Демографические показатели Воронежской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 12:23, контрольная работа

Краткое описание

Тема выбранной курсовой работы связана с оценкой сферы здравоохранения в отдельно взятом субъекте Российской Федерации, а именно в Воронежской области.
Целью данной работы является анализ особенностей медико-демографической ситуации в области и основных характеристик организации работы системы здравоохранения.

Содержание

Введение
Глава 1. Демографические показатели Воронежской области.
Глава 2. Особенности медико-демографической ситуации Воронежской области
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 422.00 Кб (Скачать файл)
 

Всего, человек

На 100 000 человек населения

2000

2005

2007

2008

2000

2005

2007

2008

Российская Федерация

1938557

1783568

1730460

1695831

1334,1

1259,7

1218,6

1195,1

Воронежская область

32958

26186

15776

15589

1360,6

1131,8

1088,4

1082,7


 

Из вышеприведенной таблицы видно, что численность больных психическими расстройствами и расстройствами поведения в Воронежской области, начиная с 2000 падала, так же, как и общероссийская, которая характеризуется постоянной тенденцией к снижению. Если анализировать этот показатель на 100000 человек населения, то становится понятным, что его уровень меньше средний по стране (в 2008 году он ниже, чем общероссийский на 9,4%). Данная проблема тесно связана и зависит от уровня заболеваемости алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.

 

Таблица 17 Контингенты больных алкоголизмом и алкогольными психозами по субъектам Российской Федерации (численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях; на конец года)

 

Всего, человек

На 100 000 человек населения

2000

2005

2007

2008

2000

2005

2007

2008

Российская Федерация

2190852

2190674

2115811

2082656

1507,7

1547,2

1489,9

1467,7

Воронежская область

35829

37402

28477

27817

1479,1

1616,6

1964,6

1932,1


 

Численность больных алкоголизмом и алкогольными психозами в Воронежской области по сравнению с 2000 годом резко увеличилась, данный показатель на 100000 человек населения имеет тенденцию к снижению после 2007 года. Необходимо отметить, что общероссийский показатель не характеризуется ярко выраженной тенденцией к снижению, но по сравнению с ним область имеет чрезвычайно большой уровень заболевания алкоголизмом. В 2008 году этот уровень был на 31,6% выше.

 

Таблица 18 Контингенты больных наркоманией по субъектам Российской Федерации (численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях; на конец года)

 

Всего, человек

На 100 000 человек населения

2000

2005

2007

2008

2000

2005

2007

2008

Российская Федерация

269064

327965

338732

341885

185,2

231,6

238,5

240,9

Воронежская область

2959

4094

846

856

122,2

177,0

58,4

59,5


 

 

Численность больных наркоманией, в отличии от общероссийской тенденции к повышению, имела пик в 2005 году, после чего резко снизилась. Анализ этого показателя на 100000 человек населения показывает, что по сравнению с 2000 годом в 2008 его уровень стал ниже на 105,3%. По сравнению со средним уровнем по стране этот показатель в Воронежской области на порядок ниже (в 2008 году – ниже в 4 раза).

 

 Показатели инвалидности

        Таблица 19 Общая численность инвалидов по субъектам Российской   

          Федерации (на 1 января)

 

Всего, тыс. человек

На 1000 человек населения

2006

2007

2008

2009

2006

2007

2008

2009

Российская Федерация

12544

13014

13104

13074

87,9

91,5

92,3

92,1

Воронежская область

248

265

270

265

107,2

115,5

118,4

116,7


 

В период с 2006 по 2009 численность инвалидов в Воронежской области возросла на 6,8%, в сравнении с численностью по Российской Федерации, которая увеличилась на 4,2%.

 

Таблица 20 Численность лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами, по субъектам российской федерации (человек)

 

2000

2005

2007

2008

Российская Федерация

1109073

1799022

1108656

966285

Воронежская область

17791

38225

23273

16176


 

При анализе показателя численности лиц впервые признанных инвалидами становится видно, что в 2000 году в Воронежской области его уровень был ниже, чем в последующие годы. Сложно выделить четкие тенденции как в области, так и в целом по стране, но начиная с 2005 года произошло снижение показателя (табл.20).

 

Таблица 21 Темп прироста (убыли) численности лиц, впервые признанных инвалидами(%)

 

 

2000

2005

2007

2008

РФ

 

62,2

-38,3

-12,8

ВО

 

114,8

-39,1

-30,4


 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в РФ численность лиц, впервые признанных инвалидами, имеет тенденцию к снижению, но на данный момент находится на более высоком уровне, чем в 2000 году. А численность лиц, впервые признанных инвалидами, на 10 000 человек населения в Воронежской области составляет всего лишь 38,5% от общероссийского уровня, что свидетельствует о значительно лучшей ситуации в этой области в регионе.

Меры и механизмы регулирования демографической политики в Воронежской области

Меры реализации Стратегии демографической политики Воронежской области на период до 2020 года предусматривают обеспечение четырех основных направлений:

1. Сохранение человеческого капитала.

2. Стимулирование рождаемости, укрепление семьи и повышение престижа семьи и семейных ценностей.

3. Улучшение миграционной ситуации.

4. Повышение качества жизни населения области как средство смягчения негативных тенденций в демографических процессах.

Реализация стратегических целей и задач, кардинальное улучшение демографической ситуации в Воронежской области требует проведения комплекса мер, относящихся к сфере государственного регулирования:

- координации мероприятий и сбалансирования показателей демографической и социально-экономической политики;

- разработки и реализации ОЦП "Демографическое развитие Воронежской области на период до 2020 года";

- реализации ОЦП "Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом";

- разработки и реализации программ и мер управления трудовой миграцией, использования в области иностранной рабочей силы;

- улучшения среды проживания в населенных пунктах области;

- ресурсного (финансового, материального, кадрового, организационного и др.) обеспечения мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации, здоровья населения, поддержку семьи, материнства и детства и т.д.

Информационной основой развития областной демографической политики является проведение социально-демографических исследований, направленных на выявление территориальных и категориальных особенностей и причин депопуляции, изучение отраслевой и территориальной специфики миграционных процессов, направлений эффективного использования труда мигрантов, целесообразной доли замещения трудовых ресурсов области трудом мигрантов и др.  Слабая управляемость демографических процессов, их инертность определяют необходимость заблаговременного формирования социально-экономических механизмов регулирования демографических процессов с использованием наиболее управляемых факторов.

Реализация мероприятий ОЦП и ведомственных целевых программ по улучшению уровня и качества жизни населения, региональной и муниципальных программ экономического и социального развития, приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, развития АПК и улучшения жилищных условий также обеспечит повышение уровня и качества жизни населения и окажет положительное влияние на развитие демографической ситуации.

 

 

 Характеристика состояния  здравоохранения Воронежской области.

       О недостаточности ресурсов, необходимых для финансирования территориальной программы государственных гарантий свидетельствуют следующие данные. Уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи достиг в Воронежской области в 2004 г. 68,4%, 2005 г. - 77%, тогда как соответствующий общероссийский показатель составлял соответственно 82% и 80%. Для сравнения приведем данные по другим регионам. Так, в Белгородской области в 2005 г. значение названного показателя - 79%, Липецкой - 92% [9].

Недофинансирование отличает и современную практику реализации областной целевой программы "Развитие здравоохранения Воронежской области на 2003-2006 годы и на период до 2010 года" в 2003-2006 годах. Общий объем финансирования программы за 2003-2006 годы составил 936,5 млн. руб. (43,1% от запланированного программой), из них: федеральный бюджет - 443,8 млн. руб. (87,3% от запланированного), областной бюджет - 286,3 млн. руб. (19,8% от запланированного), местные бюджеты - 54,3 млн. руб. (в 2,4 раза больше запланированного), средства ТФОМС - 152,4 млн. руб. (75,7% от запланированного)[3].

Анализ практики финансирования всего комплекса целевых программ развития здравоохранения в Воронежской области позволяет зафиксировать следующие моменты:

- отсутствует полномасштабное  финансирование программ. Ни одна  из них не профинансирована  полностью. Общее финансирование  в 2005 и 2006 годах составило 23,6 и 55,5%% от  утвержденного;

- существенно различается мультипликационный эффект привлечения бюджетных средств: в 2005 году на 1 рубль средств областного бюджета на реализацию ОЦП по здравоохранению дополнительно было привлечено из всех источников от 1 до 99,7 рубля по различным программам;

- наблюдается снижение мультипликационного эффекта, причем в некоторых случаях такая динамика оказывается достаточно заметной. Например, по программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Воронежской области на 2005-2009 годы" в 2005 году на 1 рубль средств областного бюджета дополнительно было привлечено из всех источников 99,7 рублей, а в 2006 году - только 4,4 рубля;

- по некоторым программам вообще  не предусматривается использование  внебюджетных источников (например, "Малая энергетика в здравоохранении"), что противоречит идеологии ОЦП, предусматривающей принцип многоканального финансирования;

- ряд ОЦП носят декларативный  характер. Они разработаны, утверждены  областной Думой, но фактически  не финансируются (например, программа "Формирование здорового образа жизни").

                    Таблица 22. Поступление и расходование средств ТФОМС в

                               расчете на 1 жителя (миллионов рублей)

 

Поступление

Расходование

2007

2008

2007

2008

РФ

3,13

3,78

3,09

3,74

ВО

2,39

2,79

2,38

2,69


 

Уровень поступления и расходования средств на 1 жителя показывает незначительные изменения, произошедшие в 2007-2008 годах. Если сравнить его с общероссийским уровнем, то он меньше. Финансирование здравоохранения и спорта в Воронежской области и поступление и расходование средств ТФОМС имеют схожие тенденции. Эти показатели были немного увеличены в 2008 году по сравнению с 2007 годом. При расчете их на 1 жителя области видно, что уровень финансирования меньше, чем общероссийский уровень.

 

Информация о работе Демографические показатели Воронежской области