Делегирования полномочий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 22:01, реферат

Краткое описание

Задачей руководителя является организовать процесс (сценарий, игру), при котором люди хотели бы работать с максимальной отдачей, т.к. желание работать в группе и достигать собственной реализации - естественное состояние нормального человека.

Содержание

1.Введение
2.Понятие и сущность делегирования полномочий. Полномочия и их виды.
3.Основные принципы делегирования полномочий.
4.Факторы, повышающие эффективность делегирования.
5.Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент_2.docx

— 33.79 Кб (Скачать файл)

2. Принцип функциональной  дефиниции.

Структурное деление — это группировка  видов деятельности,  обеспечивающая достижение  поставленных  целей,  и  управляющий  каждого  из  подразделений должен обладать полномочиями, необходимыми для  координации  действий  этого подразделения  с  предприятием   в   целом.   Исходя   из   этого,   принцип функциональной дефиниции означает, что: чем яснее  определены  ожидаемые  от

управляющего  или структурного подразделения  результаты, чем четче  и  полнее определены направления  их  деятельности  и  делегированные  организационные полномочия, чем яснее осознаны должностные и  информационные  взаимосвязи  с другими управляющими и подразделениями,  тем больший вклад  способны  внести эти управляющие и структурные подразделения в реализацию целей  предприятия.

Несоблюдение  данного принципа способно  вызвать  путаницу  и  неразбериху  в вопросе о том, что именно и от кого именно следует ожидать.  Данный  принцип (который относится и к делегированию и к структурному  делению),  будучи концептуально весьма простым, зачастую трудно применим на  практике.  Четкое определение содержания работы и делегирование необходимых для ее  выполнения полномочий в большинстве случаев требуют  терпения,  высокого  интеллекта  и ясного представления о целях  и  планах.  Ясно,  что  весьма  непросто  дать определение   содержания   работы,   если   у   руководителя   нет   четкого представления о том, какие результаты он хочет получить.

3. Скалярный принцип.

Скалярный  принцип  относится  к  цепочке  прямых  должностных  отношений руководителей и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда должно  быть лицо, обладающее верховной  властью  в  организации.  Чем  отчетливее  линия должностной  связи  высшего  управляющего  с  каждым  из  подчиненных,   тем эффективнее процесс принятия решений и коммуникация.

Ясное понимание  скалярного  принципа  —  есть  необходимое  условие  для

нормального функционирования  организации.  Подчиненные  должны  знать,  во- первых, кто делегирует им полномочия, а во-вторых,  на  чье  усмотрение  они должны передавать решение проблем, выходящих за рамки их полномочий. И  хотя командная цепочка вполне может использоваться  самостоятельно  для  передачи только информации, отказ от нее при принятии решений  приводит  к  нарушению системы принятия решений и подрыву самой системы управления.

4. Принцип уровня  полномочий.

Принцип   уровня   полномочий   вытекает   из    совокупности    принципа функциональной дефиниции и скалярного принципа.  На  каждом  организационном уровне  имеются  полномочия  для  принятия  решений  в  рамках   компетенции предприятия.   Принцип   уровня   полномочий   означает,   что:   сохранение эффективности делегирования требует, чтобы  решения  в  пределах  полномочий отдельных сотрудников принимались ими, а  не  переадресовывались  на  высшие организационные  уровни.  Другими  словами,  на  каждом  уровне  управляющие должны принимать все те решения, на которые у них хватает полномочий,  а  на усмотрение своего руководства передавать решение лишь тех вопросов,  которые выходят за рамки их компетенции. Часто высшие  управляющие,  утверждая,  что прекрасно понимают всю важность делегирования полномочий вниз  дают  понять, что гораздо большую  тревогу  они  испытывают  в  связи  с  распространением среди подчиненных практики делегирования "вверх". Иначе говоря,  как  указал в беседе с авторами один из управляющих  высокого  звена,  часто  случается, что, поручив  решение  той  или  иной  проблемы  своим  подчиненным,  высшие управляющие через несколько дней или недоль обнаруживают, что  вопрос  вновь передан на их усмотрение. Очевидно, что во  избежание  этого  необходимо  не допускать  повторной  переадресации  проблем  вверх.  Если  право   принятия решения  делегировано  должным   образом,   то   руководителю   нe   следует поддаваться искушению принять  решение  самому.  Подчиненные  обычно  быстро уясняют, кто из руководителей охотно принимает решения за них.

Если исходить из принципа уровня полномочий, то  становится  ясным,  что,

если управляющие  хотят добиться  эффективности  делегирования  и  тем  самым снять с себя определенную часть нагрузки по  принятию  решений,  они  должны быть уверены, что полномочия ясны подчиненному, что он их четко осознает.

5. Принцип единоначалия.

Одним из основных принципов  управления  является  принцип  единоначалия, который формулируется следующим образом: чем полнее  взаимосвязь  подчинения подчиненного  с  руководителем,  тем   меньше   вероятность   получения   им противоречивых указаний и тем выше чувство персональной  ответственности  за результаты  работы.  При  рассмотрении  вопроса   делегирования   полномочий предполагалось,  что  (за  исключением  случаев   обязательного   разделения полномочий) право  свободы  действия  в  определенной  области  деятельности передается подчиненному только одним  руководителем.  Несмотря  на  то,  что подчиненный  может  в  принципе  получить  полномочия  от  двух  или   более руководителей  и  соответственно  быть  подотчетен  им  всем,   существенные трудности,  с  которыми  сопряжена  работа  в  подчинении  двух  или   более руководителей, очевидны. Поскольку  принимаемое  обязательство  по  существу носит  персональный  характер,  делегирование   несколькими   руководителями полномочий  одному  человеку  часто   приводит   к   противоречиям   как   в полномочиях, так и в ответственности. Принцип  единоначалия  весьма  полезен для внесения ясности в систему взаимосвязей  полномочия  —  ответственность.

Так, президент  фирмы обычно  не  распределяет  сбытовую  деятельность  между подразделениями сбыта, производства, по связям с общественностью,  финансов, бухгалтерского учета и кадров, если ими не руководит  одни  человек.  Вместо этого, поскольку сбыт является своего  рода  связующим  видом  деятельности, руководство этой работой поручается  управляющему  по  сбыту.  Если  же  для руководства сбытовым подразделением  президент  вместо  одного  управляющего назначает некий  исполнительный  комитет,  то  единоначалия  уже  не  будет.

Заставить   каждого   ответственного   работника   сбытового   подразделения

подчиняться не одному управляющему, а каждому  из членов  комитета  —  значит вызвать неразбериху и нарушить эффективность работы.

6. Принцип безусловной  ответственности.

Поскольку ответственность, будучи взятым на себя обязательством, не может

быть делегирована, то ни один руководитель не может  за  счет  делегирования освободиться от ответственности за деятельность подчиненных, так как  именно он делегирует полномочия и  распределяет  обязанности.  Подчиненные,  приняв поручение и получив необходимые для его выполнения полномочия, несут  полную ответственность перед руководителями за свою деятельность;  руководители  же в свою очередь несут всю  ответственность  за  организационную  деятельность подчиненных.

7. Принцип соответствия  полномочий и ответственности.

Поскольку  полномочия  есть  право   выполнять   порученную   работу,   а

ответственность —  это  обязательство  выполнить  ее,  то  отсюда  логически

вытекает, что  полномочия должны соответствовать  ответственности.  Из  этого очевидного обстоятельства вытекает следующий принцип: ответственность за  те или   иные   действия   не   может   превышать   предполагавшуюся    объемом делегированных  полномочий,  но  и  не  должна  быть   меньше   ее.   Данное соответствие не носит математического характера, оно скорее пространственно- временного порядка,  поскольку  и  полномочия,  и  ответственность  касаются выполнения одной и той же задачи. Например, президент фирмы  может  поручить закупку сырья и оборудования, а также  наем  работников  вице-президенту  по производству.  Последний  может осуществлять  эту работу  лишь  в   случае

предоставления  ему достаточной для выполнения этих задач  свободы  действий.

Вместе с  тем не следует наделять подчиненных  и большими,  чем  того  требуют их обязанности, полномочиями. Зачастую управляющие спрашивают с  подчиненных за работу, для осуществления которой те  не  имеют  необходимых  полномочий, что,  конечно,  в  корне  неправильно.  Бывает  и  так,   что   подчиненному делегируются достаточные для тех или иных действий полномочия,  но  контроль за их правильным использованием отсутствует. Однако в данном  случае  имеет место лишь неэффективное руководство, что  не  имеет  никакого  отношения  к принципу соответствия полномочий и ответственности.

Говорят, что  управляющие порой получают полномочия на осуществление таких действий, за которые они не могут нести  ответственности;  так,  управляющий по сбыту наделен полномочиями  продавать  товары,  но  не  может заставлять людей приобретать их. Вместе с тем управляющий по сбыту имеет полномочия  по использованию определенных материальных и людских ресурсов  для  максимально широкого сбыта  товаров,  поэтому  в  соответствии  здесь  должны  быть  его ответственность как  руководителя  за  правильное  управление  персоналом  и материальными ресурсами и имеющиеся у него полномочия по сбыту.

Факторы, повышающие эффективность  делегирования.

Делегирование  тесно  связано  с  мотивацией,  влиянием   и   лидерством.

Руководитель  должен заставить подчиненных эффективно  выполнять  их  задачи. Как во всех процессах обмена информацией и  оказания  влияния,  обе  стороны имеют существенное значение для достижения успеха. 

Для повышения  эффективности делегирования руководители могут:

* Создать систему контроля, необходимую для того, чтобы обезопасить себя

при делегировании  больших полномочий подчиненным.

*Определить свои проблемы и повысить квалификацию в области лидерства и оказания влияния.

*Оказывать  больше  доверия,  тем  самым   устранить   большую   часть

неуверенности  подчиненных.  Не  следует  во  весь  голос  критиковать подчиненного, чтобы указать на недостатки в работе.

*Решить  проблему  коммуникации.  Четкий  обмен  информацией,  принцип соответствия и положительные стимулы. Когда подчиненный  не  выполняет свои  задачи  так,  как  требует  руководство,  причиной  может   быть неправильная передача информации. В спешке  руководители  могут  бегло изложить, что хотят. Подчиненный может не решиться задать вопросы  из- за боязни выглядеть глупым. Или, что случается чаще, подчиненный  тоже торопится приняться за работу.  Вследствие  этого  обе  стороны  могут думать,  что  понимают,  каково  было  задание  и  каков  должен  быть результат. Позднее, чаще всего слишком поздно для исправления,  работа оказывается сделанной неправильно и обе стороны разочарованы. Понятное изложение подчиненным их обязанностей,  задач  и  пределов  полномочий имеет существенное значение для эффективного делегирования.

*Делегировать работнику полномочия,  достаточные  для  выполнения  всех

задач,  за  которые  он  принял  на  себя  ответственность,  то   есть необходимо соответствие между  полномочиями  и  ответственностью.  Это известно как  принцип  соответствия.  Как  следствие,  работник  может принимать ответственность только за  те  задачи,  которые  попадают  в сферу делегированных ему полномочий. К сожалению, на практике  принцип соответствия часто нарушается. Если вы оказались в ситуации, когда  на вас возложена ответственность за  задания,  которые  нельзя  выполнить удовлетворительно из-за отсутствия достаточных полномочии,  необходимо по возможности быстрее поставить в  известность  своего  начальника  и попросить провести совещание для решения этой проблемы.

Заключение

Распределение заданий между начальником и  подчиненным - это особая форма взаимодействия, которая обозначается понятием делегирование полномочий. Оттого, насколько руководитель владеет этим искусством, зависит эффективность работ подчиненных, самого руководителя, да и производства в целом.

Но не будем  закрывать глаза на то, что реализация этого принципа может

сталкиваться  с большими трудностями. Прежде всего, в условиях единоличной ответственности руководителю нелегко решиться на передачу некоторых своих обязанностей, ведь, спросят, в конечном счете, именно с него.

Важной предпосылкой делегирования на первом этапе является предоставление подчиненным ограниченной самостоятельности. Это дает

возможность выявить задатки и развить  их, ведь человек начинает работать в полную меру своих способностей только тогда, когда он поставлен перед

необходимостью  самому решать и брать на себя ответственность. От любого

толкового работника можно добиться, чтобы  он охотно брался решать некоторые задачи своего руководителя.

Конечно, на первых порах подчиненный может  и не справиться с заданием.

Поэтому, чтобы  не пострадали ни руководитель, ни принцип  делегирования,

здесь важны своевременный, но тактичный контроль и поддержка, а при

необходимости - консультация. Постепенно квалификация подчиненного

достигнет нужного уровня и тогда усилия начальника окупятся сторицею. Но

для этого  нужно:

-  доверять  подчиненному  ответственные   задачи  на уровне  верхнего предела  его возможностей;

- оказывать  ему помощь при затруднениях, а не отбирать задание, поручая его другому или выполняя самостоятельно;

Информация о работе Делегирования полномочий