Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:29, контрольная работа
Проблема управления персоналом предприятий относится к числу важнейших проблем современного менеджмента, является актуальной и требует системного рассмотрения.
Объектом исследования является зарубежный опыт управления персоналом.
Предметом исследования являются процессы управления персоналом предприятия в условиях рыночной системы экономических отношений.
Целью данной работы является исследование зарубежного опыта управления персоналом предприятия и перспектива его использования в казахстанских условиях.
Введение …………………………………………………………………………………………………………….....2
Глава 1. Система управления персоналом предприятия………………………………………5
1.1.Управление персоналом: сущность и задачи управления………………………………5
1.2. Технология управления……………………………………………………………………………………8
Глава 2. Зарубежный опыт управления персоналом…………………………………………10
2.1. Опыт Японии…………………………………………………………………………………………………..10
2.2. Опыт США……………………………………………………………………………………………………….14
2.3.Опыт Германии……………………………………………………………………………………………….17
Глава 3. Адаптация зарубежного опыта в условиях Казахстана………………………….20
3.1. Перспективы адаптации зарубежного опыта в условиях Казахстана ………….20
Заключение…………………………………………………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………………………………………………….24
В управлении
персоналом важно знать, какие цели
могут быть достигнуты с помощью
тех или иных средств воздействия,
как и через что оно
- управление изменениями;
- оптимизация
численности и структуры
- управление
затратами на персонал как
средство воздействия на
- организация труда как средство создания обстановки, способствующей максимальной отдаче исполнителя в процессе работы;
- управление
трудовой нагрузкой,
- оценка и контроль деятельности;
- политика
вознаграждения за труд, его высокие
результаты; предоставление социальных
услуг как средство мотивации,
стабилизации коллектива;- тарифные
соглашения между
- формирование
корпоративной культуры и др.
Глава 2. Зарубежный опыт управления персоналом
2.1 Япония
Японские
компании - это не только хозяйственные
единицы, но и в значительной мере
социальные организации. Каждая фирма
имеет собственную
От престижа фирмы, на которую работает японец, в значительной мере зависит его признание в обществе. В общественном сознании трудовая жизнь равноценна личной, индивидуальное выживание и развитие человека зависят от выживания и развития предприятия, на котором он работает. В этих условиях работник отождествляет себя со своей фирмой и готов разделить ее судьбу.
Японский стиль управления базируется на убеждении, а не на принуждении работников. Начальник не выделяет себя из массы подчиненных, его задача не руководить работой, которую выполняют другие, а способствовать взаимодействию сотрудников, оказывать им необходимую поддержку и помощь, формировать гармоничные отношения. Как правило, в японских фирмах нет подробных должностных инструкций, а положения о структурных подразделениях носят общий характер. Сотрудник, направляемый на работу получает лишь справку о назначении, информирующую о том, что с такого-то числа он назначается в такой-то отдел на такой-то тарифный разряд, без указания конкретных обязанностей, сферы ответственности или срока работы. Поступив в подразделение, работник овладевает трудовыми операциями и особенностями межличностных отношений в коллективе при поддержке коллег по работе и непосредственного руководителя. Одним из серьезных управленческих различий между американскими и японскими компаниями является разный характер их временной ориентации. Японские компании уделяют больше внимания своему долгосрочному развитию.
Существуют также значительные различия в действиях механизма контроля. Контроль в японских компаниях отличается его концентрацией в руках рядовых работников и "ориентированностью на процесс". Внутри компании имеют место обмен информацией, частые контакты и принятие решений на основе принципа консенсуса.
К числу
основных особенностей, оказывающих
непосредственное влияние на мобилизацию
ЧР в Японии, относят: пожизненный
наим, оплату труда в соответствии
с выслугой лет, компанейские профсоюзы,
внутрифирменный рынок рабочей
силы, внутрифирменное
Основные черты управления трудом на японских предприятиях следующие:
• гибкость распределения работ и ротация работников;
• мобильность и долгосрочность обучения ЧР;
• использование механизмов, заинтересовывающих работников в результатах их труда;
• гибкая организация
системы материального
• жесткая дисциплина на рабочем месте;
• ориентация на развитие ЧР.
Эти особенности
связаны с принципом
Планирование
ЧР, тесно связанное с
• однажды нанятый не должен увольняться, за исключением экстраординарных обстоятельств;
• по достижении возрастного предела работник должен уйти на пенсию или быть переведен на временную работу. Обычно в японских компаниях тщательно следят только за одним долгосрочным показателем - сбалансированной возрастной структурой ЧР.
Помимо установленных законом социальных благ (страховка по болезни, безработице и несчастному случаю на производстве) и пенсий по старости, в японских компаниях существует множество других социальных программ. Жилище и общежития, возможности для отдыха и развлечений, культурные программы, кредиты на жилищное строительство, субсидии на обеды и на покупки в магазинах пои компаниях - все эти программы централизованно осуществляет отдел управления ЧР. Кроме того, в круг решаемых им проблем входят вопросы пособий, выплачиваемых, например, при территориальном переводе работника компании.
Система оплаты труда в Японии строится на следующих базовых принципах:
• размер вознаграждения определяется прежде всего социальными, а не экономическими факторами;
• индивидуальный доход устанавливается с учетом того, сколько получают другие работники компании;
• система
согласуется с принципом
На обеспечение научно-технического развития японской компании работают следующие элементы практики внутрифирменного управления ЧР:
1. В крупных
компаниях четко отработана
2. Планомерно
осуществляются
3. Развитая
система подготовки и
4. Отлично
отлаженные системы
Необходимым
условием эффективной работы считается
установление четкой согласованности
всех звеньев организации и
Система "канбан". Разработана в начале 70-х годов в компании "Тойота дзидося" как организационный механизм внутризаводских поставок деталей и материалов в контейнерах со специальными картами-заявками, в которых заказчики указывали количество требуемых деталей и точный срок их доставки. В усовершенствованном виде система "канбан" на предприятиях компаний "Хонда дзидося", "Кавасаки", "Ниссан", "Ямаха" и ряда других была успешно интегрирована в гибкие производства. Комплексный механизм "канбан" требует как высокого уровня автоматизации, применения компьютеров и робототехники, так и жесткой производственной дисциплины, хорошего взаимодействия и координации усилий персонала фирмы.
Опыт современных
японских предприятий показывает, что
технико-организационные
• возрастной уровень работников от 18 до 75 лет;
• жизненный цикл работника с учетом семейной жизни: холост или не замужем - женитьба - строительство семьи - зрелость - подготовка к пожилому возрасту - наслаждение жизнью в старости;
• доминирующие интересы на разных этапах: досуг и саморазвитие - женитьба и рождение детей - строительство дома - воспитание и обучение детей - подготовка к старости - женитьба детей;
Принятая
в Японии практика не приветствует
резкие различия в скорости продвижения
по службе в молодом возрасте. Различия
начинаются с уровня руководителя отдела.
Преимущество этой системы в том,
что она дает возможность даже
совершившему ошибку рассчитывать на
успешное продвижение.
2.2 США
Работа по управлению человеческими ресурсами в США опирается на широкую исследовательскую базу, консультативную помощь, развитую управленческую инфраструктуру.
Современный
поход, используемый в наиболее эффективных
американских корпорациях, отличается
значительным расширением содержания,
форм и методов работы с персоналом
фирмы; ростом профессионального уровня
специалистов служб управления человеческими
ресурсами; повышением доли средств, расходуемых
этими службами, в общих издержках
производства; применением новейшей
информационной технологии. Эти изменения
в управлении ЧР распространяются в
США на работу с управляющими и
специалистами (в отношении рядовых
исполнителей функции служб управления
человеческими ресурсами
Традиционно в США кадровые службы представляют интересы предпринимателей в отношениях с рабочими, организованными в профсоюзы. Работа сосредоточена в подразделениях по трудовым отношениям, в обязанности которых входит - вести переговоры с профсоюзами; обеспечивать требования, предусмотренные трудовым контрактом; организовывать найм рабочей силы.
В современных системах управления персоналом особое значение придается планомерной подготовке руководителей на высшие посты, особо тщательному отбору претендентов на эти должности. Некоторые корпорации выделили в своей организационной структуре штабные службы, обеспечивающие на строго индивидуальной основе проработку вопросов, касающихся планирования подготовки, продвижения, замещения управленческого персонала высшего уровня. Так в "Дженерал электрик" с 1974 года существует подразделение, выведенное из подчинения вице-президента по кадрам и подотчетное непосредственно председателю совета директоров, которое проводит работу только с высшими руководителями (500-600 человек; общее число управляющих и специалистов компании превышает 100 тыс.человек). Ведущие корпорации лучше и эффективнее используют психологию работника, побуждая в нем дорогое для каждого американца "чувство победителя". Они уважают свои традиции и на их основе формируют главные ценностные установки организации. В американских корпорациях говорят; "Мы хотим думать о себе как о победителях. Образцовые компании должны доказывать, что нет никаких причин, по которым мы не можем создать системы, непрерывно подтверждающие эту мысль".