Государственные инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 08:38, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является оценка перспектив изменений инвестиционного климата в России и его активизации на основе существующих тенденций развития деятельности инвесторов и инвестиционной политики государства, в которой необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения.
Задачи курсовой работы. Определим, что задачами данной работы являются:
• выявление сущности, структуры и основных этапов развития инвестиций;
• исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Инвестиции и их место в экономической системе:
1.1. Сущность инвестиций…………………………………………………………...5
1.2. Структура инвестиций…………………………………………………………..6
2. Источники финансирования инвестиций:………………………………………………6
2.1. Внутренние источники финансирования инвестиций……………………..7
2.2. Внешние источники финансирования инвестиций………………………..10
3. Роль инвестиций в переходной экономике России:
3.1.Влияние развития капитальных вложений на экономику России……..….17
3.2. Оценка и анализ инвестиционного кризиса в России…………….……….21
3.3. Оценка и анализ текущего состояния инвестиционного климата
в России……………………………………………………………………….23
4. Препятствия на пути притока инвестиций. .Пути и меры по
активизации инвестиционного климата…………………………………..……………25
5.Роль инвестиционной политики в оздоровлении экономики России………………..26
6. Роль международной помощи в оздоровлении российской экономики…………….28
Заключение…………………………………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

investicii.doc

— 388.50 Кб (Скачать файл)

 

2.1. Внутренние источники  инвестиций в России.

Традиционно в России финансирование капитальных  вложений осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно предположить, что  и  в  дальнейшем  они  будут играть решающую роль, несмотря на активизацию привлечения  иностранного капитала. Каждой семье приходится постоянно решать житейскую проблему: какую часть своего бюджета направить на текущее потребление, а какую - отложить  на  будущее.

В масштабе страны общий уровень  сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных граждан - не единственный источник сбережений на  будущее. Предположим, что некая компания получила прибыль в размере 100 млн. руб. Эта прибыль может быть выплачена владельцам, реинвестирована (компания может приобрести на эти средства новое оборудование или производственные площади) или же  положена  на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своей прибыли, точно так же как семья сберегает часть своего заработка. Правительство тоже может делать сбережения - в тех случаях, когда налоговые поступления в бюджет превышают правительственное потребление (куда входит зарплата государственных служащих, расходы на оборону, выплаты пенсионерам и т.п.). При таком положении дел у правительства остаются средства, которые могут быть использованы под инвестиции, скажем, в строительство новых дорог или развитие телефонной связи.

Объем сбережений в стране непосредственно  влияет на  объем инвестиций в  стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на приобретение оборудования,  зданий и жилья, которые в будущем выразятся в подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода,  это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции.

Чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат к разным экономическим группам. Когда семья откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения.  В этом случае  вкладчики (отдельные граждане)  и  инвесторы  (предприятия) связаны через финансового  посредника  (банк).  Иногда вкладчики и инвесторы представляют  собой  одно и  то же  лицо. Если  предприятие  сберегает часть своей прибыли и использует ее на покупку нового станка, оно одновременно и сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою  прибыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем сбережений точно соответствует объему инвестиций. Какая часть национального дохода сберегается,  такая часть и может быть инвестирована. Таким образом, можно сказать, что в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям.

Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не столь однозначная ситуация. Если некая российская компания желает сделать капиталовложение, она может занять необходимые средства как в российском, так и в зарубежном банке. Рассмотрим какие же существуют внутренние источники инвестиций.

Прибыль как источник инвестиций

Недостаток финансовых ресурсов предприятия  пытаются восполнить за  счет повышения  цен на свою продукцию. В 1993 году все  увеличение прибыли в народном  хозяйстве  определялось  ценовым  фактором. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия.  Например, в сложном положении оказался Волжский автомобильный завод. Чтобы обеспечить необходимые средства для  инвестиций, он постоянно поднимал цены на автомашины  "Жигули", в результате чего они стали дороже многих более качественных иностранных моделей. Поэтому сбыт продукции ВАЗа стал проблематичным.

Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для  производственного развития, тем  более что сегодня они являются одним из основных источников капиталовложений в экономику. Расширить возможности предприятий поможет решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции, которое действует с 1 января 1993 года. Это должно послужить хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности.

 

Амортизационные отчисления.

Амортизационные отчисления - это капитальная стоимость, отделившаяся от своего материального носителя (зданий, сооружений, оборудования, аппаратуры и т.д.) изначально являющуюся капиталом уже находящимся в кругообороте и обороте предприятия. Амортизационные отчисления направлены на восстановление средств производства, которые изнашиваются в процессе использования при производстве товаров. Однако в данный момент в России амортизационные отчисления теряются из-за инфляции (инфляция практически девальвировала этот источник капиталовложений), поэтому для самоинвестирования предприятия используют средства, необходимые для выплаты долгов по зарплате, налогов и прочего, что отражается на социальной сфере. Рост стоимости основных фондов предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам инфляции позволяет увеличить источники собственных средств для финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости основных средств. Чтобы восстановить инвестиционный характер амортизационного фонда необходимо провести реформу амортизационной политики и системы кругооборота и оборота амортизационного фонда: однозначно признать капитальный характер амортизационных отчислений; распространить на амортизационный фонд законодательство о собственности и гарантировать права собственников капитала на определение судьбы амортизационного фонда; усилить ответственность производства (менеджеров) предприятий за его сохранность и целевое использование; ввести налоговые и административные санкции против разбазаривания, проедания и вывоза амортизационного фонда за пределы российской национальной территории (пресечь вывоз капитала за счёт амортизационных отчислений). Эти меры помогут сохранению амортизационного фонда предприятия и, как следствие, помогут держаться производству на прежнем уровне.

 

 

 

Бюджетное финансирование.

Дефицит государственного бюджета  не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Уже сейчас ужесточился контроль за целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита внедряется система залога имущества в недвижимости, в частности земли. Законодательная база этому создана Законом о залоге. Государственные централизованные вложения обычно направляют на реализацию ограниченного числа региональных программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем. На этапе выхода из кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут:

  • выделение государственных инвестиций для стимулирования развития опорных сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение продовольственной и топливно-энергетической проблем;
  • поддержание научно-производственного потенциала;
  • выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности приостановить его падение собственными силами.

Банковский кредит

Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций. Нет необходимости  говорить о важности долгосрочных кредитов для развития производства в России, которое находится в катастрофическом состоянии. Долгосрочные банковские кредиты в первую очередь направлены на решение стратегических целей в экономике. Они способствуют постепенному увеличению производства и, как следствие, общему подъему экономики страны. Такие кредиты могли бы выдаваться банками в первую очередь на решение социальных программ под гарантии правительства, однако долгосрочные банковские кредиты невыгодны в условиях инфляции, которая составила в декабре 1996 года (по отношению к декабрю 1995 года) 22%. При такой инфляции невыгодны даже среднесрочные кредиты. На сентябрь 1996 года из общей массы кредитов (314 трлн. руб.), выданных российскими банками, только 19.6 трлн. руб. или 6,3% составляли долгосрочные. Назрела потребность создания инвестиционных банков, которые занимались бы финансированием и долгосрочным кредитованием капитальных вложений. А пока правительство вынуждено финансировать необходимые программы из средств бюджета, а их в бюджете катастрофически не хватает5.

 

Средства населения.

Привлечение средств населения  в инвестиционную сферу путём  продажи акций приватизированных  предприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться  не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции6. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения  на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций - инвестиционных банков и фондов,  страховых компаний,  пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем,  кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями,  претендующими  на привлечение  средств  населения.

Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей финансирования капиталовложений, является финансовоэкономическая нестабильность. Тем не менее недостаточность внутреннего инвестиционного потенциала можно считать относительной.

 

2.2. Внешние источники  инвестиций.

 

Иностранные инвестиции в российской экономике.

Велика роль иностранного капитала в экономике России. Он может принести в Россию  достижения научно-технического прогресса и   передовой  управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и  привлечение иностранного  капитала - необходимое условие эффективного развития национальной экономики. Приток  иностранных инвестиций  жизненно  важен  для достижения среднесрочных  целей -  выхода  из  современного  общественно-экономического кризиса, преодоления  спада производства и ухудшения качества жизни россиян.

В настоящее время инвестиционный климат в стране весьма неблагоприятен: приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) примерно в 5 раз меньше оттока капитала. В области прямых инвестиций сравнительные позиции России выглядят довольно скромно по накопленной за период 1989-1998 гг. сумме прямых иностранных инвестиций на душу населения Россия занимает лишь 21-е место среди 25 стран Центральной и Восточной Европы и СНГ. Объем иностранных инвестиций к ВВП даже в 1997 г., когда приток ПИИ был максимальным, составил 0,8%. Россия оказалась на предпоследнем месте в списке указанных стран.7

По состоянию  на 1 июля 1998 года иностранный капитал  в экономике России составил 37.1 млрд. долларов США. Наибольший удельный вес  в накопленном иностранном капитале приходится на прочие инвестиции (68.6%), осуществляемые на возрастной основе (кредиты международных организаций, торговые кредиты, банковские вклады и пр.), доля прямых инвестиций составила 30.6%, портфельных -0.8 %.1

В 1-м полугодии 1998 г. замедлились  темпы поступления иностранных  инвестиций. Так, если объем поступающего иностранного капитала в 1996 г. по сравнению с 1995 г. вырос в 2.3 раза, в 1997 г. по сравнению с 1996 г. - в 1.8 раза, то в 1-м полугодии 1998 года он составил 99.1% от объема соответствующего периода предыдущего года. 2

Динамика поступления иностранных  инвестиций характеризуется данными, представленными в таблице 1.

В структуре иностранного капитала, поступившего в Россию, основная доля приходилась на прочие инвестиции, которая возросла с 31.0% в 1995 г. до 80% в 1-м полугодии 1998 г., что связано с поступлением кредитов по правительственным соглашениям.3

 

                                                                                                                                        Таблица 1.

Динамика поступления иностранных инвестиций (млн. долларов США)4

 

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1-е полугодие 1998 г. 

1-е полу-годие 1998 в % к 1-му  полугодию 1997 г.

Инвестиции

2983

6970

12295

7698

99.1

из них: прямые инвестиции

2020

2440

5333

1509

53.7

в т.ч.: взносы в уставной капитал

1455

1780

2127

641

58.9

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев

341

450

2632

593

38.2

прочие прямые инвестиции

224

210

574

275

164.8

портфельные инвестиции

39

128

681

32

7.2

в т.ч. акции

11

42

571

29

7.9

долговые цен. бумаги пр-тий

28

86

109

3

3.9

прочие инвестиции

924

4402

6282

6157

136.4

в т.ч. торговые кредиты

187

406

340

1650

в 14.8 р.

прочие кредиты

493

2719

4347

4268

126.1

Информация о работе Государственные инвестиции