Значение среднего и малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 20:47, научная работа

Краткое описание

Российским законодательством принято следующее определение малого бизнеса: это предприятие с численностью 16-100 сотрудников, выручка от деятельности которого или балансовая стоимость его активов не превышают 400 млн. рублей по результатам отчетности предыдущего года.

Содержание

1.Теоретические основы управления малым и средним бизнесом.................3
1.1 Значение и роль малого и среднего бизнеса......................................5
1.2 Меры по поддержке среднего и малого бизнеса..............................7
1.3 Исторический, зарубежный опыт принятия мер.............................11
2. Анализ комплекса мер по поддержке малого и среднего бизнеса.............14
3. Заключение......................................................................................................20

Вложенные файлы: 1 файл

Научная работа.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.Теоретические основы  управления малым и средним  бизнесом.................3

    1. Значение и роль малого и среднего бизнеса......................................5
    2. Меры по поддержке среднего и малого бизнеса..............................7
    3. Исторический, зарубежный опыт принятия мер.............................11

2. Анализ комплекса  мер по поддержке малого и  среднего бизнеса.............14

3. Заключение......................................................................................................20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические  основы управления малым и  средним бизнесом

Российским  законодательством принято следующее  определение малого бизнеса: это предприятие с численностью 16-100 сотрудников, выручка от деятельности которого или балансовая стоимость его активов не превышают 400 млн. рублей по результатам отчетности предыдущего года. Субъекты предпринимательской деятельности с численностью до 15-ти сотрудников этим же определением малого бизнеса признаются микропредприятиями и их годовой доход либо балансовая стоимость активов не должны превышать 60 млн. рублей.

По  аналогии сформулировано определение  и для категории средний бизнес. Оно предполагает предприятие с численностью сотрудников 101-250 человек, годовой доход которого или балансовая стоимость активов не превышает 1000 млн. рублей.

 

Средний бизнес является, пожалуй, самым мобильным  сектором экономики в России. А  потому государство идет навстречу  его владельцам, увеличивая долю среднего бизнеса и улучшая качество его управления.

Именно управление средним и малым бизнесом является ключевым элементом всей системы. В  отличие от других компаний, предприятия  среднего масштаба или, как их еще  называют, «газели» легче преодолевают кризис. А некоторым из них кризис помог сделать бизнес более эффективным: именно в этот период наиболее отчетливо видны проблемные места предприятия, которые необходимо предотвратить.

 

Управление средним  и малым бизнесом – это создание гибких структур организации, поиск  эффективных механизмов и инструментов управления, которые в совокупности позволяют достигать необходимого уровня ликвидности и прибыльности компании. Для управления средним бизнесом необходимо учитывать каждый нюанс и разбираться в таких вопросах, как: 
      

•Целеполагание; 
•Анализ организации системы менеджмента; 
•Планирование бюджета компании; 
•Принципы управления персоналом и т.д.


Механизм управления средним бизнесом можно разделить  на несколько этапов: 
1.Управление на базе контроля над исполнением 
На этом этапе идет формирование заданий на основе должностных инструкций. Задача руководителя – следить за выполнением функций работниками компании, осуществлять контроль над финансовой деятельностью компании;

2.Распространение установленных в прошлом тенденций на будущий период 
Данный этап управления средним бизнесом предполагает составление бюджета, долгосрочное планирование и целевое управление;

3.Управление на базе ожидаемых изменений 
Основные действия – прогноз проблем и новых возможностей. Активно применяется стратегическое планирование и выбор позиций с точки зрения стратегии управления;

4.Управление на базе экстренных решений


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Значение и роль малого и  среднего бизнеса.

Какова же роль малого бизнеса в экономике? В чем отличие малого бизнеса от крупномасштабных предприятий?

В первую очередь  – это мобильность, быстрое принятие решений, способность реагировать  на колебания рынка и координация  всех сил компании на изменение продукта, методов продаж, маркетингового плана, реорганизация структуры компании, смена рода деятельности.

Роль малого бизнеса  заключается в том, что подобная способность компаний к видоизменению  в бизнес процессах, переключение капитала с одного вида деятельности на другой, способствует сохранению на рынке определенной стабильности.

Экономическая роль малого бизнеса заключается в первую очередь в создании большого количества рабочих мест, как для высококвалифицированных сотрудников, так и для студентов, пенсионеров и группы населения с низким уровнем образования и квалификации. Именно на таких предприятиях студенты могут получить все необходимые знания и опыт, развиваться как специалисты.

Таким образом предприятия  малого и среднего бизнеса уменьшают  процент безработицы, влияют на уровень  доходов населения и формируют средних класс. В то же время нельзя не оценить роль малого бизнеса в развитии инновационных технологий, хотя основная масса специализируется на торговле.

Часть сегмента малого бизнеса  вкладывает средства в научно-технические  изобретения, способствуя подъему национальной экономики в сфере высоких технологий и науки. Роль малого и среднего бизнеса в государственном бюджете – это постоянные отчисления в бюджет налогов, так как малые организации исправно платят по счетам, в отличие от

 

крупных предприятий.

Кроме того роль малого и  среднего бизнеса – это поддержка  специализации и кооперации в  различных отраслях: мелкое и среднее  производство, сфера обслуживания, которые специализируются на одном  или нескольких направлениях.

Развитие конкуренции, изучение потребительского спроса, требований рынка, способность заполнять пробелы в ассортименте, минимизация и регулирование цены товаров, рост качества товаров и услуг, создание атмосферы предпринимательства и экономических соревнований за лидерство в отрасли – все эти составляющее, определяют роль малого бизнеса в экономике.

В отличие от крупных  компаний, предприятия малого бизнеса  страдают от недостаточного финансирования, некомпетентной работы управленческого  аппарата, больших эксплуатационных расходов, высокой конкуренции.

В этом случае неоценима роль государства в малом бизнесе. Государственная поддержка просто необходима по разным направлениям, в первую очередь: льготное налогообложение и кредитование, помощь в финансировании научно-технических разработок, упрощенные системы налогообложения, финансовой и бухгалтерской отчетности, регистрации бизнеса, лицензирования и сертификации продукции.

Помощь государства  во внешнеэкономической деятельности малых и средних организаций  положительно влияет на роль малого бизнеса в экономике. Увеличение экспортных операций, развитие рынков сбыта в других странах, привлекает иностранных инвесторов и приток внешнего капитала в государство. Именно поэтому роль малого бизнеса оказывается столь великой. Недаром ведущие мировые лидеры создают экономические и социальные программы в поддержку этого сегмента рынка, как двигателя экономического роста.

 

1.2. Меры по  поддержке среднего и малого  бизнеса

 

Для развития бизнеса предприниматель может  воспользоваться микрозаймом. Микрофинансирование позволяет получить доступ к заемным средствам представителям малого бизнеса, которые по тем или иным причинам не могут воспользоваться традиционными банковскими продуктами (небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удаленность населенного пункта и т.д.). При этом займы субъектам МСП не должны превышать 1 млн руб., а срок займа - не более 12 месяцев. 
 
Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 19.12.2011 N ОГ-Д05-2517. 
 
Малое и среднее предпринимательство занимает особое место в экономической системе страны, не только обеспечивая рост занятости и снижение социальной напряженности, но и являясь важнейшим фактором обеспечения устойчивости и инновационного характера экономического роста. Развитие малого и среднего бизнеса повышает гибкость и адаптивность экономики, обеспечивает основу для формирования массового среднего класса. Стимулирование и поддержка малого и среднего бизнеса являются одним из основных приоритетов экономической политики государств, в том числе и Российской Федерации. 
 
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ ''О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации'' в субъектах Российской Федерации разработаны и активно реализуются программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. 
 
Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства

 

Российской  Федерации от 27.02.2009 N 178 ''О распределении  и 

предоставлении  субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства''. 
 
Средства федерального бюджета, предусмотренные на государственную поддержку малого предпринимательства, предоставляются Министерством на конкурсной основе исключительно бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации, в том числе на:

  1. создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
  2. поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
  3. развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
  4. создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно- технической сфере;
  5. реализацию иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства;
  6. ведение реестра субъектов малого предпринимательства.

 
Субсидии предоставляются  в целях софинансирования расходных  обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в

 

данном субъекте Российской Федерации. 
 
В случае принятия предпринимателем решения о приобретении оборудования с 2010 г. стало возможным воспользоваться государственной субсидией на компенсацию лизинговых платежей в части дохода лизинговой компании, в том числе получить субсидию до 1 млн руб. на компенсацию первоначального взноса по договору лизинга основных средств. 
 
Для развития бизнеса предприниматель может воспользоваться микрозаймом. Микрофинансирование позволяет получить доступ к заемным средствам представителям малого бизнеса, которые по тем или иным причинам не могут воспользоваться традиционными банковскими продуктами (небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удаленность населенного пункта и т.д.). При этом займы субъектам МСП не должны превышать 1 млн руб., а срок займа - не более 12 месяцев. 
 
Также в рамках участия в реализации государственной политики по совершенствованию финансовых механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства разработана программа открытого акционерного общества «Российский банк» поддержки малого и среднего предпринимательства'' (ОАО ''МСП Банк'') по поддержке малого и среднего предпринимательства, утвержденная правлением ОАО ''МСП Банк'' (далее - программа). Основной целью программы является создание благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего бизнеса в регионах России. 
 
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъект МСП) оказывается ОАО ''МСП Банк'' через банки-партнеры и

 

организации инфраструктуры поддержки МСП. 
 
Средневзвешенная ставка по портфелю кредитов, выданных банками-партнерами субъектам МСП, на 1 декабря 2011 г. составляет 12,37%. 
 
По вопросу получения информации о конкретных условиях предоставления кредита, типах продукта, процентных ставках, а также о соответствии субъектов малого и среднего предпринимательства установленным критериям заявитель вправе обратиться в любой из банков-партнеров, действующих в его регионе, либо непосредственно в ОАО ''МСП Банк''. 
 
В случае отсутствия возможности обеспечить надлежащее исполнение своих обязательств по возврату полученных кредитных средств залогом принадлежащего Вам имущества по вопросу о предоставлении гарантии (поручительства) можно обратиться в региональный гарантийный фонд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.3.Исторический, зарубежный опыт принятия мер

 

Малый и средний  бизнес играют огромную роль в развитии экономики как в России, так  и за рубежом. 

Например, в Германии "средний  и малый бизнес - становой хребет немецкой экономики. Он обеспечивает работой  большинство населения страны и  берет на себя основное бремя по профессионально-техническому обучению молодежи". Малый бизнес Германии - это одно из основных звеньев ее экономики. Малые и средние предприятия, которых уже более 3,5 млн, составляют 99% фирм-налогоплательщиков. В этот сектор экономики входят как компании с одним-двумя работниками, так и солидные компании с крупным годовым оборотом. Все они обеспечивают до 80% рабочих мест, 45% налогов с оборота и 30% немецкого экспорта ("Бизнес-журнал"). Роль малого и среднего бизнеса в поддержке конкурентоспособности хозяйства страны была признана в 80-е годы и во Франции. Именно с этого периода на государственном уровне в стране принимаются меры по стимулированию создания малых и средних предприятий (ИА "Инвур").  

 

В законодательстве об автомобильных дорогах многих стран участию малого бизнеса  в развитии дорожной деятельности посвящены  специальные разделы.

В Российской Федерации законодательной основой  государственной поддержки малых  и средних предприятий является Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в статье 3 которого установлены основные требования к государственным программам

 

 

поддержки малого и среднего предпринимательства.

Информация о работе Значение среднего и малого бизнеса