Западноевропейская модель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:44, контрольная работа

Краткое описание

Цель – изучить особенности западноевропейской модели менеджмента.
Объект – модели менеджмента. Предмет исследования – основные признаки и элементы каждой модели.
Основные зарубежные модели управления наиболее доступно и полно рассматривают М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури в «Основах менеджмента». В учебнике И.И. Семеновой «История менеджмента» рассказано А.Б. Бахур в статье «Особенности национального менеджмента» произвел анализ свойств российской модели менеджмента.

Содержание

Введение
Предпосылки формирования западноевропейской модели менеджмента ….
Характеристика менеджмента отдельных западноевропейских стран
Немецкая модель менеджмента ……………
«Шведская модель социализма» в условиях рыночной экономики …
Другие страны Западной Европы: менеджмент и государственное регулирование экономики на макроуровне ……..
Особенности развития западноевропейской модели менеджмента на современном этапе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание1.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

В Европейском Союзе, часто называемым Общим рынком, сочетаются черты как международной организации, так и федерации государств. Его  цель – углублять интеграцию входящих в него стран для образования  экономического таможенного и политического союза.

Страны ЕС осуществляют активную интеграционную политику на различных направлениях и, прежде всего, в экономике.

Важнейшим шагом на пути образования федерации государств ЕС стало введение с 1 января 1999 г. новой  единой денежной единицы – евро с одновременным упразднением национальных валют.

Основой для международного муниципального менеджмента в Европе служит Европейская Хартия местного самоуправления 1995 г. Она предусматривает  возможность принадлежать к международным ассоциациям местных властей, что должно быть признано законодательством в каждом государстве.

Международный менеджмент развивается и на уровне предприятий  и организаций. К ним относятся  транснациональные корпорации, совместные предприятия и др.

К 90-м годам ХХ века в менеджменте как науке сформировались ряд научных школ, издано достаточно книг и учебников. Менеджмент развивается в масштабах многих стран, приобретает интернациональный характер. В подготовке менеджеров наряду с изучением теории важным становиться получение практических навыков. В последнее время стало выходить немало работ о новейших достижениях в сфере менеджмента – управление производством в Японии, США, Швеции, Финляндии, Франции и др.

Заметное влияние на формирование менеджмента оказали английские исследователи. Они внесли существенный вклад в разработку метода «исследования операций», который зародился в Англии в 40-х гг., в связи с необходимостью решения некоторых военных стратегических и тактических задач. В дальнейшем центр работ переместился в Америку.

Во Франции вопросами  научного управления занимались Анри Луи Ле Шателье, Шарль Фремен-виль, братья Андре и Эдуард Мишлен. Неоценимый вклад в понимание менеджмента  как науки внес Анри Файоль.

Проблемами научного управления производством в Германии занимался Вальтер Ратенау. Огромный вклад в исследование принципов организации внес известный немецкий социолог Макс Вебер, разработавший «идеальный тип» административной организации, названный им термином «бюрократия». Особого внимания заслуживают работы по организации производства, которые выполнил Кароль Адаменцкий. Западногерманские теоретики школы «человеческих отношений» выступили за более жесткий подход к управлению персоналом, чем их коллеги в США и Японии.

В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада широко прорабатывались также вопросы привлечения работников к «участию в управлении».

Западноевропейские ученые оказали заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции  «социального человека». Этот подход позволял изучать поведение людей с точки зрения воздействия на них группового поведения.

В 1929-1933 гг. передовые  капиталистические страны охватил  мировой кризис. В это время  Дж. М. Кейнс предложил концепцию  государственного регулирования экономики. Он обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику.

Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики  и канцлер Людвиг Эрхард. Под его  руководством Германия добилась экономического чуда. Концепция «социального рыночного хозяйства» включает в себя два основных положения:

  1. Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования.
  2. Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивного планирования. Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным.

Определенный интерес  представляет шведская модель социализма. Успехи Швеции в 50-60-е гг. ХХ в., как  и ФРГ, объясняются прежде всего  правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения.

Большинство исследователей считают, что теория и практика управления в США достигли значительно более  высокого уровня развития, чем в  других странах мира. По их мнению, высокая  производительность труда в США  обеспечивается за счет лучшей организации производства. Работая на европейском рынке, американские бизнесмены получают высокие прибыли, умело приспосабливаясь к разным условиям на рынках. Именно отставанием в организации производства и подбора кадров западноевропейские ученые объясняют так называемый технологический разрыв между США и Европой. Одной из причин создавшегося положения следует считать то, что американцы проводят в Западной Европе политику подчинения европейских стран своим стратегическим планам.

 

3.Особенности развития западноевропейской модели менеджмента на современном этапе

 

Вследствие интернационализации  менеджмента были объединены теории и практики управления специалистов разных стран и их коллективное творчество в этой области познания. Поэтому  то и в подавляющем числе Европейских стран системы управления во многом схожи с принципами менеджмента американской модели.

Дальнейшее развитие наук в целом значительно влияло и на менеджмент. Так развитие кибернетики, экономико-математических методов, компьютеризация управления способствовали активному внедрению в управление системного подхода, не концентрирующегося на одной грани интересующей проблемы. Эволюция менеджмента приводят к окончательному решению спора между различными школами управления. К 70-м годам нашего века широкую популярность завоевывают идеи ситуационного подхода, подтверждающие правомочность различных систем управления. В 80-е годы к основным направлениям: ратующем за изменение и совершенствование техники и технологии производства и уверенном в примате четкой организации деятельность индивида и всего коллектива прибавляется направление «организационной структуры», придающее значение системным и поведенческим особенностям предприятия.

Такая функция, как «организация производства», была определена как главная в обеспечении роста производительности труда не только в США, но и в европейских странах.

В настоящее время  в Европе находятся офисы крупнейших и старейших корпораций. Их методы управления сравнимы с американской моделью, но большей частью это касается небольших и простых в организационном плане промышленных компаний. Европейский корпоративный менеджмент несколько отличается.

Во-первых, как и в  корпоративной США, с появлением трудностей в координации действий вырастает численность управленческого аппарата.

Во-вторых, Европа раньше всех подвергается новым технологическим  веяниям и модным тенденциям, в  том числе и в управлении.

В-третьих, вследствие этого  европейский менеджмент являет собой  смесь американской и японской модели управления, и эти варианты варьируются от страны к стране. Поэтому однозначно говорить о европейском менеджменте, как о конкретной, четко сформировавшейся модели, не совсем корректно.

Европейцы занимают промежуточную  позицию между двумя управленческими  культурами: американской и японской. С одной стороны, они имеют школы бизнеса и центры повышения квалификации по управлению, как американцы, хотя и не в таком количестве, с другой – управление как вид деятельности до сих пор в перечне карьерных предпочтений находиться не на очень высоком месте и, например, в Англии не входит даже в первую десятку. И тем не менее, жизнь берет свое, и хорошие «школы бизнеса», фирмы консультационных и других деловых услуг во всех странах не только не разоряются, но и процветают даже в условиях спадов производства. Просто необходимо учить этому, овладевать знаниями, развивать в себе навыки эффективного управления, избегая ошибок, находя наилучшие пути к успеху.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:

- Западноевропейские ученые оказали заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции «социального человека». Этот подход позволял изучать поведение людей с точки зрения воздействия на них группового поведения.

- Большое влияние на  развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард. Под его руководством Германия добилась экономического чуда. Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.

- Определенный интерес  представляет шведская модель  социализма. Успехи Швеции в 50-60-е  гг. ХХ в., как в ФРГ, объясняются  прежде всего правильным выбором  модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма Мюрдаля учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения.

- Японское управление  в первую очередь учитывает человеческий фактор. В то же время в США лица, ответственные за распределение капитала, сосредоточены в высшем управленческом аппарате, и динамическая и сбалансированная стратегия проводиться только с помощью служащих, ответственных за эту стратегию.

- Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.

 

 

Список литературы

 

1 Виханский О.С. Менеджмент: учебник  – М.: МГУ, 2007

2 Томпсон А.А. Стратегический  менеджмент: учебник для вузов  – М ИНФРА-М, 2006

3 Мескон М.Х. Основы менеджмента  – М.: Дело, 2007.

4 Семенова И.И. История менеджмента:  учебное пособие для вузов – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007

5 Попов А.В. Теория и организация  американского менеджмента –  М.:МГУ, 2001

6 Волков А.М. Швеция: социально-экономическая  модель. – М.: «Мысль», 2004

7 Грейсон Д. Американский менеджмент  на пороге ХХ1 века. – М.: Экономика, 2001

8 Глухов В.В. Основы менеджмента  – СПб: Специальная литература, 2005

9 Румянцева З.П. Менеджмент организации. – М.:ИНФРА-М, 2007

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Западноевропейская модель менеджмента