Государственные инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 08:38, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является оценка перспектив изменений инвестиционного климата в России и его активизации на основе существующих тенденций развития деятельности инвесторов и инвестиционной политики государства, в которой необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения.
Задачи курсовой работы. Определим, что задачами данной работы являются:
• выявление сущности, структуры и основных этапов развития инвестиций;
• исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Инвестиции и их место в экономической системе:
1.1. Сущность инвестиций…………………………………………………………...5
1.2. Структура инвестиций…………………………………………………………..6
2. Источники финансирования инвестиций:………………………………………………6
2.1. Внутренние источники финансирования инвестиций……………………..7
2.2. Внешние источники финансирования инвестиций………………………..10
3. Роль инвестиций в переходной экономике России:
3.1.Влияние развития капитальных вложений на экономику России……..….17
3.2. Оценка и анализ инвестиционного кризиса в России…………….……….21
3.3. Оценка и анализ текущего состояния инвестиционного климата
в России……………………………………………………………………….23
4. Препятствия на пути притока инвестиций. .Пути и меры по
активизации инвестиционного климата…………………………………..……………25
5.Роль инвестиционной политики в оздоровлении экономики России………………..26
6. Роль международной помощи в оздоровлении российской экономики…………….28
Заключение…………………………………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

investicii.doc

— 388.50 Кб (Скачать файл)

 

Согласно данным таблицы 1 была получена следующая диаграмма:

Из данной диаграммы видно, что поток иностранных инвестиций в российскую экономику также уменьшился в 1998 году, как и общий поток инвестиций. Особенно интересно поведение портфельных инвестиций. События августа 1998 г. серьезно подорвали перспективу привлечения в Россию иностранных портфельных инвестиций. Российские предприятия практически лишились возможности выхода на мировые финансовые рынки.

Из данных таблицы 1 находим поступления  портфельных иностранных инвестиций за первое полугодие 1997 года, которые  составили 444.4 млн. долларов,  в сравнении с 32 млн. долл. в 1-м полугодии 1998 года. Можно сделать вывод, что иностранные инвесторы потеряли доверие к нашему рынку еще до 17-го августа и, как следствие,  снижение инвестиционной активности с их стороны.

Прогнозировать ситуацию с портфельными инвестициями труднее из-за неопределенности перспектив азиатских экономик. Однако не вызывает сомнения, что основными получателями этих инвестиций останутся развивающиеся страны западного полушария, доля которых в 1992-1997 гг. составляла около 50%. Доля, на которую может рассчитывать Россия, невелика.

 

В целях привлечения иностранных  инвестиций в ряде регионов России инвесторам предоставляются льготы по уплате налога на прибыль в региональные бюджеты, отсрочка различных налоговых выплат в местные бюджеты. Следует отметить, что отраслевые предпочтения иностранных инвесторов определяют и региональное распределение инвестиций - вложение капиталов в крупные центры с развитой инфраструктурой рынка, со сравнительно более высокой платежеспособностью населения, а также в территории, обладающие значительными запасами сырья.

Группировка регионов по удельному  весу поступивших инвестиций в 1-м  полугодии 1998 г. приводится ниже:

 

 

 

 

                                                                                                                          Таблица 2

 

Группировка регионов по удельному весу поступивших инвестиций.1

Удельный вес посту-пивших иностран-ных  инвестиций в общем объеме, %

Число регионов, единиц

Сумма поступивших инвестиций,

млн. долларов США

Удельный вес в общем числе  регионов, %

0.0-1.0

78

899

88.6

1.1-2.0

6

752

6.8

2.1-50.0

3

993

3.4

свыше 50.0

1

5054

1.2


 

По накопленному иностранному капиталу по состоянию на 1 июля 1998 г. лидирует Германия, ее удельный вес в общем объеме составил 39.6% (14.7 млрд. долл.). Значительный объем накопленных иностранных инвестиций приходится на США - 31.1% (4.8 млрд. долл.), Италию - 9.4 (3.5 млрд. долл.) и Кипр - 8.9% (3.3 млрд. долл.). Накопленный капитал, поступивший из таких стран,  как Франция, Великобритания, Нидерланды, составил 2.4% от общего объема накопленных иностранных инвестиций.1

Следует отметить, что доля поступивших  инвестиций из ряда развитых стран  в общем объеме иностранных инвестиций в экономику РФ увеличивается. Так, доля инвестиций, поступивших из Германии, возросла с 10.3 % в 1995 г. до 34.3% в 1-м полугодии 1998 г., из Франции - соответственно с 3.6 до 15.0%, из Великобритании - с6.1 до 12.7 %. Доля поступления инвестиций сократилась из таких стран, как США (с 27.9до 15.5 %), Швеция (с 2.1 до 1.5%) и Швейцария (с 14.6 до 4.4%).2

Наиболее привлекательными для  иностранных инвесторов по-прежнему остаются промышленность, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение, торговля и общественное питание.

Движение иностранного капитала, поступающего из развитых стран, характеризуется  следующими данными:

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                         Таблица 3

 

Движение иностранногокапитала3 (млн. долларов США)

 

Поступило

Изъято

Накоплено на конец июня 1998 г.

     

всего

в % к итогу

Всего инвестиций

7698

4576

37064

100

из них: Германия

2637

993

14669

39.6

США

1190

1027

4840

13.1

Франция

1155

124

347

0.9

Великобритания

980

898

274

0.7

Кипр

411

643

3298

8.9

Швейцария

340

245

425

1.1

Нидерланды

265

207

301

0.8

Швеция

115

41

450

1.2

Италия

111

108

3477

9.4

Канада

44

43

142

0.4


 

В 1998 г., как и в 1997 г., наблюдается  снижение инвестиционной активности. Одна из основных причин - нестабильность финансового положения организаций. См. таблицу из приложения 3.

В 1-м полугодии 1998 г. крупными и  средними предприятиями всех форм собственности на развитие электроэнергетики, нефтедобывающей и газовой промышленности, железнодорожного и трубоводного транспорта и связи направлено 37.5 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составило 93.5 % к уровню 1-го полугодия 1997 г. Инвестиции крупных и средних предприятий экономики во все отрасли за тот же период уменьшились на 4.0%, в промышленность - на 4.6%.

Основной источник финансирования инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям отраслей естественных монополий - собственные средства, которые составили в 1-м полугодии 1998 г. в среднем примерно 75%. Четвертая часть всех инвестиций приходится на привлеченные средства.2

Приток прямых частных иностранных  инвестиций в 1993-1999 гг. составил около 10 млрд. долл., или 8-10% объема капитала, вывезенного из страны за эти годы. Внешнее финансирование, получаемое от международных финансовых организаций и правительств других государств, не покрывает потерь от вывоза капитала ( всего от МВФ и Всемирного банка получено около 25 млрд. долл.) В таблице 1.3.4 приведены данные инвестиций в основной капитал по источникам.

Инвестиции в основной капитал  за январь-август 1999 г. составили 99.3 % уровня аналогичного периода 1998 г., продолжив  отрицательную тенденцию последних  лет. впервые за все годы реформ существенно сократились иностранные инвестиции (в первом полугодии 1999 г. они составили 55.5% уровня соответствующего периода 1998 г.). Рейтинг России как страны, принимающей инвестиции, резко упал.

Оживление мировой экономики после  финансового кризиса создает благоприятные условия для возобновления роста иностранных инвестиций. Внутренние российские условия пока не становятся более привлекательными. Иностранные компании размещают в России лишь производство основных потребительских товаров. В стратегическом плане, на наш взгляд, ситуация сложилась критическая. Кризис доверия губителен прежде всего для прямых инвестиций, так как они предполагают специфицированную и менее ликвидную форму капитала. Очень немногие крупнейшие мировые компании разместили свое производство в России, несмотря на популярность их торговых знаков и высокий потенциальный спрос на российском рынке. Это является серьезным негативным сигналом более мелком инвесторам, идущим за большими компаниями.

В последние месяцы положение на мировых рынках стало более благоприятным для России, но главным образом за счет стабилизации мирового финансового рынка и появления свободных ресурсов.

Проблема иностранных инвестиций состоит  в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может  привлекаться  в  форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов.

Иностранный капитал может  иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех которые находятся  в государственной монополии) без  ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные  инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные  прямым  инвестициям  формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным во-первых с точки зрения соблюдения национальных интересов и во-вторых - быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.

Необходимо создать эффективную  систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий  со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных  материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров  народного потребления,  в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны,  и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.

 

Отток капитала.

Рассмотрев в первую очередь  инвестиции, приходящие из-за рубежа, мы можем сказать и о том, какие  средства уходят нелегально за рубеж. За последние  годы  в  России  сложился  слой предприятий и предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Из-за неустойчивости экономического положения в стране большие средства переводятся в конвертируемую валюту и оседают в западных банках. Можно было бы ожидать, что с окончанием коммунистической эры Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования крупных инвестиций по мере того, как страна перестраивается под действием рыночных сил. На этом основании было бы резонно предположить, что в России  возникнет дефицит текущего платежного баланса (когда уровень инвестиций превышает уровень сбережений). Однако этого не происходит. Отток денежных ресурсов (потенциальных инвестиций) из России в несколько раз превышает их приток. Как не парадоксально, но в течение 1993 года Россия выдала больше кредитов зарубежным заемщикам, чем заняла сама. Активное  сальдо текущего платежного баланса России (когда страна является неттоэкспортером капитала,  т.е. граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило порядка 10 млрд. долларов. Это усиливает инвестиционный "голод" в стране, ведет к дальнейшему ослаблению национальной валюты. Мотивация оттока капиталов - ощущение российскими бизнесменами политической и экономической нестабильности в России. Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием страха перед возможным социальным взрывом в силу инфляции и непрерывного падения курса рубля, боязни денежной реформы переправляется ими в западные банки или используется для покупки недвижимости и ценных бумаг.

Многие в российских деловых кругах чувствуют, что экономика России слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций. Поэтому и предприятия используют свои сбережения не на  капиталовложения внутри страны, а на выдачу кредитов за рубеж. Компании-экспортеры, как правило, хранят свою прибыль на  счетах  в зарубежных  банках вместо того,  чтобы ввозить ее обратно в Россию и направлять на новые инвестиции. Этот процесс, известный как утечка капитала, очень часто носит противозаконный характер. И все же, несмотря на ее противозаконность, утечка капитала находит логичное экономическое оправдание: гораздо надежнее помещать капитал в лондонский банк, чем в российскую экономику. Именно поэтому предприятия предпочитают  предоставлять кредиты иностранцам (помещая деньги в зарубежный банк), а не своим соотечественникам8.

Основные источники оттока капиталов могут быть как легитимными, так и нелегитимными. К числу  легитимных источников относятся санкционированные  инвестиции  в экономику других стран в форме создания совместных предприятий или дочерних фирм. Общие масштабы оттока валюты не поддаются точному измерению, поскольку финансовая  статистика,  естественно,  учитывает  только  их легальную часть. Отток в крупных масштабах иностранной валюты за пределы России побудил власть принять организационно-правовые меры по ужесточением контроля за возвращением валютной выручки на территорию страны. Для того, чтобы российские фирмы не боялись инвестировать средства в экономику своей страны, необходимо создать условия для снижения инвестиционного риска.  Степень риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия четкого экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.

Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность шагов  - наряду со стимулированием притока капитала сразу же принимаются меры, препятствующие его оттоку.

На сегодняшний момент по сведениям Госкомстата объемы вложений за границей весьма скромны - инвестиции российского капитала за границей составили 20 млн. долларов и 2.6 млрд. рублей, при этом объем прямых инвестиций составил всего 3 млн. долларов и они почти целиком направлялись в промышленность - цветную металлургию, химическую и нефтехимическую отрасли. Однако по сведениям правоохранительных органов в 1991-1996 годах из России было вывезено около 150 млрд. долларов “грязных”, т.е. заработанных незаконным путем, денег и по статистике около 10 млрд. долларов чистых денег ежегодно вывозиться из России незаконным путем. Естественно, что государство заинтересовано в том, чтобы хотя бы часть “уплывших” потенциальных инвестиций вернуть9.

Информация о работе Государственные инвестиции