«Деловые циклы» Шумпетера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:32, реферат

Краткое описание

В 1939 году в работе «Деловые циклы» увязал длинноволновую концепцию Кондратьева со своей инновационной теорией, в результате чего сформулировал оригинальную теорию циклического развития на основе нововведенческого процесса.
Три разновидности цикла Шумпетера:
Промышленный переворот первый
Связан с появлением железных дорог, пороходов
Связан с появлением промышленности, изобретение энергии.

Вложенные файлы: 1 файл

Innovatsionnyy_menedzhment.docx

— 33.63 Кб (Скачать файл)

Лукьянова Татьяна Викторовна

Лекция 1.

На флешке.

 

Лекция 2.

Теории инноватики.

«Деловые циклы» Шумпетера.

Продолжил идеи Кондратьева. Работал  в американском университете. Вторжение  новатора – предприниматель. Нововведение представляет собой конкуренцию  нового вида. Показал возможность  преодоления кризисов и спадов за счет инновационного обновления капитала через:

  • Научно-технические
  • Технологические
  • Организационно-экономические
  • Управленческие нововведения

В 1939 году в работе «Деловые циклы» увязал длинноволновую концепцию Кондратьева  со своей инновационной теорией, в результате чего сформулировал  оригинальную теорию циклического развития на основе нововведенческого процесса.

Три разновидности цикла Шумпетера:

  • Промышленный переворот первый
  • Связан с появлением железных дорог, пороходов
  • Связан с появлением промышленности, изобретение энергии.

Современная концепция  технологических укладов.

Было введено в науку Глазьевым.

Пять технологических укладов.

 

 

Периодизация технико-экономических  укладов.

Годы:

Характеристика:

1770-1830

Прядильные машины, ткацкие станки, текстильная промышленность и машиностроение для нее. Предпосылки развития угледобычи и железных дорог.

1830-1896

Эра железных дорог, угля и черной металлургии.

1896-1940

Эра электрического, электротехнического  и тяжелого машиностроения. Строительство  линий электропередач.

1940-1990

Автомобилестроение, нефтехимия, полупроводниковая  и микроэлектронная промышленность.

1990-?

Информатика, биотехнологии, генная инженерия, новые виды энергии.


 

Трактовка основных понятий инноватики.

Новатор – участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств.

Новшества (новация) – новое явление, открытие, теоретическое знание, изобретение, образ новой техники.

Нововведение – процесс внедрения, распространение и использования новшества.

Инновация – конечный результат инновационной деятельности, результат практического освоения новшества. Научно-технический процесс.

Инновационный процесс – процесс преобразования научного знания в инновацию.

Инновационная деятельность – комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

 

Трансфер  технологий и диффузия инноваций как элементы инновационного процесса.

Важная особенность  современного экономического роста  – переход к непрерывному инновационному процессу.

Эффективность инновационного процесса прямо связана  с эффективностью «вовлечения» нового знания в хозяйственную практику. В теории инноваций выделяются понятия «трансфер технологий» и «диффузия инноваций».

Трансфер  технологий – передача научно-технических  знаний и опыта для оказания научно-технических  услуг, применения технологических  процессов, выпуска продукции.

Трансфер  технологий подразделяется на:

  • Коммерческий
  • Некоммерческий

Коммерциализация  технологий (коммерческий трансфер) –  элемент трансфера, при котором  потребитель (покупатель) выплачивает вознаграждение владельцу (который может быть, а может и не быть разработчиком) технологии в той или иной форме и размерах, определяемых взаимосогласованными договорными условиями. К коммерческим формам передачи технологий относятся лицензионные соглашения, инжиниринг, контракты и субконтракты на проведение совместных НИОКР и производственную кооперацию (в том числе на создание совместных предприятий), инвестиционные и другие виды соглашений, связанные в уступкой, передачей и защитой прав на интеллектуальную и промышленную собственность.

Объектами коммерческого трансфера технологий являются:

  • Объекты промышленности собственности, за исключением товарных знаков, знаков обслуживания и коммерческих наименований, если они не являются частью сделок по передачи технологий;
  • Ноу-хау и технический опыт в виде технико-экономических обоснований, модулей, образцов и т.д.;
  • Технические и технологические знания и информация.

Диффузия  научно-технических знаний и информации, в отличие от коммерциализации технологий, является некоммерческим элементом  трансфера научно-технических достижений.

Диффузия  – это распространение и принятие инноваций, информации, элементов культуры и иных объектов в социальной системе.

Объектами некоммерческого трансфера технологий являются:

  • Научно-техническая и учебная литература, справочники и т.д.;
  • Международные конференции, симпозиумы, выставки;
  • Обучение и стажировка ученых и специалистов.

Диффузия  инноваций – процесс, посредством  которого инновация распространяется по коммуникационным каналам во времени  и в пространстве среди участников социальной системы.

Объектами диффузии инноваций являются:

  • Новый или усовершенствованный продукт;
  • Новый или усовершенствованный технологический процесс

Объектом  коммерческого и некоммерческого  трансфера технологий являются знания и информация.

 

Виды  инноваций.

Продуктовые (товарно-продуктовые) инновации – создание нового продукта или услуги:

  • Абсолютно новые
  • Модернизированные – измененный глобально и качественно
  • Модифицированный – незначительно измененный

Технологические (технико-технологические) инновации – создание новых технологий и новой техники.

Организационно-управленческие инновации – в сфере менеджмента. Управленческие инновации – целенаправленное изменение состава функций, организационных  структур, технологий и процесса управления, методов управления, ориентированное на замену элементов системы управления или системы управления в целом.

 

Курсовая работа.

В теоретической  части – сравнить 4 компании, найти и привести опыт этих компаний. В конце октября сдать первую часть!!!

Вторая глава. Описывать компанию, систему УП, анализ системы УП. Как было, как  должно быть. Разработать документ. Предложения.

Третья глава. Расчётная. Эффективность.

 

Лекция.  19.11.2012

Человеческий капитал.

Человеческий капитал (ЧК) в структуре  интеллектуального капитала (ИК) организации.

Основой для  физического капитала является то, что уже сделали.

Интеллектуальный  капитал – интеллектуальное богатство организации, предопределяющее ее творческие возможности по созданию и реализации интеллектуальной и инновационной продукции.

ИК:

  • Структурный капитал:
    • Управленческие процессы
    • Инструкции и методики работы
    • Оргструктура
    • Корпоративная культура организации
  • Рыночный капитал:
    • Имидж фирмы
    • Клиентская база
    • Портфель заказов
    • Бренд
    • Объекты интеллектуальной собственности
  • Человеческий капитал:
    • Капитал здоровья
    • Образования
    • Культуры и т.д.

Коэффициент Тобина – отношение рыночной стоимости компании к стоимости замещения ее реальных активов.

 

Классический подход к изучению ЧК.

Повышение эффективности  использования персонала организации, которые реализуются в современных  условиях в форме человеческого  капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально-экономических  исследований.

Первооткрываткли ЧК – Шульц и Беккер. Основное внимание обращали на инвестиции в ЧК и оценку их эффективности.

 

Современные подходы к изучению ЧК.

ЧК – сформированные в результате инвестиций и накопленный  человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного  воспроизводства, содействуют росту  производительности труда и эффективности  производства, и тем самым влияют на рост доходов данного человека.

 

Концепция человеческого капитала как методологическая предпосылка  инвестиционных процессов в кадровой работе.

Величина  человеческого капитала есть приведенная  к данному моменту времени  посредством дисконтирования сумма  всех ожидаемых доходов от труда.

Инвестиции в ЧК – затраты, произведенные в социальной сфере в целях будущего увеличения труда и способствующие росту будущих доходов, как отдельного носителя капитала, так и общества в целом.

 

1800

1860

1913

1950

1973

1998

ФК

80%

77%

69%

53%

44%

31%

ЧК

20%

23%

31%

47%

56%

69%


 

Инвестиции  в ЧК на уровне организации реализуются  через систему УП, поэтому специалистам службы УП необходимо уметь разъяснить вложения.

В современной  организации только благодаря инвестициям  формирования ЧК и этим он подобен  физическому. Любая деятельность, направленная на повышение качества персонала и ее способности получать и приносить доход может рассматриваться как инвестиции в ЧК. Теория ЧК выступает обоснованием инвестиций в персонал организации, в новые формы работы с кадрами.

 

Лекция.  03.12.2012

Новаторская деятельность персонала  в организации.

Роль новатора в инновационной  деятельности организации.

  1. Новатор, ученый, разработчик – участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе.
  2. Новатор-предприниматель – находящийся в постоянном поиске новых комбинаций факторов производства.
  3. Менеджер-лидер-новатор
  4. Новатор – человек, вносящий и осуществляющий новые и прогрессивные идеи или приемы в своей области деятельности, совершенствующие ее.

Интеллектуальная собственность  ка результат творческой деятельности.

Организация осуществляет инновационную деятельность, вкладывает инвестиции в разработку и реализацию инноваций. В результате разработок появляется новшество, за счет которого организация предполагает получить конкурентное преимущество, которое закрепляется в процессе защиты как интеллектуальная собственность.

Интеллектуальная  собственность – исключительное право использования результата интеллектуальной творческой деятельности. Особая рыночная значимость интеллектуальной собственности заключается в  том, что ее реализация единственный законный способ монополизации производства товаров и услуг самыми высокими потребительскими свойствами.

Структура интеллектуальной собственности:

  1. Промышленная собственность:
    1. Изобретения
    2. Полезные модели
    3. Промышленные образцы
    4. Товарные знаки
  2. Авторское право:
    1. Научные произведения
    2. Произведения науки и искусства
    3. Компьютерные программы
  3. Конфиденциальная информация:
    1. Ноу-хау
    2. Производственные секреты и др.

 

Организационно-экономические условия, проявление творческого потенциала персонала.

Сущность  Кайдзен – непрерывный процесс совершенствования, в котором участвуют все работники организации. Вовлечение всего персонала в совершенствование организации резко увеличивает ее креативные способности.

Информация о работе «Деловые циклы» Шумпетера