Жизненный цикл товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение жизненного цикла товара и его роли в формировании стратегии предприятия.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
изучить понятие и сущность жизненного цикла товара;
изучить этапы жизенного цикла товара;

Содержание

Введение 2
Глава 1 Понятие и концепции жизненного цикла товара 4
1.1. Понятие жизненного цикла товара 4
1.2. Концепция жизненного цикла товара 7
Глава 2 Анализ жизненного цикла товара компании “Faberlic” 11
2.1. Стадии и виды жизненного цикла товара 11
2.2.Анализ жизненного цикла товаров ОАО “Faberlic” 23
Глава 3 Стратегия предприятия 29
3.1. Понятие и сущность стратегии предприятия 29
3.2. Виды стратегии 32
Заключение 44
Список использованной литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваЯЯЯ.doc

— 785.00 Кб (Скачать файл)

       Значительная  часть агентств убыточна. Стратегия  конгломеративной диверсификации  требует тщательной проработки  всех рыночных факторов, финансов  и управления предприятия (таблица  3).


Таблица 3. Стратегия диверсификации

 

       Некоторые  специалисты выделяют также стратегию  вертикальной диверсификации. Эта  стратегия предполагает освоение  новых продуктов, используя в  качестве сырья или полуфабриката  традиционную продукцию, либо  производство товаров, являющихся сырьем, полуфабрикатами или комплектующими при изготовлении традиционных продуктов.

       Стратегия  конгломеративной (чистой) диверсификации  видов деятельности, при которой  между отдельными сферами бизнеса  не существует никаких общих  связей и элементов совпадения в области их производственно коммерческой деятельности, а происходит только передача денежных средств. В то же время с точки зрения современной теории стратегической теории менеджмента более предпочтительной представляется стратегия концентрической (центрированной) диверсификации, когда отдельные направления бизнеса хотя и различны, но обладают каким-либо типом соответствия или общности (общая технология, каналы маркетинга, поставщики и источники сырья, методы управления и т.д.).

       Данный  вид диверсификации ориентирован на получение «синергетического эффекта», усиливающего конкурентную позицию компании по двум основным причинам: экономии на масштабах деятельности и повышении устойчивости компании в кризисные моменты благодаря связям и взаимной поддержки направлений бизнеса.

 

Стратегия дифференциации продукции

       Данная  стратегия основывается на специализации  в изготовлении особой (иногда  необычной) продукции, являющейся  модификацией стандартного изделия.  Такая продукция является незаменимой для потребителей в том случае, если стандартные изделия их не устраивают. Обособление товара на рынке, а в более широком смысле — дифференциация его коммерческих характеристик может проводиться за счет создания продукции с более совершенными техническими параметрами, качеством исполнения, на базе более широкого выбора услуг при реализации и эксплуатации изделий, на основе низких цен.

       Маркетинг,  основанный на дифференциации, позволяет  уклониться от ценовой конкуренции  с более мощными производителями и в то же время дает возможность конкурировать с ними за специфические группы потребителей. Это заставляет искать новые, оригинальные пути выделения своей продукции и приносит на рынок разнообразие. Наиболее типичное направление использования стратегии дифференциации состоит в сосредоточении усилий на одном из мотивов приобретения продукции потребителями и развитии своих возможностей с целью более полного и высококачественного удовлетворения специфических потребностей.

       Целью дифференциации является придание товару отличительных (в сравнении с товаром основных конкурентов) свойств, которые важны для покупателя. Посредством дифференциации предприятие стремится создать ситуацию монополистической конкуренции, в которой оно благодаря особой продукции обладает значительной рыночной силой.

Таблица 4. Дифференциация товаров

 

       Дифференциация, или, другими словами, обособление товара на рынке, означает способность предприятия обеспечить уникальность и более высокую ценность (по сравнению с конкурентами) продукта для покупателя с точки зрения уровня качества, наличия его особых характеристик, методов сбыта, послепродажного обслуживания.

 

       Дифференциация  может принимать различные формы  (таблица 4):

  • признанное технологическое совершенство,
  • лучший дизайн продукта (продуктовая дифференциация);
  • имидж предприятия, марки (дифференциация имиджа);
  • особый сервис (сервисная дифференциация).

 

       Продуктовая  дифференциация – это предложение продуктов с характеристиками и (или дизайном) лучшим, чем у конкурентов. Основу продуктовой дифференциации составляет товарный ассортимент продукции предприятия, под которым понимается группа аналогичных или тесно связанных между собой товаров. В рамках продуктовой дифференциации предприятие может предлагать узкий ассортимент продукции, и в этом случае говорят о фокусировании на дифференциации, либо широкий ассортимент продукции9.

       Дифференциация имиджа – это создание имиджа организации и/или продуктов, с лучшей стороны отличающего их от конкурентов. При использовании дифференциации имиджа предприятие может выпускать продукцию под разными торговыми марками для различных сегментов рынка.

      Сервисная  дифференциация – это предложение разнообразного и более высокого (по сравнению с конкурентами) уровня услуг, сопутствующих продаваемым товарам (срочность и надежность поставок, установка оборудования, послепродажное обслуживание, обучение и консультирование клиентов).

       Можно выделить  несколько необходимых условий для успешной реализации стратегий дифференциации. К числу основных относятся следующие:

  • существует множество отличительных характеристик продукции, которые выделяются и ценятся потребителями;
  • преобладает ценовая конкуренция;
  • признаки дифференциации не могут быть имитированы без привлечения значительных затрат;
  • спрос на продукцию разнообразен по структуре.

При этом стратегии дифференциации присущи следующие специфические риски:

  • разрыв в ценах относительно конкурентов может стать настолько большим, что сохранить приверженность к дифференцированной марке оказывается невозможным;
  • потребность в дифференцированной продукции снижается по мере того, как эта продукция становится более привычной;
  • восприятие дифференциации снижается в случае имитации (копирования) отличительных свойств товара.

       Наличие отличительных качеств требует, как правило, более высоких издержек, что приводит к росту цены. Однако успешная дифференциация позволяет предприятию добиться большей рентабельности, поскольку потребители готовы платить за уникальность продукции. Стратегии дифференциации требуют значительных вложений в функциональный маркетинг и особенно в рекламу с целью довести до покупателей информацию о заявляемых отличительных особенностях товара.

 

Фокусирование (стратегия специализации)

       Данная  стратегия отличается от остальных: она основана на выборе узкой сферы конкуренции в рамках той или иной отрасли. Компания, избравшая стратегию фокусирования, выбирает определенный сегмент или группу сегментов отрасли и направляет свою деятельность на обслуживание исключительно данного сегмента или сегментов. Оптимизируя свою стратегию в соответствии с целевыми сегментами, компания пытается получить определенные конкурентные преимущества именно в этих сегментах, хотя общих конкурентных преимуществ в рамках всей отрасли у нее может не быть.

       Стратегия  фокусирования существует в двух  разновидностях. Фокусирование на издержках — это стратегия, при которой компания, работая в своем целевом сегменте, пытается получить преимущество за счет низких затрат.

       При фокусировании на дифференциации компания осуществляет дифференциацию в своем целевом сегменте. Оба варианта стратегии основаны на тех признаках, которые отличают избранный целевой сегмент от прочих сегментов данной отрасли. Целевой сегмент, скорее всего, объединяет как клиентов с особыми потребностями, так и системы производства и реализации, удовлетворяющие их наилучшим образом и отличающиеся на этом основании от принятых в отрасли стандартов. При фокусировании на издержках компания обращает в свою пользу различия в их структуре в различных секторах отрасли, тогда как при фокусировании на дифференциации компания получает выгоду за счет того, что в определенных сегментах рынка существуют особые группы покупателей с особыми потребностями. Существование таких различий в структуре издержек и потребительского спроса предполагает, что данные сегменты плохо обслуживаются конкурентами, имеющими широкую специализацию, — такие компании обслуживают эти особые сегменты на равных основаниях со всеми остальными. В этом случае компания, избравшая стратегию фокусирования, получает конкурентные преимущества, полностью сосредоточив свою работу на данном сегменте. Неважно, будет это узкий или широкий сегмент: сущность стратегии фокусирования состоит в том, что компания получает доход за счет тех особенностей данного сегмента, которые отличают его от прочих секторов индустрии. Узкая специализация сама по себе недостаточна для того, чтобы компания добилась показателей эффективности, которые будут выше среднерыночных.

       Компания, избравшая фокусирование в качестве конкурентной стратегии, имеет существенное преимущество перед конкурентами с широкой специализацией, а именно: такая компания может выбирать направление оптимизации — дифференциацию или сокращение издержек. Например, возможно, что конкуренты недостаточно хорошо обслуживают тот или иной сегмент рынка, не удовлетворяя потребностей покупателей в данном секторе, и тогда перед компанией открываются прекрасные возможности для фокусирования на дифференциации. С другой стороны, конкуренты с широкой специализацией, скорее всего, затрачивают слишком много средств и усилий на обслуживание этого сегмента, а это означает, что их затраты на удовлетворение потребностей покупателей в данном сегменте слишком высоки. В этом случае у компании есть вариант избрать фокусирование на издержках — ведь можно сократить затраты, расходуя средства исключительно на удовлетворение потребностей покупателей в данном сегменте, и ничего более (таблица 5).

       Если  выбранный компанией целевой  сегмент ничем не отличается  от прочих сегментов, стратегия фокусирования не принесет желаемых результатов.

Таблица 5. Фокусирование

      

       Показатели  эффективности работы компании, избравшей стратегию фокусирования,  будут выше средних по отрасли  в том случае, если:

а) компания сможет добиться в своем сегменте устойчивого лидерства в минимизации издержек (фокусирование на издержках) или максимально дифференцировать в этом сегменте свой продукт (фокусирование на дифференциации);

б) при этом сегмент  окажется привлекательным с точки зрения его структуры. Структурная привлекательность сегмента является необходимым условием, так как некоторые сегменты в отрасли будут заведомо менее прибыльными, чем другие. Часто индустрия предоставляет возможности для успешной реализации нескольких долгосрочных стратегий фокусирования, но только в том случае, если выбирающие данную стратегию компании проводят ее в различных сегментах. В большинстве отраслей можно выделить несколько разных сегментов, предполагающих специфические потребности покупателей или особую систему производства и доставки, в силу чего такие сегменты будут прекрасными полигонами для реализации стратегии фокусирования.

       Стратегия  фокусирования подразумевает выбор  сегмента или группы сегментов  в отрасли и удовлетворение  потребностей этого сегмента с большей эффективностью, чем это могут сделать конкуренты, обслуживающие более широкий сегмент рынка. Она может применяться как фирмой, являющейся лидером по себестоимости, которая обслуживает данный сегмент, так и дифференциатором, удовлетворяющим специальные требования сегмента рынка тем способом, который позволяет назначить высокую цену. Так что фирмы могут конкурировать по широкому фронту (обслуживая несколько сегментов) или сосредоточиваться на узком направлении (целенаправленное действие). Оба варианта стратегии фокусирования основываются на различиях между целевыми сегментами и остальными сегментами отрасли. Именно эти различия можно назвать причиной образования сегмента, который плохо обслуживается конкурентами, осуществляющими широкомасштабную деятельность и не имеющими возможности приспособиться к специфическим потребностям данного сегмента10.

       Каждое  предприятие и организация сами  устанавливают свои приоритеты  и разрабатывают собственную  стратегию продвижения того или иного товара на потребительский либо производственный рынок.

       Большую  роль в продвижении товара  играет реклама (телевизионная,  посредством СМИ, интернета и  др.). Так как реклама увеличивает  объем сбыта, то она влияет  и на жизненный цикл товара  и  его  кривую. Используя рекламу и другие средства стимулирования, производители не только увеличивают объем продаж, но и продляют жизненный цикл своего товара.

       Реклама  непосредственно влияет и на  сам жизненный цикл товара.

    Внедрение. Сильно сокращается фаза внедрения товара на рынок. Большое количество потенциальных покупателей быстро узнают о новом товаре  из его рекламы и часто совершают первую (часто пробную) покупку. В случае, если товар понравился покупателю, то он будет совершать и повторные покупки. При интенсивной рекламе товара эта фаза его жизненного цикла может сократиться с нескольких лет до считанных месяцев или недель.

       Рост. Эта фаза тоже  сокращается во времени, однако не так сильно, как фаза выведения. За счет усиленной рекламы подавляющее большинство людей узнают о новом товаре и быстрее соглашаются на свою первую покупку. Фаза  протекает с большей интенсивностью, поэтому фаза роста заканчивается на большем объеме проданных товаров.

       Зрелость. Этот этап не только намного раньше начинается, но и за счет усиленной агитации задерживается на некоторое время. Кроме того, объем продаж на этом этапе также сильно  превосходит объем продаж товара без рекламной поддержки. Реклама уговаривает многих покупателей еще раз купить предлагаемый товар.

       Спад. На этом этапе фирмы обычно  не дают рекламы своего товара  и снимают товар с рынка.  Сбыт падает намного стремительней,  чем падал бы сбыт товара, который  вообще не рекламировался. Видя  постоянное падение спроса  фирма  перестает создавать миф о хорошем и полезном товаре и потребители быстрее начинают покупать другой товар (часто - модификацию первого). Сбыт падает очень быстро и только распродает остатки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

       В  ходе изучения и написания  данной работы пришла к выводу, что  значительная роль в стратегическом развитии предприятия  принадлежит такому понятию, как товар. Главными его составляющими выступают: потребительская ценность (способность произведенной продукции удовлетворять конкретные запросы потребителя), представленность продукции на рынок для продажи (с определенной ценой) и наличие спроса на продукцию на рынке. Товар должен быть ориентирован по всем этим составляющим на конкретную целевую группу, сегмент рынка, на решение проблем и удовлетворение потребностей клиентов.

Информация о работе Жизненный цикл товара