Западноевропейская модель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:44, контрольная работа

Краткое описание

Цель – изучить особенности западноевропейской модели менеджмента.
Объект – модели менеджмента. Предмет исследования – основные признаки и элементы каждой модели.
Основные зарубежные модели управления наиболее доступно и полно рассматривают М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури в «Основах менеджмента». В учебнике И.И. Семеновой «История менеджмента» рассказано А.Б. Бахур в статье «Особенности национального менеджмента» произвел анализ свойств российской модели менеджмента.

Содержание

Введение
Предпосылки формирования западноевропейской модели менеджмента ….
Характеристика менеджмента отдельных западноевропейских стран
Немецкая модель менеджмента ……………
«Шведская модель социализма» в условиях рыночной экономики …
Другие страны Западной Европы: менеджмент и государственное регулирование экономики на макроуровне ……..
Особенности развития западноевропейской модели менеджмента на современном этапе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание1.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Предпосылки формирования западноевропейской модели менеджмента ….
  2. Характеристика менеджмента отдельных западноевропейских стран
  3. Немецкая модель менеджмента ……………
  4. «Шведская модель социализма» в условиях рыночной экономики …
  5. Другие страны Западной Европы: менеджмент и государственное регулирование экономики на макроуровне ……..
  6. Особенности развития западноевропейской модели менеджмента на современном этапе

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течении многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения. Актуальность заключается в том, что создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой – использование его лучших достижений в своей деятельности.

Цель – изучить  особенности западноевропейской модели менеджмента.

Объект – модели менеджмента.

Предмет исследования –  основные признаки и элементы каждой модели.

Основные зарубежные модели управления наиболее доступно и полно рассматривают М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури в «Основах менеджмента». В учебнике И.И. Семеновой «История менеджмента» рассказано А.Б. Бахур в статье «Особенности национального менеджмента» произвел анализ свойств российской модели менеджмента.

 

 

 

 

 

 

  1. Предпосылки формирования западноевропейской модели менеджмента

 

Экономические отношения  связывают национальные экономики и в значительной степени нейтрализуют национальные особенности экономического поведения. На основании этого нередко говорят о том, что экономическая деятельность  и менеджмент как ее составная часть становятся интернациональными, то есть утрачивают национальную специфику.

Национальные особенности  управления организацией важны для  менеджера по следующим мотивам:

- в настоящее время  многие организации активно взаимодействуют  с зарубежными фирмами и компаниями. И в процессе взаимодействия  могут возникать проблемы, связанные с тем, что его участники действуют в соответствии с традициями, принятыми в их культуре;

- опыт зарубежных компаний  может быть полезным в других  культурах. Особенно это важно  в связи с формированием мировой  экономики и усложнением связей между экономиками отдельных стран;

- менеджер может найти  работу за границей. Естественно,  ему потребуются хотя бы некоторые  знания о том, как принято  управлять деятельностью людей  в данной стране. То же касается  и обмена между предприятиями.

Понимание того, что менеджмент – это особый аспект функционирования организации, впервые было осознано в США. А это означает, что менеджмент сам по себе является во многом американским явлением, отражающим особенности американской картины мира.

США вполне можно считать страной, в которой в наибольшей степени менеджменту обучают.

Американский менеджмент характеризуется жестокой организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к  формализации управленческих отношений.

Для американского менеджмента очень характерно представление о персональной ответственности работника. Эффективность работы конкретного руководителя определяется на основании того, смог ли он лично достигнуть тех целей, которые были ему поставлены.

Европейский менеджмент отличается от американского в незначительной  степени. Дело в том, что Европа и США – это достаточно близкие культуры, а поэтому обмен достижениями между ними протекает с меньшими трудностями.

В Европе, как и в  США, очень важную роль в экономике  играют мелкие и средние предприятия. Этим обусловлены и некоторые особенности европейского менеджмента. Для мелких фирм более настоятельной является потребность в выживании, поэтому необходимо более быстрое реагирование на любое, даже самое незначительное изменение ситуации, к которому необходимо приспособиться.

Одно из существенных отличий европейского менеджмента  от менеджера американского состоит  в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов и компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности. Эта самостоятельность может касаться и производственных, и финансовых решений, а также инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями в Европе более актуальны, чем в США.

Сегодня в мире действуют  три основные модели построения системы бизнес-образования.

Первая, традиционная, которую  можно назвать германской, основана на идее подготовки квалифицированного руководителя. В рамках этой модели выделяется, во-первых, высшее профессиональное образование, дающее базовые знания и специальность, во-вторых, повышение квалификации руководителей. Последнее ставит своей целью приобретение слушателями специальных знаний и умений, которые необходимы для конкретной работы в области управления и хозяйственной деятельности.

Вторая модель, американская, основана на формировании так называемого профессионального менеджера. Она предполагает получение высшего профессионального образования в области менеджмента на базе уже имеющегося диплома об общем высшем образовании в объеме бакалавриата по любой специальности. Однако в американской модели, прежде чем получить законченное высшее профессиональное образование в области менеджмента, человек должен накопить некоторый опыт практической работы.

Большинство западно-европейских  стран, среди которых лидируют Италия, Франция, Испания и Нидерланды, придерживается смешанной модели, в которой сочетается традиционная европейская система вузовской подготовки германского типа с американской. Длительность обучения меньше чем в США, но зато большее значение имеют работа над проектами, практика на фирмах и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика менеджмента  отдельных западноевропейских стран

 

2.1. Немецкая модель  менеджмента

 

Теоретические истоки модели менеджмента относятся к началу прошлого столетия. Ее родоначальником следует считать выдающегося ученого, социолога и экономиста Маркса Вебера (1864-1920). М.Вебер был в первую очередь ученым-социологом, ряд его исследований имел прямое отношение к экономике, менеджменту и бизнесу.

Концепция бюрократической  рационализации, разработанная М.Вебером, явилась важной составляющей становления классического менеджмента. Он считал, что компании должны управляться на безличной, сугубо рациональной основе, названной им «бюрократической» (не следует путать с современной трактовкой этого термина). Бюрократия (по Веберу) – система управления не на основе личных оценок, а в соответствии с точным следованием индивидов определенным правилам и процедурам. Формальная рационализация, по М.Веберу, подразумевала процесс, в ходе которого выбор действующими лицами средств достижения цели полностью был детермин6ирован правилами, подписаниями и законами, имеющими универсальное применение. Концепция включала: четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников; введение формальной отчетности; разделение функций собственности и управления. Это были безусловно прогрессивные базовые положения, характеризовавшие суть менеджмента.

М.Вебером формулировались  условия реализации предложенной им концепции:

- Должности организуются  в иерархическую структуру в соответствии с формальными полномочиями, каждая должность находиться в подчинении вышестоящей. Объем власти и объем полномочий по мере движения вверх по уровням иерархии возрастает.

- Отбор и продвижение  сотрудников по службе осуществляется в соответствии с их квалификацией, уровень которой определяется на экзамене или в соответствии с опытом и обучением.

- Все административные (управленческие) акты и решения  оформляются в письменном виде; ведение записей есть память  организации, обеспечивающая преемственность во времени.

- Менеджеры не являются  собственниками организации; они  – наемные сотрудники; они работают  только в интересах самой организации,  а не в интересах отдельных  персон и групп.

- Менеджеры работают  в соответствии с четкими правилами и процедурами, что должно гарантировать надежность и предсказуемость их поведения. Формальные установки, которые определяют и контролируют поведение всех работников во время работы, способствуют обеспечению трудовой дисциплины и контролю для достижения поставленных целей. В конечном итоге гарантируют стабильность организации.

- Важной характеристикой  бюрократического менеджмента являлась  рациональность, которая требовала  использования наиболее эффективных  средств выполнения задач организации.  Все принимаемые решения должны вести прямо к выполнению задач организации.

Не отрицая ряда недостатков  теории М.Вебера, следует отметить, что она является вполне актуальной и сегодня (особенно для таких  стран, как Россия). Теория рационализации М.Вебера имела многих последователей, в том числе и в менее развитых странах мира.

Наиболее часто в  сравнительных исследованиях выделяют следующие особенности немецкой модели менеджмента.

    1. Стимулирование профессиональной подготовки.

Характерные черты немецкой модели менеджмента можно обнаружить в национальной системе профессионально-технического образования, отличающейся вниманием к инженерному делу, техническому обучению и ремеслам и являющейся, по некоторым оценкам, лучшей в Европе. Она обеспечивает подготовку молодежи в возрасте 16-21 лет в течении 3 лет с получением государственного диплома. Образовательный процесс предполагает как подготовку на рабочем месте (4 дня в неделю), так и теоретическое обучение (1 день в неделю). Содержание образовательной программы в системе профессионально-технического образования утверждается тремя институтами – правительством, ассоциациями работодателей и профсоюзами. Общее руководство осуществляется местными тогрово-промышленными палатами

Как минимум 5% среднегодовой  численности рабочей силы немецких предприятий составляют учащиеся системы профессионально-технического образования. Примерно 70% рабочих на промышленных предприятиях прошли через эту систему и сдали квалификационные экзамены, учитывающие отраслевую специфику и потребности конкретного предприятия.

Стимулирование роста  профессионального мастерства играет важную роль в немецких фирмах. При  этом оно не ограничивается только рабочими или ключевыми специалистами. Все рабочие и специалисты  постоянно сталкиваются с новыми технологиями и оборудованием, новыми правилами и инструкциями. Адаптация к меняющимся или новым технологиям, продуктам и услугам происходит относительно быстро и безболезненно, а затраты на переподготовку кадров в связи с новыми требованиями клиентов или новой тактикой конкурентов оказываются сравнительно небольшими.

    1. Техническая подготовленность менеджеров.

Немецкие менеджеры  известны как специалисты. Любопытно  в этой связи, что в Германии не слишком высоко цениться общеуправленческая подготовка и соответственно, степень МВА не является распространенной. Поскольку менеджмент в Германии не считался отдельной научной отраслью, то соответствующие учебные дисциплины до 1980-х годов были редкостью в отличие от США.

В 1980-х годах были созданы  две бизнес-школы, преподавание в которых ориентировалось на изучение и развитие немецкого стиля менеджмента. Постепенно появляются программы МВА, в том числе в сотрудничестве с ведущими американскими бизнес-школами. Однако к настоящему времени в международных рейтингах программ МВА не представлено ни одной немецкой бизнес-школы или университета.

Вследствие высокого уровня технического образования специалистов и управленцев менеджмент в Германии в меньшей степени отдален  от производственно-технологического процесса, как это имеет место  в англосаксонских странах. Менеджеры среднего звена рассматривают техническую компетентность как наиболее важную составляющую своих властных полномочий.

Большинство немецких менеджеров промышленных предприятий, даже высшего  звена управления, хорошо ориентируются в вопросах производственного менеджмента, не считают зазорным постоянно бывать в заводских цехах. Им трудно понять поведение менеджеров США, которые предпочитают больше работать с финансовой отчетностью вместо того, чтобы глубже изучать производственные процессы на предприятии. Немецкий менеджер убежден, что отлаженный технический процесс и высококачественная продукция значит гораздо больше для показателей экономической эффективности по сравнению с другими факторами.

Информация о работе Западноевропейская модель менеджмента