образом, одним из условий успешной деятельности необходимо правильно проводить ценовую политику, чтобы предприятия газовой и энергетической промышленности моги достойно развиваться. В традиционной энергетике надо найти средства на модернизацию оборудования. РАО «Газпром» в настоящее время на старых технологиях расходует газ крайне неэкономно. Для того чтобы более рационально использовать добытую газовую продукцию необходимо повысить КПД с нынешних 28-30 до 55% и более.
Энергетике также требуются большие инвестиции. Инфраструктура энергетических предприятий была рассчитана па большие потребности в мощности электроэнергетики. Но за последние 10 лет промышленное потребление резко упало, создали большие избытки мощностей. Казалось бы, должна увеличиться надежность энергоснабжения. Но такой однозначный вывод сделать нельзя. В результате неплатежей резко обострилась ситуация со старением основных фондов. На них сегодня около 25-30млн кВт из существующих 200млн выработали свой ресурс и не могут брать дополнительную нагрузку.
Итак, необходимо создать такой ценовой механизм, чтобы было выгодно вкладывать средства в энергетику. Только так можно решить проблему реструктуризации отрасли сегодня.
Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 1995 г. призван способствовать росту иностранных инвестиций в топливно-энергетический комплекс.
Список литературы:
Информация о работе Государственное управление и топливно-энергетический комплекс, основные понятия