Добровольное подтверждение соответствия в России и за рубежом: понятие эволюция, перспективы.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы определена как исследование понятия и перспектив добровольного подтверждения соответствия в России за рубежом. Задачами, решаемыми в ходе выполнения курсовой работы являются:
исследование сущности, систем и объектов добровольной сертификация продукции в России;
изучение законодательного обеспечения добровольного подтверждения соответствия в России;
проведение анализа систем добровольного подтверждения соответствия в России и за рубежом.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

2. выдача сертификатов  соответствия на объекты, которые  прошли добровольную сертификацию;

3. предоставление заявителям  права на применения знака  соответствия в тех случаях,  когда применение такого знака предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;

4. приостановка действия  выданных им сертификатов соответствия;

5. прекращение действия  выданных им сертификатов соответствия.

В информационном Письме от 30 октября 2003 года №ГЭ-110-28/3992 «О проведении добровольного подтверждения соответствия услуг по инициативе заявителя», утвержденное Государственным комитетом по стандартизации и метрологии указано:

«В целях реализации пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ «О техническом регулировании» и в соответствии с пунктом 1.2 Правил функционирования Системы добровольной сертификации услуг Системы сертификации ГОСТ Р, утвержденных Постановлением Госстандарта России от 21 августа 2003 г. №97, регистрационный номер РОСС RU 0001.О3УУОО, органы по сертификации услуг могут осуществлять проведение работ по добровольному подтверждению соответствия услуг национальным стандартам, стандартам организаций, условиям договоров по документам, предложенным заявителем, после внесения необходимых изменений и дополнений во внутренние документы органа по сертификации, но только по видам услуг, входящих в его область аккредитации. Изменения в утвержденную область аккредитации могут быть внесены при аккредитации органа по сертификации на новый срок и (или) при аккредитации в дополнительной области». 7

Правом создавать систему  добровольной сертификации в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона №184-ФЗ обладают юридические лица, индивидуальные предприниматели  или несколько юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Лица, создавшие систему  добровольной сертификации, устанавливают  перечень объектов, которые будут  подлежать сертификации. Кроме перечня  устанавливаются их характеристики, на соответствие которым будет осуществляться добровольная сертификация, правила выполнения работ, предусмотренных данной системой добровольной сертификации, порядок оплаты таких работ, также определяется круг участников этой системы.

Системой добровольной сертификации, в соответствии с Законом №184-ФЗ, может быть предусмотрено применение знака соответствия.

В пункте 3 статьи 21 Закона №184-ФЗ говорится, что система добровольной сертификации может быть зарегистрирована, то есть согласно буквальному толкованию данной нормы права, допускается вариант отсутствия подобной регистрации. Регистрируется система добровольной сертификации федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

В пункте 3 статьи 21 Закона №184-ФЗ приведен перечень документов, которые необходимо представлять в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию для регистрации системы добровольной сертификации:8

- свидетельство о государственной  регистрации юридического лица  и (или) индивидуального предпринимателя;

- правила функционирования системы добровольной сертификации;

- изображение знака  соответствия, применяемое в данной  системе добровольной сертификации, если применение знака соответствия  предусмотрено, и порядок применения  знака соответствия;

- документ об оплате  регистрации системы добровольной сертификации.

Регистрация должна осуществляться в течение пяти дней с момента  предоставления указанных выше документов. Порядок ее осуществления и размер платы за регистрацию устанавливаются  Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 года №32 «О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации» утверждено Положение о регистрации системы добровольной сертификации.

Согласно пункту 2 Положения  органом, осуществляющим регистрацию системы добровольной сертификации, является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Плата за осуществление  регистрации зачисляется в федеральный  бюджет Российской Федерации, в соответствии с указанным выше Постановлением Правительства Российской Федерации плата составляет одну тысячу рублей. Реквизиты лицевого счета для оплаты регистрации публикуются Агентством.

В регистрации системы  добровольной сертификации может быть отказано в следующих случаях:9

  • непредставления документов, предусмотренных законом и названных выше;
  • совпадения наименования системы с зарегистрированной ранее системой добровольной сертификации;
  • совпадения изображения знака соответствия с изображением знака соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации.

Данные указания содержатся в пункте 4 статьи 21 Закона №184-ФЗ.

Учеными, изучающими влияние  изменений законодательства, указывается  на то, что растет число зарегистрированных систем добровольной сертификации. Это  объясняется явной тенденцией на постепенное снижение области применения обязательной сертификации, что дает возможность для развития систем добровольной сертификации как средства обеспечения необходимого качества продукции, товаров, работ и услуг на рынке для повышения их конкурентоспособности.

Важным атрибутом системы  подтверждения соответствия является знак соответствия. В соответствии с действовавшим ранее законом «О сертификации», знак соответствия являлся знаком, зарегистрированным в установленном законом порядке, которым по правилам, установленным существующей тогда системой сертификации, подтверждалось соответствие продукции, маркированной им, существовавшим требованиям.

Необходимо обратить внимание, что Закон №184-ФЗ полностью  изменил это понятие, его содержание и его правовое значение. В понятии, данном в статье 2 Закона №184-ФЗ, сказано, что знак соответствия является обозначением, которое служит для донесения до приобретателей информации о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

По старому законодательству, правовое значение знака соответствия было более важным, его применение регулировалось специальными правилами, он защищался от подделок, применялся на основании лицензии, которая выдавалась органом по сертификации. Теперь роль его более скромная и применяется он на добровольной основе, он утратил признак обязательности его применения.

Отсутствие знака соответствия на реализуемой продукции и товаросопроводительной документации не может быть квалифицированно по части 2 статьи 19.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации «Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений».10

Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона №184-ФЗ: 11

1. Объекты сертификации, сертифицированные в системе  добровольной сертификации, могут  маркироваться знаком соответствия  системы добровольной сертификации. Порядок применения такого знака соответствия устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации.

2. Применение знака  соответствия национальному стандарту  осуществляется заявителем на  добровольной основе любым удобным  для заявителя способом в порядке, установленном национальным органом по стандартизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ СИСТЕМ  ДОБРОВОЛЬНОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ  В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

2.1 Российские  и зарубежные системы подтверждения  соответствия: современные реалии  и перспективы

Необходимость добровольной сертификации объясняется тем, что обязательная сертификация осуществляется согласно техническим регламентам по параметрам (критериям) безопасности продукции, тогда как самого потребителя, может интересовать ряд других показателей качества, а также гарантии соответствия продукции заявленным в рекламе или сопроводительной документации.

Во всем мире сертификация – это  процедура, подтверждающая заявленное качество товара третьей (независимой) стороной. В России, на момент внедрения  рыночных отношений, такой третьей  стороны не было. Поэтому для того чтобы адекватно отвечать запросам рынка и защищать его от небезопасных товаров и услуг, процедуру подтверждения параметров того или иного товара на соответствие нормам Российских ГОСТов передали государственным органам. В России система добровольной сертификации также существует, однако для того чтобы она заняла подобающее ей место, необходимо время.

В России действуют более 80 систем добровольной сертификации, охватывающих в основном рынок потребительских  товаров и услуг. К их характерным  особенностям относятся: 12

1. Активная роль заявителя, который  определяет подтверждаемые требования  к объекту сертификации, методы  их проверки, стандарты или другие  нормативные документы, устанавливающие,  требования, выбирает схему сертификации;

2. Самоорганизация системы, то есть инициирование ее создания и регистрации любыми субъектами хозяйственной деятельности;

3. Открытость, возможность для заинтересованных  сторон ознакомиться с составом  участников системы, правилами  и процедурами сертификации;

Еще одна особенность систем добровольной сертификации относится к признанию сертификатов соответствия. Основным критерием признания является авторитет органа, выдавшего сертификат, но в конечном счете решение о признании принимает непосредственно заинтересованная в сотрудничестве с держателем сертификата сторона.

Добровольная сертификация в России основана на соблюдении рекомендуемых  международных принципов, своеобразного  кодекса добровольной сертификации. К таким принципам относят  следующие положения:13

1. В системе добровольной сертификации определены правила и процедуры, о которых заявители информируются заранее:

2. Объекты сертификации и их  характеристики, которые может подтвердить  система, четко оговорены с  указанием конкретных нормативных  документов. Нормативные документы, предлагаемые заявителем, принимаются при условии их пригодности для целей сертификации:

3. Процедуры сертификации должным  образом документированы:

4. В системе добровольной  сертификации установлены формы  сертификатов и свой знак соответствия. Сертификат содержит все общепринятые  реквизиты, а знак - обладает патентной  чистотой:

5. Вопрос о передачи  полномочий органа по сертификации  другим участникам системы (например, испытательной лаборатории) отражен в правилах системы.

В перспективе по мере развития рыночных отношений в России, системы добровольной сертификации вполне могут стать авторитетными, общепризнанными. И, не исключено, что  государство передаст им какую-то часть (область) обязательной сертификации. Но для этого нужно время, так как проблема качества – это проблема и в том числе традиций, а их проявление и авторитет никакими законами не создать. Нужно просто аккуратно работать в этом направлении.14

Основной фактор здесь  в развитии систем добровольного  подтверждения соответствия – это  идеология. Зарубежный партнеры действуют  на давно сформированном и развитом рынке. В своей стране рисковать  выставлением на рынок некачественной продукции никто не станет. В этом случае производитель некачественных товаров просто должен уйти с рынка сразу же, как обнаружится факт плохого качества и недобросовестности.15

Требование высокого качества настолько закономерно, что на Западе производители, не имеющие длительное время нарекания на качество, могут декларировать качество и устанавливать соответствие принятым нормам самостоятельно. Подобный производитель освобождается от очень существенных затрат, связанных с сертификацией. Но при этом строгий контроль со стороны сертификационных служб обязателен. Поэтому, если производитель хотя бы один раз поставит потребителю некачественный товар, то на него будут наложены штрафные санкции, у него изымут декларацию соответствия, на основе которой он сам осуществлял контроль за качеством. Кроме того, будет потерян авторитет у потребителя. Это приводит к потере клиентов, рынков сбыта и этим определяется заинтересованность зарубежных производителей высоко держать марку качества.

В связи с этим можно  отметить, что в России, предусмотрено широкое внедрение Декларации соответствия. Но необходимо предварительно подготовить предприятия, продавцов, покупателей к подобному явлению, научить их ценить и отличать действительно качественное изделие от низкопробного. И только в том случае, когда потребитель действительно научится выделять из общего числа товаров те, что постоянно безупречно качественны, и если именно эти товары производятся одной и той же организацией, планку можно будет поднять выше.16

В настоящее время  неплатежеспособность российских потребителей относительно низка. В связи с этим, при таком положении дел на рынке упрощение механизма проведения подтверждения соответствия будет на руку нечистоплотным дельцам, нежели действительно послужит идее высокого качества.17

Информация о работе Добровольное подтверждение соответствия в России и за рубежом: понятие эволюция, перспективы.