Законы и эффекты восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 16:46, реферат

Краткое описание

В современном мире менеджеру необходимо знать как его персонал воспринимает информацию и оценивает ее, как его личные мотивы влияют на истинный облик его команды.

Содержание

Введение

1. “Эффект ореола”, эффект последовательности, эффект новизны

2. “Эффект стереотипизации”, эффект “роли”


3. Эффект “присутствия”, “эффект авансирования”, “эффект снисходительности”, эффект “физиогномической редукции”, “эффект красоты”, “эффект ожиданий”(“Эффект Пигмалиона”), эффект отрицательной асимметрии

4. Феномен “презумпции взаимности” (иллюзии взаимности), феномен “предположения о сходстве”, феномен “зеркального образа”, феномен “фаворитизма”, “эффект проекции”


5. Атрибуция и ее факторы

6. Возможные причинные атрибуции успеха и неудачи

Заключение и вывод

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по дисциплине менеджмент.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)

Автономная  некоммерческая образовательная организация  высшего профессионального образования

 Институт  экономики и антикризисного управления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине:

Менеджмент: организационное поведение 

на тему:

Законы  и эффекты восприятия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент 2 курса группы БЭЗм11s

Сафронов  Семен Юрьевич 

Москва, 2012 год

Оглавление

    Введение 

  1. “Эффект ореола”, эффект последовательности, эффект новизны
 
  1. “Эффект стереотипизации”, эффект “роли”
 
 
  1. Эффект  “присутствия”, “эффект авансирования”, “эффект снисходительности”, эффект “физиогномической редукции”, “эффект красоты”, “эффект ожиданий”(“Эффект Пигмалиона”), эффект отрицательной асимметрии
 
  1. Феномен “презумпции взаимности” (иллюзии взаимности), феномен “предположения о сходстве”, феномен “зеркального образа”, феномен “фаворитизма”, “эффект проекции”
 
 
  1. Атрибуция и ее факторы
 
  1. Возможные причинные атрибуции  успеха и неудачи
 

    Заключение  и вывод 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение 

        В  современном мире менеджеру необходимо знать как его персонал воспринимает информацию и оценивает ее, как его личные мотивы влияют на истинный облик его команды. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        “Эффект ореола” (“галоэффект”, “эффект нимба или рога”) является наиболее

    известным среди всех “ошибок” межличностной перцепции. Его суть состоит в том,

    что общее  благоприятное впечатление (мнение) о человеке переносится и на оценку

    его неизвестных  черт, которые также воспринимаются как позитивные. И наоборот, общее  негативное впечатление также ведет к отрицательной оценке тех черт, которые неизвестны. Этот эффект приводит человека к тому, что информация о каком-то человеке – накладывается на тот сохраняемый в памяти образ, который сложился заранее. Этот образ и играет роль “ореола”, мешающего видеть действительные черты воспринимаемой личности. При этом “эффект ореола” может влиять как в сторону положительных, так и негативных оценок (“эффект рога”). (“Сначала я работаю на зачетку, а потом зачетка работает на меня”).

              

       “Эффект последовательности” - как “эффект первичности” состоит в тенденции к сильной переоценке первой информации о человеке, в ее фиксации и высокой устойчивости в дальнейшем по отношению к другой, поступившей позже, информации. Он называется также “эффектом знакомства”, или “первым впечатлением”. Как показывают исследования, эта начальная информация крайне важна субъективно, она получает несоразмерную ее объективной важности субъективную оценку и в дальнейшем очень трудно поддается коррекции. Этот эффект не является только “ошибкой”, поскольку дает, приблизительный, но все же довольно точный результат. Недоброжелатель, желающий навредить человеку, спешит сообщить о нем что-то порочащее новому начальнику. На таком установочном фоне человеку трудно оправдаться и что-то доказать. И пройдет немало времени, пока руководитель разберется в ситуации и оценит, кто есть кто.  

        “Эффект последовательности” как “эффект новизны”, в отличие от предыдущего, относится не к восприятию незнакомого человека, а к восприятию уже знакомого. Когда же речь заходит о близких людях, ситуация меняется на обратную: боле достоверной почему-то становится последняя, новая информация. Любое неожиданное действие, нестандартный поступок близкого человека заставляют делать вывод о наличии неких личностных черт, которые были не замечены ранее и которые далее повлияют на развитие отношений. Два последних эффекта последовательности обусловлены общим психологическим механизмом – механизмом стереотипизации. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        “Эффект стереотипизации”. Стереотип – некоторый устойчивый образ явления или человека, которым пользуются как средством, своего рода “сокращением”, схемой при взаимодействии. Он возникает на основе сложившихся в быту (или в профессиональной деятельности) расхожих представлений о сути тех или иных явлений. Возникает он и на основе ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Стереотипизация двойственна: упрощая процесс восприятия, человек “невольно” платит за это упрощение вероятностью ошибочного восприятия. В ином случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если восприятие человека строится на основе прошлого опыта, а опыт был негативным, то всякое последующее восприятие представителей людей той же группы может окрашиваться неприязнью. Этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Разновидность стереотипизации – ошибки моделирования. Это – образ, некоторая модель человека, складывающаяся на основе стереотипов и возникающая еще до начала межличностного взаимодействия, на базе предварительной информации о нем. Руководитель “моделирует” подчиненного на основе его должностной профессиональной принадлежности, а не на основе особенностей реальной личности. Отсюда следует правило гуманистического управления: в подчиненном надо видеть человека, а не в человеке – подчиненного; руководить не должностями, а людьми. 

        Эффект  “роли”. Следует отличать личностные особенности самого человека и его поведение, определяемое ролевыми функциями. Руководитель может быть и весьма мягким человеком, тем не менее, стараясь создать у подчиненных впечатление жесткости, требовательности, может показаться бессердечным и грубым. Однако исполнение ролевых функций способно на самом деле оказать воздействие на личность (освоение какой-либо профессии в психологии часто связывается с понятием “профессиональная деформация”). 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        Эффект  “присутствия”. Если человек прекрасно владеет навыками какой-либо деятельности, то на глазах у окружающих он справится с ней еще лучше, чем в одиночестве; если его действия не отточены до автоматизма, то присутствие других людей приведет к не столь высоким результатам. 

        “Эффект авансирования” – когда человеку приписывают несуществующие достоинства, а затем разочаровываются, сталкиваясь с его поведением, которое неадекватно сложившемуся о нем положительному представлению. 

        “Эффект снисходительности”. Состоит в необоснованно позитивном восприятии руководителем подчиненных и гипертрофировании их позитивных черт при недооценке негативных, в мнении, что они “еще исправятся”. Его основа – стремление обезопасить себя от возможных конфликтов, неизбежно возникающих при объективной оценке негативных черт. Данный эффект чаще наблюдается у руководителей демократического и особенно – попустительского стилей. У руководителей же авторитарного стиля оно “оборачивается” и предстает как эффект гипервзыскательности, или эффект прокурора. 

        Эффект  “физиогномической редукции” состоит в поспешных выводах о внутренних психологических характеристиках человека на основе его внешнего облика. 

        “Эффект красоты” проявляется в том, что внешне более привлекательные люди расцениваются как более приятные в целом (более открытые, коммуникабельные, успешные), менее симпатичным отводится менее завидная роль. 

        “Эффект ожиданий”, или “эффект Пигмалиона”: на какую обратную связь человек рассчитывает, такую в результате и получает (если ожидает, что сотрудник будет скованным и закрытым – получит такого; предполагает легкость и простоту – спровоцирует партнера именно на такую линию поведения); наше открытое и добросердечное поведение – в некоторой степени залог такой же реакции со стороны сотрудников. 

        Эффект  отрицательной асимметрии начальной самооценки. В основе данного эффекта лежит механизм укрепления самоидентичности группы, подчеркивания ее значимости и ценности, а значит, и своей значимости как руководителя. “Внутри группового фаворитизма” – он состоит в тенденции благоприятствовать в восприятии и оценочных суждениях членам собственной группы в противовес членам некоторой другой группы (или групп). Данный феномен задает “режим наибольшего благоприятствования” межличностным отношениям и восприятиям членов внутри группы по сравнению с межгрупповыми связями. В плане отношений руководителя группы (организации) с подчиненными он приобретает дополнительные специфические особенности. Во-первых, он может становится и чаще всего становится избирательным в отношении отдельных членов группы. Во-вторых, при этом он гипертрофируется, трансформируясь в известное явление протекционизма, т.е. переходит из плоскости восприятия в плоскость действий. 

        Феномен  “презумпции взаимности” (иллюзии взаимности) заключается в устойчивой тенденции человека воспринимать отношения к нему со стороны окружающих его людей подобными его собственным отношениям к ним.


Информация о работе Законы и эффекты восприятия