Деятельность Г.Форда и основные положения фордизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 10:03, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – проследить основные положения фордизма.
В соответствии с целью работы необходимо решить следующие задачи:
 Рассмотреть биографию Генри Форда;
 Обозначить основные цели производства Г. Форда;
 Выделить основные положения производственной и социальной политики Г.Форда;
 Проанализировать, как основные принципы фордизма отразились на успехе компании;
 Подвести итоги.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Биография Г. Форда и роль его личности 4
1.1 Личность Г. Форда 4
1.2 Генри Форд в контексте роли личности в истории 9
Глава 2 Появление фордизма и его основные принципы 10
2.1 Основные принципы производственной деятельности 10
2.1.1 Новые критерии качества товара 12
2.1.2 Применение рекламы и выбор продавцов 15
2.2 Основные принципы социальной политики Г.Форда 18
2.2.1 Работа и быт рабочих «Форд Мотор» 18
2.2.2 Заработная плата 20
2.3 Итоги фордизма на практике 22
Заключение 24
Список использованной литературы 28
Приложение 1 30

Вложенные файлы: 1 файл

Деятельность Г Форда и основные положения фордизма_Маркова Т..docx

— 128.92 Кб (Скачать файл)

В чем же секрет успеха компании? Форд писал: ”Мы следовали в общем тем методам, которые были приняты в автомобильной промышленности. Наши машины были только менее сложны, чем машины других фирм. В нашем предприятии не было чужих капиталов. Но в целом мы мало чем отличались от других фирм, если не считать, во-первых, блестящего успеха нашего общества, и, во-вторых, твердо проводимого принципа: покупать только за наличные, всю прибыль вкладывать опять в предприятие и, имея благоприятное сальдо, всегда располагать оборотными средствами. Мы поставляли автомобили на все гонки. Мы пускали в ход рекламу и энергично организовывали производство. Главное отличие наших автомобилей помимо простоты заключалось в том, что мы избегали роскошной отделки. Наши машины были ничем не хуже других машин предназначаемых для туризма, но роскошная внешняя отделка отсутствовала. Наше предприятие процветало. Мы могли бы просто сложить руки и сказать: “Мы создали дело. Теперь остается удержать созданное за собой”.

 

2.2 Основные принципы  социальной политики Г.Форда

А теперь рассмотрим принципы социальной политики Г. Форда и их влияние на эффективность производства.

2.2.1 Работа и быт рабочих «Форд Мотор»

Организовавшему свой бизнес Форду были необходимы высококвалифицированные рабочие. Для того времени трудно было найти таковых. После долгих раздумий у Форда возникла идея о строительстве школы, которая готовила бы специалистов высокого класса. В 1916 году была основана Промышленная школа Генри Форда. Школа числилась частной и открыта для мальчиков от 12 до 18 лет. Школа организована по системе стипендий. Каждый мальчик получал при поступлении годовую стипендию в 400 долл. Постепенно при удовлетворительных успехах она повышалась до 600 долл. Об успехах классов велись ведомости. Мальчиков неделю обучают в школе, а две в мастерской.

“Мы содержим первоклассный учебный персонал, а учебником служит фабрика Форда. Она дает более широкую возможность для практических занятий, чем большинство университетов” “Мальчики сами чинят машины, учатся обращению с ними”. По окончании школы выпускникам повсюду были открыты хорошо оплачиваемые места на фабриках.

Школа была открыта первоначально при шести учениках, а позже в ней училось 200, а еще позже 700 учеников. Вначале школа несла убытки, но потом стала способна содержать сама себя.

Интересная политика трудоустройства была у Форда. Как он пишет, что “мы не спрашивали о том, кем был человек. Если он посещает университет, то, в общем, он продвигается вверх быстрее других, но тем не менее он должен начать снизу и сперва показать, что он может”. При приеме спрашивалось только имя, адрес и возраст, женат или нет, число лиц находящиеся у него на содержании. Старый опыт работы ни во что не ставился, т.е. Форд принимал на работу всех желающих, даже без образования, его видимо интересовали исключительно способности человека, которые проявлялись во время работы.

На работу Форд брал людей даже с физическими недостатками. “Телесные недостатки не являлись основанием для отказа кандидатам на работу”. Он проводил некоторые медицинские исследования, результаты которых он отразил в своих мемуарах. Он писал, что “мы наняли на работу слепого, который должен был пересчитывать детали. Показатели слепого были ошеломляющими, человек без зрения на 20% выполнил больше работы, чем 2 здоровых работника. Кроме того, мы провели эксперимент с человеком прикованным к постели. Основной его работой было прикрепление винтов к маленьким болтам. И опять показатели были выше, чем у здоровых рабочих”. После этих экспериментов Форд начал охотно принимать инвалидов на работу.

На фабрике Форда была жесткая дисциплина, все было регламентировано. “Наши рабочие не могут приходить и уходить, как им вздумается”. “Личного общения у нас почти нет; люди выполняют свою работу и уходят домой, в конце концов фабрика не салон”.

Главным принципом Форда было сохранение семьи рабочего. По его мнению, мужчина выполняет свою работу на фабрике, а женщина дома. Работа не должна уничтожить семейное благополучие.

В то время фабрика Форда была самой лучшей, рабочие тянулись сюда со всей Америки. Компания предлагала самые лучшие условия для работы – это чистые и безопасные помещения, лояльное отношение начальства, но и еще конечно же высокая заработная плата. Главный девиз компании – “Промышленность не требует жертв”.

 

2.2.2 Заработная плата

Главной головной болью того времени была низкая заработная плата. Генри Форд стал постепенно задумываться о судьбах своих рабочих. На самом деле Форд один из первых понял, что чтобы рабочий хорошо работал ему надо хорошо платить. Он сказал следующее: ”Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь ее потерять”.

Основные положения фордовской социальной программы, которая после января 1914 г. дорабатывалась и частично изменялась в ходе выполнения, сводились к следующему:

“Минимальная плата за всякий род работы, при известных условиях, была финансирована в 5 долл. ежедневно. Одновременно мы сократили рабочий день с десяти до восьми часов, а рабочую неделю до 48 рабочих часов. При всем том, здесь не было ни капли благотворительности. Многие предприниматели думали, что мы опубликовали план потому, что наши дела шли хорошо, и нам была нужна дальнейшая реклама. Они жестоко осуждали нас за то, что мы опрокинули старый обычай, скверный обычай платить рабочему ровно столько, сколько он согласен был взять”.

“Наша идея была разделить прибыль. Прибыль принадлежала трем группам: во-первых, предприятию, чтобы поддерживать его в состоянии устойчивости, развития и здоровья; во-вторых, рабочим, при помощи которых создается прибыль; в-третьих, до известной степени также и обществу. Рабочих мы разделили на 3 группы, и доля каждого была разной. Эти категории состояли из 1) женатых людей, которые жили со своей семьей и должны хорошо содержать ее. 2) холостых, старше 22 лет, с явно выраженными хозяйственными привычками. 3) молодых мужчин, моложе 22 лет, и женщин, которые служили единственной опорой для каких-нибудь родственников. 

«Пять долларов за рабочий день» - сердцевина фордовской социальной программы. Во всех заявлениях компании этот главный пункт назывался «разделом прибылей», но фактически устанавливалась новая минимальная ставка, состоявшая из двух частей - основной ставки и надбавки (доли в прибылях). Получавшие ранее от 23 до 38 центов в час при 9-часовом рабочем дне получали ту же основную ставку за 8 часов и надбавку, доводившую расчетную сумму до 5 дол. в день. Это и был новый заработок для большинства рабочих. Высокооплачиваемым рабочим, получавшим от 38 до 48 центов в час, теперь платили, вместе с надбавкой, до 6 дол. в день, а получавшим более 48 центов - до 7 дол. Это уже «потолок», дальше начинались ставки служащих. В начале апреля 1914 г. около 200 рабочих зарабатывало 7 дол. в день, примерно тысяча - 6 дол., и 15 тыс. работников получали или готовились получать по 5 дол.

В начале 1914 г. в компании был создан социологический отдел, изучавший поведение и материальное положение рабочих (отсюда его название) и дававший рекомендации о выплате надбавок. Вначале им руководил инженер Джон Р. Ли - тот, что в конце 1913 г. объяснил Форду причину драки рабочих в цеху, а с 1917 г. - отставной священник местной епископальной церкви Сэмюел С. Маркуис. Оба доброжелательно относились к рабочим и стремились не просто собирать о них необходимые сведения, но и проводить настоящую социальную работу.

Главным в деятельности социологического отдела оставался контроль за тем, чтобы рабочие рационально использовали свою долю в прибылях. Иметь дополнительные источники дохода не запрещалось, но тогда рабочим отказывали в надбавке. Если они «сдавали угол» квартирантам, то ухудшали свои жилищные условия и нарушали семейное уединение. Когда их жены работали, то дети росли без присмотра, а домашнее хозяйство разваливалось. Внебрачное сожительство считалось не только аморальным поступком: оно ухудшало быт рабочего и снижало его доход, а выдавать «подружек» за родственниц считалось дачей ложных сведений. Порицалась и отправка большей части заработка на родину, поскольку это лишало рабочего возможности пользоваться надбавкой.

Благодаря, социальной политике Форд добился огромных успехов в бизнесе. Как он писал, что “сытый” рабочий работает лучше. Действительно, программа 5 долл. в день стала огромным стимулом для рабочих. Рабочие стали работать гораздо старательнее, быстрее, что принесло в будущем огромные прибыли, сделав Форда миллиардером.

2.3 Итоги фордизма на практике

Итак, подведем итоги. Организовав свое дело, Форд совершил новаторский прорыв в искусстве ведения бизнеса. Во-первых, на его предприятии существовала четкая иерархия управленческого аппарата. Каждый сотрудник занимался своим делом. Во-вторых, Форд добился стандартизации производства, что позволило ускорить, а впоследствии удешевить процесс производства. В-третьих, Форд добился максимальной рационализации производства, благодаря конвейеру, четкой разбивке операций между рабочими и обеспечение своего производства необходимой инфраструктурой позволило Форду ежегодно снижать цены и повышать заработную плату рабочим, т.к. снижались издержки производства. В-четвертых, Форд был первым бизнесменом, который активно использовал рекламу, которая принесла ему немалую известность. В-пятых, Форд выработал свою методику работы с клиентом, которая позволяла делать продажи более высокими.

Своей социальной программой Генри Форд продемонстрировал, что он не является жестоким тираном-монополистом. В отличие от своих конкурентов Г.Форд желал улучшить положение своих рабочих. В дальнейшем он сократил рабочий день до восьми часов, стал платить стабильную заработную плату 5 долл. в день, обеспечил максимально комфортные условия на своей фабрике.

На практике система фордизм показала блестящие результаты. Г.Форду удалось оставить всех довольными. Во – первых, себя самого, т.к фордизм позволил сделать производство массовым и дешевым, а в итоге очень прибыльным. Во – вторых, рабочих, т.к.  фордизму удалось снизить социальную напряженность между предпринимателем и рабочими, был достигнут определённый компромисс. Предприниматель хорошо платит зарплату взамен за добросовестную работу рабочего. Г.Форд заложил основы массового производства на долгие годы.

 

Заключение должно содержать основные выводы относительно  полученных результатов в соответствии с целями и задачами, сформулированными во введении. Примерный объем заключения - до 1 стр.

    • Рассмотреть биографию Генри Форда;
    • Обозначить основные цели производства Г. Форда;
    • Выделить основные положения производственной и социальной политики Г.Форда;
    • Проанализировать, как основные принципы фордизма отразились на успехе компании;
    • Подвести итоги.

Заключение

Резюмируя вышеизложенный материал об основателе корпорации «Форд» кратко отметим следующее.

Генри Форд родился 30 июля 1863 года в семье эмигрировавших из Ирландии фермеров; обучался на слесаря в Детройте; в 1896 году собрал первый экспериментальный автомобиль; в 1903 году основал Ford Motor Company. Сумел предвидеть будущее автомобиля как массового средства передвижения.

Г.Форд это великий и смелый реформатор, который любил экспериментировать во всем. Генри Форд был важнейшей творческой силой, обеспечившей создание массового высокопроизводительного сборочного конвейерного производства в целом и развитие автомобильной отрасли и автомобилизации населения в частности. Его нововведения широко копировались в других отраслях и странах, хотя автомобили Ford пользовались исключительной известностью, прежде всего, благодаря применению в них передовых технических достижений.

Оценка его личности и его деятельности по-прежнему вызывают много споров. В первые годы после смерти его во многом основанная на интуиции практическая управленческая деятельность и методы внедрения инноваций активно критиковалась, но затем получили широкое признание у исследователей проблем менеджмента как неотъемлемая составляющая эффективного поведения руководителя.

Основные принципы производства, сформулированные Г.Фордом гласят:

1. Не бойся будущего  и не относись почтительно  к прошлому. Кто боится будущего, т. е. неудач, тот сам ограничивает  круг своей деятельности. Неудачи  дают только повод начать снова  и более умно. Честная неудача  не позорна, позорен страх перед  неудачей. Прошлое полезно только  в том отношении, что указывает  нам пути и средства к развитию.

2. Не обращай внимания  на конкуренцию. Пусть работает  тот, кто лучше справляется с  делом. Попытка расстроить чьи-либо  дела — преступление, ибо она  означает попытку расстроить  в погоне за наживой жизнь  другого человека и установить  взамен здравого разума господство  силы.

3. Работу на общую пользу  ставь выше выгоды. Без прибыли  не может держаться ни одно  дело. По существу в прибыли  нет ничего дурного. Хорошо поставленное  предприятие, принося большую пользу, должно давать большой доход  и будет делать это. Но доходность  должна получиться в итоге  полезной работы, а не лежать  в ее основе.

4. Производить — не  значит дешево покупать и дорого  продавать. Это скорее — покупать  сырые материалы по сходным  ценам и обращать их с возможно  незначительными дополнительными  издержками в доброкачественный  продукт, распределяемый затем среди  потребителей. Вести азартную игру, спекулировать и поступать нечестно  — это значит только затруднять  указанный процесс.

Несмотря на все ошибки, жизнь Генри Форда — выдающийся пример осуществления смелых и во многом позитивных перемен.

Достижения Форда способствовали процессу урбанизации, строительству дорог, развитию сельского хозяйства и сферы обслуживания, не говоря уже о промышленном производстве.

Он реорганизует систему набора персонала, применяет для разработки стратегии фирмы известные ему с войны методы «мозгового штурма», приглашает группу системных аналитиков. В результате реорганизации увеличивается продажи автомобилей и, соответственно, прибыль компании, строятся новые заводы, открываются два огромных испытательных полигона и инженерно-исследовательские лаборатории, появляются новые модели.

Таким образом, Г.Форду удалось заложить основы массового производства на долгие годы.

 

 

Система фордизм позволила решить две главные задачи. Первая – это решение вопроса технологии производства. Г.Форд ввел принципиально новые технологические методы – это использование конвейера, стандартизации и узкоспециализированных станков.

Информация о работе Деятельность Г.Форда и основные положения фордизма