Диалектический подход в исследовании систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 11:25, контрольная работа

Краткое описание

Всеобщим методом научного мышления, охватывающим все явления материального и духовного мира, является материалистическая диалектика. Ее всеобщий характер проявляется в том, что она адекватна требованиям к теоретическим формам мышления. Опираясь на признание объективного характера всеобщей связи, взаимосвязи и взаимообусловленности предметов, явлений, процессов, диалектика требует от исследователя рассматривать изучаемый объект как обязательное и определенное звено в бесконечной цепи связей, изучать отношения и зависимость предмета от других предметов.

Содержание

Введение 3
1. Диалектическая логика 5
2. Диалектический подход в исследовании систем управления 8
3. Объект, предмет, практическая формула диалектического
подхода к исследованию систем управления 11
4. Принципы диалектического подхода к исследованию 14
5. Диалектика как метод экономической теории 16
Методологическое задание 20
Заключение 31
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

вашко готово.docx

— 52.62 Кб (Скачать файл)

2. Определение конкретной цели  и задач исследования. Решение  сформулированной проблемы направлено  на реализацию конкретных целей  и задач. При этом можно объединить  цели исследования в три группы: поисковые цели, направленные на  уменьшение неопределенности при  определении проблемы; описательные  цели, ориентированные на получение  общего представления. На этой  основе можно сформулировать  конкретные цели и задачи исследования. Цель исследования ориентирует  на его конечный результат; задачи  формируют вопросы, на которые  должен быть получен ответ  для реализации целей. Цель определяет  преимущественную ориентацию исследования, от которой зависит логика  его проведения. Задачи содержат  требования к анализу проблемы.

3. Определение объекта и предмета  исследования. Сформулировав проблему, определив цели и задачи исследования, можно определить объект исследования, Т.е. явление или процесс, на которые направлено исследование. Объектом может быть все, что явно или неявно содержит противоречие и, тем самым, проблемную ситуацию. Предметом исследования является та сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Обычно предмет исследования содержит центральный вопрос проблемы.

4. Уточнение и интерпретация  основных понятий. Большое значение  в проведении исследований имеет  уточнение и интерпретация основных  понятий. При этом важнейшей особенностью  является процедура поиска эмпирических  значений признаков основных  теоретических положений и правил, с помощью которых можно измерить  исследуемые признаки.

5. Предварительный системный анализ  объекта исследования. Этот этап  необходим при исследовании достаточно  сложных проблем. Цель предварительного  системного анализа объекта исследования - построить гипотетическую (концептуальную) модель объекта как системы, раскрыв  весь комплекс его элементов  и связей. Данный этап способствует  более четкому определению предмета  исследования, уточнению проблемы, что далее позволяет сформулировать  общие и частные гипотезы исследования.

 

2.Стадия разработки проекта  исследования.

6. Формулировка рабочих гипотез. Важнейшим методологическим инструментом  исследования является гипотеза. Гипотеза. исследования - это научное  предположение о различных аспектах  функционирования и развития  организации - о структуре элементов  системы, о характере и сущности  связей между ними и т.д. Процесс  установления истинности или  ложности гипотезы есть процесс  ее теоретического и эмпирического  обоснования, ее проверки в ходе  исследования. В результате исследования  гипотезы либо подтверждаются, либо  опровергаются. Научно обоснованная  гипотеза должна отвечать ряду  требований: соответствия исследуемой  проблеме; внутренней непротиворечивости, которая может быть установлена  в ходе логического анализа; возможности эмпирической про верки в ходе исследования. Гипотезы можно классифицировать по различным признакам. По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы разделяются на описательные, объяснительные и прогнозные.

7. Определение подхода к исследованию, методов исследования и методов  сбора данных. На основе сформулированных  гипотез, объекта и предмета, а  также поставленных целей исследования  и его задач необходимо выбрать  наиболее целесообразный подход  к исследованию, а также соответствующие  ему методы. Соответственно формируется  представление о методах сбора  данных. Например, проблема снижения  эффективности работы организации  по основным направлениям деятельности  требует системного подхода к исследованию и адекватных методов системного анализа.

8. Формирование плана исследования. В зависимости от целей и  задач исследования, состояния знания  об изучаемом объекте, а также  сформулированных рабочих гипотез  в каждом конкретном случае  должен быть разработан план  исследования, определяющий содержание  и последовательность операций. Различают три варианта плана: разведывательный (поисковый), аналитический (описательный), экспериментальный.

 

3. Стадия выполнения исследования

9. Сбор, систематизация и анализ  вторичной информации. Число и  состав разделов плана могут  меняться, но должен быть предусмотрен  сбор данных двух типов: первичных  и вторичных. Первичные данные  представляют собой массив информации, получаемой в процессе исследования  непосредственно для решения  выделенной проблемы. К вторичным данным: относят всю информацию, которая может быть предоставлена в распоряжение исследователя на момент начала работ. Соответственно здесь используется и два термина: кабинетное исследование, назначение которого - сбор вторичной информации и внекабинетное (полевое) исследование, цель которого - сбор первичных данных.

10. Корректировка разделов плана  исследования, ориентированная на  получение первичной информации. После сбора, систематизации и  анализа вторичной информации  в зависимости от полученных  результатов принимаются решения  о дальнейших исследовательских  планах. При этом возможны варианты: а) прекращение работ (проблема решена); б) переход к следующему этапу  исследования. Как правило, после  анализа вторичной информации  возникает необходимость внесения  определенных изменений и дополнений  не только в программу последующих  работ по сбору первичной информации, но и в план исследования  в целом. После этого можно  перейти к следующему этапу  работ - сбору первичной информации.

11. Сбор первичной информации. Сбор  первичной информации для решения  некоторых задач - это единственный  способ получить все необходимые  сведения. К его основным достоинствам  можно отнести: сбор информации  для конкретных целей (определены  степень детализации, единицы измерения, время сбора и т.п.), отсутствие  противоречивости полученных данных, т.к вся информация идет из  одного источника, доступность всех  полученных результатов при достаточной  «закрытости» их для конкурентов. Однако внекабинетные исследования  имеют и недостатки: их сбор  требует достаточно больших затрат  времени и средств. При подготовке  к сбору первичных данных необходимо  определить: объем и вид требуемой  информации, границы объекта исследования, лиц, про водящих исследование, методы  сбора данных. Принято выделять  следующие основные методы сбора  первичных данных: опрос, наблюдение и эксперимент.

12. Анализ результатов, формирование  выводов и рекомендаций. Цель  анализа собранной информации - проверка  исходных предположений, получение  ответов на поставленные вопросы  и выявление новых проблем. Основой  анализа являются гипотезы, сформулированные  в программе и возникающие по мере их проверки в процессе самого анализа собранных данных. В зависимости от программных целей исследования анализ полученных данных может быть более или менее глубоким. Методам анализа будут посвящены дальнейшие разделы настоящего пособия. Однако можно представить некоторые общие характерные этапы анализа собранной информации, например эмпирической информации, полученной на основе опроса. После проведения анализа формулируются основные выводы и рекомендации по результатам проведенного исследования, которые обычно представляются в форме отчета.

 

Заключение

 

Исследование – это целенаправленное познание чего-либо, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов (закономерностей) и моделей, характеризующих изучаемый предмет или явление. Оно включает: распознавание проблем и ситуаций; определение их происхождения; выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения

Диaлeктичecкий пoдxoд к иccлeдoвaнию тpeбyeт: paccмaтpивaть вce cвязи и взaимooбycлoвлeннocти изyчaeмoгo oбъeктa; paccмaтpивaть oбъeкт изyчeния в динaмикe; oпиpaтьcя нa извecтныe зaкoны диaлeктики - eдинcтвa и бopьбы пpoтивoпoлoжнocтeй, пepexoдa кoличecтвa в кaчecтвo, oтpицaния oтpицaния. Пpaктичecкaя фopмyлa диaлeктичecкoгo пoдxoдa зaключaeтcя в выбope пpинципoв и мeтoдoв eгo peaлизaции. Сиcтeмa пpинципoв диaлeктичecкoгo пoдxoдa к иccлeдoвaнию включaeт в ceбя cлeдyющиe пpинципы: oбъeктивнocти; пpoтивopeчивocти; движeния и paзвития; нayчнocти; пpoвepяeмocти пpaктикoй; взaимoдeйcтвия; цeлocтнocти; oтнocитeльнocти; иcтopичecкoй oпpeдeлeннocти.

При применении динамического подхода объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчинённости.

Выбор параметрического подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность всех исследовательских работ. Большая часть изучаемых объектов - динамичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней средой, поэтому одним из наиболее приемлемых подходов их исследования является параметрический. Данный подход происходит из сущности параметров, которые представляют собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом - принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и параметры. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали.

Параметрический подход во многом определил развитие целого спектра других подходов, и в первую очередь системного.Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы и общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты.

 

 

Список литературы

 

  1. Архипов Н.И. Исследование систем управления. - М.: ПРИОР,2002
  2. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  3. 3.Короткое Э.М. Исследование систем управления: Учебник. - М.: ДЕКА, 2008.
  4. Мишин В.М.Исследования систем управления: Учебник для вузов М., 2005
  5. Мухин В.И. Исследование систем управления: Анализ и синтез систем управления. – М.: Экзамен, 2003
  6. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления. – М.: Академический проект, 2003
  7. Орехов А.М. Методы экономических исследований: Учеб.пособие. – М.: Инфра-М, 2006

 

 


Информация о работе Диалектический подход в исследовании систем управления