Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:50, контрольная работа
Изучение законов организации дает возможность менеджеру составить представление о возможных путях достижения поставленной цели, полагаясь не только на собственный опыт и интуицию, но и с учетом опыта, накопленного человечеством за многовековую историю развития организационных систем.
Введение
1. Сущность закона самосохранения организации
2. Механизм реализации закона самосохранения
3. Стратегии закона самосохранения
Заключение
Список используемой литературы
Для определения, на каком уровне самосохранения находится организация, используют систему показателей эффективности: рентабельность, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент срочной ликвидности и другие показатели. Например, в качестве созидательного параметра можно использовать доход, в качестве разрушительного — долги, налоги и штрафы.
Самосохранение — это частный случай, точнее, составная часть устойчивости и надежности системы-организации. Устойчивость организации зависит от внешней и внутренней сред, характера ее деятельности, наличия ресурсов, качества управления и т.п. Как одно из условий стабильности, самосохранение базируется в основном на внутренних факторах и обусловлено действием двух противоположных организационных факторов — консерватизма и развития: консерватизм приводит к застою; ускоренное, не обеспеченное достаточными ресурсами развитие может обеспечить только временный успех.
Для
определения, на каком уровне самосохранения
находится организация, используют
систему показателей
Умелое
оперативное руководство как
важнейший фактор самосохранения организации,
как правило, связывают с уровнем
экономических знаний руководителя.
Грамотный менеджер для оценки уровней
созидательных и разрушительных
потенциалов самосохранения использует
систему показателей
Своевременное отслеживание
Возможны три варианта реализации закона самосохранения в компании.
1 вариант. Руководитель и подчиненные ничего не знают о законе самосохранения.
Характер стихийного действия закона. На 4-ом, 5-ом и начале 6-го уровня самосохранения компания функционирует успешно. Закон себя практически не проявляет, и у руководителя нет оснований для беспокойства. При нарастании неблагоприятных воздействий (увеличивается потенциал разрушения) и фактическом переходе компании к 1-му, 2-му и 3-му уровням самосохранения организация в лице всего коллектива начинает сопротивляться (наращивать потенциал созидания). Это реализуется за счет мобилизации имеющихся ресурсов, в том числе увеличении продолжительности рабочего дня, поисков новых рынков сбыта, совершенствования технологии производства. Но иногда действие закона самосохранения приводит к спонтанным и криминальным решениям, в том числе подделкам финансовых документов, обманам, налоговым преступлениям и т.д. Естественное стремление быстро нарастить потенциал созидания приводит к неоправданным и часто невосполнимым затратам.
Например,
увеличивают производство продукции
на тех же производственных мощностях,
что часто приводит к ухудшению
качества и большому количеству рекламаций;
берут срочные кредиты у КБ
или компаний, оставляя в качестве
залога готовую продукцию или
ликвидную недвижимость. Не всегда
организации удается
2 вариант. Руководитель знает о законе, а его подчиненные – нет.
Характер действия закона. На 4-ом, 5-ом и начале 6-го уровня самосохранения, когда наблюдается стабильность в преобладании потенциала созидания, руководитель своими решениями лишь стабилизирует требуемый уровень самосохранения. Персонал при этом ощущает стабильность и уверенность. Работники не думают о формировании долгосрочных ресурсов выживания. Решения руководителя по упреждающим мероприятиям подчиненные будут воспринимать как расточительство или непрофессионализм. Возможно и противодействие при выполнении заданий и даже открытый саботаж. При перемещении организации в неблагоприятные уровни самосохранения (1-ый, 2-ой, 3-ий или 7-ой) персонал начнет активизироваться, часть из них покинет организацию, уменьшив тем самым потенциал созидания компании, а другие будут предлагать руководителю скороспелые, часто сомнительные варианты наращивания потенциала созидания или ослабления потенциала разрушения. Предыдущие действия руководителя будут восприниматься подчиненными как неправильные. Этот вариант очень тяжелый для руководителя и подчиненных.
3 вариант. Руководитель и подчиненные знают закон самосохранения, а также благоприятные уровни и варианты необходимых действий.
Характер действия закона. На 4-ом, 5-ом и начале 6-го уровня самосохранения, руководитель и подчиненные формируют необходимые ресурсы для стабилизации деятельности компании и в случае возникновения разрушительных форс-мажорных ситуаций, изменений структуры спроса на продукцию, изменений курсов ценных бумаг и др. Руководитель и подчиненные достигают взаимодействия по ключевым вопросам развития отдельных подразделений и компании в целом. Основные направления совместной деятельности:
- новационная и инновационная деятельность;
- маркетинговые исследования;
-
создание благоприятного
-
улучшение качества
-
формирование устойчивых
При
данном варианте практически будут
реализовываться планы поставок
сырья, оборудования, комплектующих
изделий в конкретное время, на конкретное
место. Такой вариант действия закона
привел, в частности, в Японии к
новому методу производства – производства
«с колес», когда все необходимые
изделия для производства привозят
в требуемое время и место
от поставщиков. При таком методе
компания может существенно сократить
запасы материалов и комплектующих
изделий, уменьшить площади складских
помещений и численность
Формы
реагирования организации на вызовы
закона самосохранения
Даже
такое конспективное
Естественно, что, так или иначе, организация принимает этот закон и пытается по мере своих возможностей действовать в соответствие с его требованиями. Ресурсы созидания и разрушения обретают в представлениях людей свои конкретные формы, тем самым постигается диалектика созидания и разрушения в реальной жизнедеятельности организации.
По мере того, как организация осознает познавательно-практическую сущность закона самосохранения, она начинает формировать систему ответов на его требования. В структуре организации, например, возникает специальная служба, задача которой заключается в обеспечении безопасности. Такая служба занимается охраной материальных ценностей организации, её секретов, её персонала, финансово-кредитных ресурсов и т.д.
По
своему содержанию работа службы безопасности
имеет два направления –
Но
службу безопасности, как и другие
структуры, в рамках самой организации
не могут гарантировать
Важным средством гарантии организации от возможных неожиданностей и рисков является страхование. Путем систематических или периодических взносов в специальные учреждения, которые выплачивают денежные возмещения в случае какого-либо ущерба, организация может обеспечить себе определенные гарантии на так называемые страховые случаи.
Страхование в настоящее время – это достаточно хорошо разработанная система, которая позволяет сочетать интересы организации, нуждающейся в гарантиях, и интересы соответствующих страховых компаний. Страхующаяся компания и компания страхователь совместно определяют возможные убытки в тех или других страховых случаях и заключают страховой договор. В соответствии с этим договором страхующаяся компания делает определенные взносы в страховую компанию и берет на себя обязательства соблюдать определенные правила поведения, которые предписывает страховая компания. Страховая компания в свою очередь берет на себя обязательства возместить ущерб страхующейся компании, исходя из определенного денежного эквивалента, произошедшего страхового случая.
Система
страхования постоянно
Не все технологии
страхования, особенно в современной
России, на данный момент времени одинаково
хорошо отработаны. Например, страхование
интеллектуальной собственности на
Западе, и особенно у нас, является
достаточно проблемным видом деятельности.
С начала идея может казаться многообещающей,
а впоследствии эти надежды могут
не оправдаться, или наоборот. Однако
страхование интеллектуальной собственности
постепенно становится одним из важнейших
направлений в страховых
Перед всеми организациями всё время стоит один вопрос: «Как поддерживать на достаточном уровне или увеличить положительный ресурс организации (то есть ресурс удержания)?» Этого можно добиться за счет правильной работы с внешней средой. Существуют и используются 4 стратегии:
1.Пассивно-индивидуальная