Значение среднего и малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 20:47, научная работа

Краткое описание

Российским законодательством принято следующее определение малого бизнеса: это предприятие с численностью 16-100 сотрудников, выручка от деятельности которого или балансовая стоимость его активов не превышают 400 млн. рублей по результатам отчетности предыдущего года.

Содержание

1.Теоретические основы управления малым и средним бизнесом.................3
1.1 Значение и роль малого и среднего бизнеса......................................5
1.2 Меры по поддержке среднего и малого бизнеса..............................7
1.3 Исторический, зарубежный опыт принятия мер.............................11
2. Анализ комплекса мер по поддержке малого и среднего бизнеса.............14
3. Заключение......................................................................................................20

Вложенные файлы: 1 файл

Научная работа.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

В Положение о Федеральном  дорожном агентстве постановлением Правительства Российской Федерации  от 13 октября 2008 г. № 753 внесены полномочия по реализации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленных на их развитие, включая выполнение соответствующих ведомственных целевых программ.

В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, одним из приоритетных направлений макроэкономической политики, определено развитие малого и среднего предпринимательства. При этом среди важнейших мероприятий в этой области определено расширение государственных программ поддержки малого предпринимательства, распространение их действия на средние предприятия. Реализация предусмотренных мер позволит довести к 2012 году величины показателя выпуска продукции малых предприятий до 29 % от ВВП при 21 % в 2008 году.

В дорожном хозяйстве уже  сейчас значительная часть работ  выполняется предприятиями малого и среднего бизнеса. Критериям отнесения  к малым и средним предприятиям отвечает большинство научных и проектных организаций, действующих в отрасли. Материально-техническое обеспечение дорожного хозяйства осуществляется малыми предприятиями. В рамках контрактов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, заключаемыми органами управления дорожным хозяйством, значительная часть работ выполняется по договорам субподряда, заключаемым генеральными подрядчиками со специализированными субподрядными организациями, многие из которых соответствуют критериям, установленным законодательством для

 

отнесения к  малым и средним предприятиям. К малым и средним предприятиям относится также большая часть  поставщиков строительных материалов и конструкций. В целом по экспертной оценке объем поставок, работ и  услуг в дорожном хозяйстве, выполняемых малыми и средними предприятиями, составляет до 40 – 50 % общего объема финансирования. От качества работы этих организаций во многом зависит долговечность дорожных сооружений, безопасность движения по дорогам, эффективность работы всей отрасли.  
Поэтому поддержка малых и средних предприятий рассматривается Федеральным дорожным агентством среди важнейших задач по развитию отрасли.

В канун профессионального  праздника - Дня российского предпринимательства, который празднуется 26 мая, Федеральное дорожное агентство открыло новый раздел на отраслевом сайте, посвященный развитию малого и среднего бизнеса в дорожном хозяйстве нашей страны. Надеемся, что информация, публикуемая в этом разделе, предоставит возможность обсуждения в интерактивном режиме путей развития малого и среднего бизнеса в дорожном хозяйстве, а предложения посетителей раздела по улучшению работы будут служить на благо автомобильных дорог и их пользователей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Анализ комплекса  мер по поддержке малого и среднего бизнеса.

Малое предпринимательство  динамично развивается и принимает  эффективное участие в решении  социально-экономических проблем  современного общества, в связи с  чем, необходим постоянный контроль за состоянием малого предпринимательства и постоянный анализа экономических и социальных аспектов его развития в современной России. Предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами малого бизнеса является важным фактором повышения гибкости, мобильности рыночной экономики, поскольку обеспечивает быстрое перемещение трудовых, финансовых, материальных ресурсов в соответствии со спросом на рынке. В конечном счете, это способствует оптимизации структуры экономики, увеличению доходной части бюджета, повышению уровня занятости, снижению социальной напряженности, формированию среднего класса. Все указанные и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших задач государства.


В настоящее  время сектор малого предпринимательства  российской экономики развивается под воздействием ряда факторов, один из которых это государственная поддержка малого предпринимательства. Государственная поддержка основывается на состоянии экономики, как мировой, так и российской, то есть инструменты поддержки напрямую зависят от того в каком состоянии пребывает экономика.

Программа поддержки малого предпринимательства в 2009 году, проводимая Минэкономразвития, была направлена на поддержку начинающих предпринимателей и создание институтов финансирования компаний. В течение года расходы на программе увеличивали дважды, они выросли с первоначальных 4,3 до 18,6 млрд. руб. Впервые за 5 лет в

 

 

прошедшем году все регионы приняли участие  в федеральной программе.

Реализация в 2009 году мер  по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства осуществлялась по следующим направлениям:

увеличение капитализации  региональных гарантийных фондов по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства до 10 млрд. рублей;

содействие в развитии организаций микрофинансирования за счет средств федерального бюджета в размере 1,0 млрд. рублей, что позволило в среднем финансировать около 20 000 проектов микро- и малых компаний ежегодно;

субсидирование процентных ставок по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета в размере 1,1 млрд. рублей в целях поддержки кредитования сектора в размере 11–14 млрд. рублей;

увеличение капитализации  действующих 15 региональных фондов инвестиций в малые инновационные компании (венчурные фонды) на 1,1 млрд. рублей;

увеличение капитализации  и формирование новых региональных фондов акций и фондов смешанных  инвестиций с целью поддержки  небольших инвестиционных проектов малых и средних компаний (30–60 млн. рублей);

развитие программы предоставления грантов начинающим – субсидий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, для компенсации целевых расходов по регистрации, аренде помещения, приобретению основных средств;

Важным инструментом государственной поддержки малого предпринимательства является система государственных заказов, позволяющая обеспечить субъектам малого бизнеса гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, а следовательно,

 

расширить производственные мощности, модернизировать оборудование, укрепить их конкурентоспособность. По расчетам Министерства экономического развития РФ, в 2009 г. малые и средние предприятия могут продать государству продукции на 1 трлн. руб., основными заказчиками выступят естественные монополии и армия.

Возможность получения  грантовой поддержки в самом  начале предпринимательской деятельности – существенный стимул для граждан. Как показывает опрос, проведенный  Исследовательским центром портала SuperJob.ru в мае 2009 года 43% россиян, не имеющих постоянной работы, всерьез задумываются о том, чтобы открыть свое дело, опрашиваемые так же отметили, что их основные опасения связаны с привлечением финансов и отсутствием опыта. Таким образом, ограниченный доступ к финансам приводит к тому, что реально озабочены открытием своего дела лишь 8% оставшихся без работы граждан, остальные стремятся работать на организацию или боятся открывать бизнес.

В 2009 году на субсидирование процентов по кредитам 76 субъектам  Российской Федерации выделены субсидии из федерального бюджета на общую сумму 2 025,745 млн. рублей

В соответствии с требованиями, установленными Минэкономразвития  России, гарантийный фонд – юридическое  лицо, одним из учредителей которого является субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления, созданное для целей обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах

 

займа и лизинга.

Поручительства (гарантии) предоставляются коммерческим банкам, страховым компаниям, лизингодателям (далее – финансовым организациям), заключившим с региональным гарантийным  фондом соглашение о сотрудничестве. Отбор таких организаций осуществляется на конкурсной основе.

Объем ответственности  регионального гарантийного фонда  по заключенным договорам предоставления гарантии (поручительства) не должен превышать 70% от объема обязательств малого и  среднего предприятия и организации  инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства перед финансовой организацией.

Поддержка муниципальных  программ развития малого и среднего предпринимательства. Данное мероприятие  является одним из наиболее актуальных для осуществления финансовой поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства на местах.

Так, в 2009 году поддержка  муниципальных программ осуществляется 
в 24 субъектах Российской Федерации, в результате софинансирование принятых программ развития малого и среднего предпринимательства осуществляется в 250 муниципальных образованиях по всей России.

Программы обеспечения  деятельности бизнес-инкубаторов. Субсидии федерального бюджета используются для предоставления предпринимателям образовательных услуг, услуг по трансферту и коммерциализации технологий, проведения аудиторских проверок и иных мероприятий, направленных на совершенствование процессов бизнес-инкубирования. Данные программы профинансированы в 11 регионах России

В число приоритетов  господдержки включена поддержка экспортно-

 

ориентированных малых и средних предприятий, поскольку в 2009 году

малые экспортеры получали минимальную помощь со стороны государства. Средства  перечисляются в те регионы, которые реализуют программы поддержки малых и средних компаний, ориентированных на экспорт.

Следующий блок поддержки  – это развитие лизинга малых  предприятий и специализированной инфраструктуры имущественной поддержки  предприятий. В рамках лизинга, предусматривается  возмещение части затрат, связанных  с уплатой процентов по договорам, оплаты первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, а также предоставление целевых грантов начинающим предпринимателям – субсидия в размере не более 1 млн. рублей на уплату первого взноса при заключении договора.

Что касается имущественной поддержки, то в 2010 господдержка направлена на создание центров коммерциализации технологий, центров коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговых центров, центров промышленного дизайна, центров субконтракции, а также бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков.

В 2010 году принят закон  о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях. С помощью этого закона, дано определение  микрофинансовой деятельности, рынка, созданы условия регулирования  для системы коммерческих и некоммерческих участников рынка. Последнее позволит привлечь инвестиции и защитить интересы заемщиков.

Так же еще одним направлением продолжено совершенствование системы  контроля и надзора за деятельностью  малого и среднего бизнеса. Особое внимание уделяется таможенному и налоговому контролю, а также

 

деятельности  правоохранительных органов в отношении  малого бизнеса.

Прорабатывается вопрос о  радикальном упрощении процедуры  получения лицензии, о переходе на преимущественно уведомительный порядок начала собственного дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Зключение

Развитие бизнеса идет ускоренными темпами, одни события  сменяют другие. Управление средним  бизнесом проходит на базе распределения стратегических задач.

Несомненно, один человек  вряд ли сможет одновременно справляться  с целым штатом сотрудников и  ко всему прочему рассчитывать бюджет компании или вычислять расходы  и доходы бизнеса за определенный период времени. Еще одной немаловажной задачей при управлении средним бизнесом является подбор персонала. Существуют целые методики и алгоритмы набора и отбора кадров. Персонал – непосредственное лицо компании, а потому к его подбору стоит подойти со всей внимательностью, а лучше – привлечь к этому вопросу специалистов.

Кроме того, управление средним  бизнесом требует определенного  опыта и профессионализма. Вряд ли начинающий предприниматель справиться с задачей управления средним  бизнесом. Это дело скорее подходит тем, кто уже имеет опыт в сфере бизнеса, в частности управления компанией, и понимает какие задачи и проблемы ждут руководителя на всем пути развития компании. Именно для таких людей существуют и постоянно проводятся различные бизнес семинары, на которых обсуждаются главные вопросы менеджмента, а также рассматриваются современные технологии управления средним бизнесом.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Значение среднего и малого бизнеса