Инновации в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Задачами исследования являются:
- определить понятие и сущность инноваций на предприятиях туристской индустрии;
- проанализировать основные направления инновационной деятельности на туристическо предприятии ОДО «ЕЛЕНА ПЛЮС»;
- предложить пути совершенствования инновационного менеджмента на туристическом предприятии ОДО «ЕЛЕНА ПЛЮС» и в Белоруссии в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая в целом.docx

— 79.14 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Многочисленные турфирмы предлагают клиентам туры на любой вкус и доход, и при желании турист может  попасть в любую точку планеты. Остается только выбрать, с помощью  кого осуществить заветную мечту, а  выбирать есть из чего: улицы пестрят  от ярких вывесок с названиями турфирм, приглашающих потенциальных  туристов провести отпуск в сказочных  заморских странах. В условиях жесткой  конкуренции первостепенной задачей  любой турфирмы является, безусловно, завоевание лидирующего места на туристском рынке, получение и увеличение прибыли. Одним из способов обратить внимание потребителей на свой товар  является предложение рынку нового товара, отличного от товара конкурентов. Именно инновация способна привлечь новых покупателей, увеличить доход предприятия.

К сожалению, в нашей стране туристический бизнес по многим причинам не достиг такого размаха, как за рубежом. Причин тому довольно много — нестабильность экономики, отсутствие крупных инвестиций со стороны как государства, так и частного капитала, неразвитая инфраструктура, недостаток высокопрофессиональных специалистов и т. д. Одной из главных причин является слабое внедрение новых форм, методов и технологий работы на туристских предприятиях. В этих условиях все более актуальным представляется освоение зарубежного опыта, а также исследование отечественной практики использования мировых тенденций развития индустрии туризма.

Предметом исследования выступает изучение инновационного менеджмента в области туризма на примере туристического предприятия ОДО «ЕЛЕНА ПЛЮС».

Объект исследования – инновационная деятельность в области социально-культурного сервиса и туризма.

При выполнении работы использованы метод анализа, наблюдения, индукции, сравнительный метод.

Целью курсовой работы является изучение инновационного менеджмента на предприятиях туристской индустрии, в том числе на примере предприятия ОДО «ЕЛЕНА ПЛЮС».

Задачами исследования являются:

- определить понятие и сущность инноваций на предприятиях туристской индустрии;

- проанализировать основные направления инновационной деятельности на туристическом предприятии ОДО «ЕЛЕНА ПЛЮС»;

- предложить пути совершенствования  инновационного менеджмента на  туристическом предприятии ОДО  «ЕЛЕНА ПЛЮС» и в Белоруссии  в целом.

Инновации в сфере туризма иногда возникают совершенно неожиданно и  даже непредсказуемо под влиянием событий  в обществе. Поэтому изучение инновационных  процессов, причин появления новшеств, разработка методов их внедрения представляет значительный практический и научный интерес.

При подготовке курсовой работы использовались следующие материалы: учебные пособия, энциклопедии, материалы из прессы, сайты интернета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ  НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

 

 

1.1 Понятие иосновные принципы инноваций в туризме

 

Менеджмент сегодня –  это прежде всего управление на основе постоянных нововведений. Важнейшей  составной частью менеджмента становятся инновации – процесс постоянного  обновления во всех сферах предпринимательства. За последние 10-15 лет отечественный  сервис освоил множество разновидностей услуг, с которыми общество советского периода впрямую не сталкивалось (консалтинг, инжиниринг, лизинг, игровой  и шоу-бизнес, онлайн-бронирование и д.р.).

Термин «инновация» как  новая экономическая категория  впервые ввел в научный оборот австрийский ученый Й. Шумпетер в первом десятилетии XX в. Под инновацией он подразумевал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности [27, c. 45].

В оксфордском толковом словаре  понятие «инновация» разъясняется следующим образом: «Любой новый  подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего новатор или его компания получают преимущество перед конкурентами».

Инновации в туризме следует  рассматривать как системные  мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализация туристских проектов, даже не приносящих вначале  существенной прибыли, может дать толчок развитию туризма и тем самым активно способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов населения. Яркое доказательство тому - успех города Гродно, который сегодня позиционирует себя как город храмов и переживает настоящий туристский бум [12].

Причиной и следствием возникновения и развития инноваций  являются потребности в развлечении  и образовании, знакомство с другими  культурами и толерантность, налаживание и поддержание социокультурных связей, сохранение исторических ценностей на уровне как отдельного индивида, так и общества в целом.

Инновации в индустрии  туризма больше не рассматриваются  как просто желательные. Своевременное  реагирование туристских компаний на новые технологические изменения  в различных областях деятельности, смежных с туризмом, способность  к созданию новых методов работы и совершенствованию результатов  деятельности была признана необходимым  условием выживания туристских компаний. Например, господин Фокас, президент Афинской гостиничной ассоциации, считает, что проживание в отеле - один из самых важных моментов во время отдыха и путешествий [8, c.321]. Афины предлагают туристам широкий выбор гостиниц - от шикарных дорогостоящих до низкобюджетных. Требования к деятельности гостиниц постоянно обновляются и совершенствуются, и большинство владельцев афинских отелей заинтересованы в том, чтобы соответствовать современным нормам и улучшать производственные мощности с целью укрепления своих конкурентных позиций на международном туристском рынке.

К основным принципам инноваций  в туризме относят:

1. Принцип научности, заключающийся  в использовании научных знаний  и методов для реализации инноваций,  соответствующих потребностям туристов.

2. Принцип системности.  Разрабатываемая стратегия инновационного  развития сферы туризма в регионе  должна учитывать факторы и  условия, необходимые для удовлетворения  потребностей людей в отдыхе; ресурсные возможности региона (экономические, финансовые, кадровые и другие); социальное воздействие на общество; факторы внешней среды.

3. Принцип соответствия  инновации потребностям туристов. Предлагаются только те новшества,  которые действительно нужны  клиенту, а не те, которые может  произвести и внедрить туристская  организация.

4. Принцип позитивности  результатов, состоящий в предупреждении  неразумного, не продуманного  создания и внедрения новшества,  которое может быть опасно, во-первых, для туриста; во-вторых, для конкретного  предприятия; в-третьих, для биосферы  и общества в целом.

5. Принцип имманентности  инвестиционным процессам. Для  проведения необходимых исследований, разработки и материализации  инноваций используются инвестиционные  ресурсы, эффективность которых  определяется степенью значимости  и масштабностью нововведений.

6. Соответствие инновационной  деятельности и ее результатов  (новшеств) уровню развития общества.

7. Принцип связности. Процесс  нововведения заканчивается появлением  на рынке продукта, который должен  на определенном этапе своего  жизненного цикла вызывать потребность  (стимулировать идею) создания следующего  новшества и обеспечивать финансовую  поддержку этого процесса.

8. Принцип безопасности. Любое нововведение должно гарантировать  отсутствие вреда для человека и окружающей его среды [23, стр. 124].

Таким образом, развитие современного туризма во многом зависит от разработки и внедрения инноваций, направленных на совершенствование обслуживания клиентов и расширения сервисных туристических возможностей. Необходимо чувствовать «дух времени», идти в ногу с прогрессом, чтобы обеспечить эффективность и прибыльность данной сферы услуг.

 

 

 

 

1.2 Классификация и основные функции инноваций в туризме

 

Туризм является одной  из важнейших отраслей сервиса, и  это требует современных форм и механизмов обслуживания клиентов. Главная цель турфирмы – выжить в условиях конкуренции, заинтересовать и привлечь максимальное количество потребителей. Именно с помощью инноваций  в текущей деятельности фирмы  есть возможность обеспечить своему турпродукту вполне стабильное существование  на рынке.

Существует два вида инновации: кризисная инновация и инновация  развития. При грамотном подходе  к созданию и реализации инновации  она может принести немалый доход  и немалую пользу. Кризисная инновация  – это скорое быстрое решение  о нововведении для того, чтобы  спасти существующий товар от исчезновения с рынка. Она выводится на рынок  в рекордно сжатые сроки и при  правильном позиционировании на рынке  товар выживает.

Инновация развития – несколько  отличный от предыдущего вид. Она  внедряется медленно и продуманно, выводится на рынок не спонтанно, а постепенно, является поддерживающей инновацией, способной предупредить старение существующего товара.

Для туристского бизнеса  необходимо использование двух этих видов инновации, так как туристский рынок – рынок нестабильный, поддающийся  влиянию различных событий в  окружающих и смежных областях. В  данных условиях турфирмы должны не только создавать новый продукт, но уметь  своевременно реагировать на новые  изменения в различных областях деятельности, смежных с туризмом, обладать способностью к созданию новых  методов работы и улучшению результатов  деятельности [24, c. 230].

В настоящее время инновации  в туристской индустрии классифицируются:

1. Инновация продукта  – внедрение на туристский  рынок нового продукта (тура, услуги, товара). Его новизна должна быть  очевидна для производителей, поставщиков,  потребителей и конкурентов. 

 Например, предложение  рынку нового события (event) –  фестиваля, форума, показа мод  или костюмированного представления;  или нового тура, например, гастрономического  тура по национальной кулинарии.  Новыми услугами в последние  годы являются проживание в  экологически чистых местах размещения, виртуальные туры по музеям. Товарными  инновациями (запатентованными) являются, например, мини-подводная лодка для  туризма, электронный гид-путеводитель, специальные туристские ботинки  со встроенным освещением и  электроникой [18, c. 170].

2. Инновация процесса  – внедрение новых или существенно  улучшенных техники и технологии  в процесс оказания услуги (комплекса  услуг). Могут комбинироваться с  продуктовыми инновациями. 

 Например, роботы для  уборки, компьютерные системы слежения, интегрированные системы управления  отелем, автоматизированные системы  бронирования и продажи авиабилетов,  электронное билетооформление.

3. Инновация в управлении  – внедрение более эффективных  структур и порядка организации  деятельности фирмы, системы сотрудничества, новые профили рабочих мест  и профессиональные требования. Управленческие инновации часто  комбинируются с инновациями  в процессах. 

4. Инновация бизнес-модели  – новые способы ведения бизнеса,  повышающие его стоимость и  ценность для потребителя; развитие  новых подходов в отношениях  между клиентом и фирмой, между  фирмами-производителями услуг. 

 Например, создание клиентских  баз и банков данных в отелях, что дает возможность индивидуального  подхода к обслуживанию. Или вступление  национальной авиакомпании в  мировой альянс для оптимизации  перевозок     [9, c. 86].

5. Маркетинговая инновация  – развитие новых маркетинговых  подходов с усовершенствованием  в ценообразовании, предложении,  продвижении, оплате турпродукта.  Например, льготное ценообразование  для постоянных клиентов или  система продаж «все включено»  (allinclusive).

6. Ресурсные инновации  – использование нового вида  ресурсов для организации туризма  и разработки новых туров и  услуг. Сектор туризма начинает  активно включать новые ресурсы  в свою экономику и использовать  их для создания нового предложения.

Например, раскопки останков динозавров легли в основу туристского  парка Дайносор в США, с палеонтологическим музеем и маршрутами, позволяющими увидеть археологические изыскания. Рудники по добыче опалов и шахтерский поселок в Кубер-Педи, Австралия, – другой пример нового ресурса, использованного  при разработке тура. Город больших  панд строят для туристов в Китае. В Эвенкии создан музей под  открытым небом, посвященный падению  Тунгусского метеорита и маршрут  «Тропа Леонида Кулика», по которому первый исследователь метеорита  в 20-х годах прошлого века шел  по болотам и тайге от поселка  Ванавара до места падения космического тела     [18, c. 45].

7. Концептуальные инновации  – создание новых концепций  туризма, туристских услуг, и  реализация их в новых форматах  обслуживания, новых архитектурно-инженерных  и технологических решениях, удовлетворяющих  потребности туристов.

К концептуальным инновациям можно отнести, например, строительство  отелей и ресторанов изо льда в  северных странах (самый знаменитый – Ice Hotel в Швеции), концепции тематических отелей-казино в Лас-Вегасе (например, «Экскалибур» – средневековый замок, в котором проводят рыцарские турниры).

Эти виды инноваций удовлетворяют  потребности в новом знании, новом  опыте, что характерно для современных  туристов, стремящихся к саморазвитию через путешествия и туризм [19, c. 305].

Основные функции инноваций:

Информация о работе Инновации в туризме