Инновационные технологии методической работы в образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 12:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать мероприятия по внедрению инновационных технологий методической работы в образовательном учреждении. Объект исследования: методическая работа в МДОУ детский сад №4 г. Карталы.
Предмет исследования: инновационные технологии методической работы. Задачи исследования: Определить понятие и сущность инноваций в образовании; Рассмотреть особенности методической работы в дошкольном образовательном учреждении; Охарактеризовать инновационные технологии методической работы в образовательном учреждении;
Проанализировать модель организации методической работы в МДОУ детский сад №4 г.Карталы;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретический анализ инновационных технологий методической работы в образовательном учреждении……………….
7
1.1 Понятие и сущность инноваций в образовании……………………… 7
1.2 Особенности методической работы в дошкольном образовательном учреждении……………………………………………………………………
20
1.3 Характеристика инновационных технологий методической работы в образовательном учреждении………………………………………………
31
Глава 2 Опыт использования инновационных технологий методической работы в МДОУ детский сад №4 г.Карталы…………..
38
2.1 Модель организации методической работы в МДОУ детский сад №4 г.Карталы……………………………………………………………………..
38
2.2 Описание инновационных технологий, используемых в рамках методической работы в МДОУ детский сад №4 г.Карталы……………….
57
2.3 Рекомендации по совершенствование методической работы в МДОУ детский сад №4 г.Карталы …………………………………………
64
Заключение ………………………………………………………………… 73
Список использованных источников и литературы………………….. 77
Приложение ………………………………………………………………. 82

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационные технологии методической работы в образовательном учреждении1.doc

— 502.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение …………………………………………………………………….

3

Глава 1 Теоретический  анализ инновационных технологий методической работы в образовательном учреждении……………….

 

7

1.1 Понятие и сущность  инноваций в образовании………………………

7

1.2 Особенности методической  работы в дошкольном образовательном учреждении……………………………………………………………………

 

20

1.3 Характеристика инновационных  технологий методической работы  в образовательном учреждении………………………………………………

 

31

Глава 2 Опыт использования инновационных технологий методической работы в МДОУ детский сад №4 г.Карталы…………..

 

38

2.1 Модель организации   методической работы в МДОУ  детский сад №4 г.Карталы……………………………………………………………………..

 

38

2.2 Описание инновационных  технологий, используемых в рамках  методической работы в МДОУ  детский сад №4 г.Карталы……………….

 

57

2.3 Рекомендации по  совершенствование методической  работы  в МДОУ детский сад  №4 г.Карталы …………………………………………

 

64

Заключение …………………………………………………………………

73

Список использованных источников и литературы…………………..

77

Приложение ……………………………………………………………….

82


 

 

 

 

Введение

 

В современном  обществе все более важным становится вопрос повышения уровня квалификации и профессиональной грамотности  педагогов дошкольных учреждений, работающих в инновационном режиме. Большое  внимание уделяется  психологическим   факторам  как   кадровой   политики в целом, так и конкретно личностным качествам педагога, его   собственным  знаниям  в области  педагогики, психологии,  конфликтологии.  А для педагога, работающего в инновационном режиме по проблеме речевого развития детей, необходимы знания и умения в области логопедии и многих частных методик.    

От личности воспитателя дошкольного учреждения, его педагогического мастерства и от выбранного им стиля зависят  и мотивация детей, и их отношение  к окружающему миру, к себе, к имеющимся недостаткам развития, к будущему обучению в школе.

Важность работы над обозначенной проблемой состоит  в том, что только профессиональная деятельность и развитие способствуют   возникновению мотивации к творчеству, успеху в деятельности. Развиваясь профессионально, педагог содействует становлению успешной личности ребенка.

Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности совершенствования  образования, воспитания и развития воспитанников обуславливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делают научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой.

Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь – со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей.

В настоящее  время эта потребность многократно  усиливалась в связи с переходом  на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная  дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы  грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.

Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев  оценки его деятельности.

Постоянная  связь содержания методической работы с ходом и результатами деятельности педагогов обеспечивает непрерывный  процесс совершенствования профессионального  мастерства каждого воспитателя. В  тоже время, методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии  с новыми достижениями науки. Однако, на сегодня существует проблема низкой эффективности управленческих действий по повышению профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений. И объясняется это бессистемностью методических мероприятий, отсутствием обоснованного планирования, ограниченностью используемых форм, нет учёта конкретных интересов и потребностей воспитателя.

Проблема исследования: слабая проработанность современных технологий методической работы в детских образовательных учреждениях.

Тема исследования: Инновационные технологии методической работы в образовательном учреждении.

Цель исследования: разработать мероприятия по внедрению инновационных технологий методической работы в образовательном учреждении.

Объект исследования: методическая работа в МДОУ детский  сад №4 г. Карталы.

Предмет исследования: инновационные технологии методической работы.

Задачи исследования:

  1. Определить понятие и сущность инноваций в образовании;
  2. Рассмотреть особенности методической работы в дошкольном образовательном учреждении;
  3. Охарактеризовать инновационные технологии методической работы в образовательном учреждении;
  4. Проанализировать модель организации методической работы в МДОУ детский сад №4 г.Карталы;
  5. Описание инновационных технологий, используемых в рамках методической работы в МДОУ детский сад №4 г.Карталы
  6. Предложить рекомендации по совершенствование методической работы  в МДОУ детский сад №4 г.Карталы.

Теоретической базой исследования явились идеи и разработки в области методической работы К.Ю.Белой, Л.В.Поздняк, И.А.Паршуковой.

Методы исследования: изучение литературы, описание, сравнение, анализ, наблюдение, тестирование.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении возможных направлений методической работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью практического применения предложенных рекомендаций в методическую работу детских образовательных учреждений. Было определено, что предложенные мероприятия оказывают реальный положительный эффект на развитие детей в детском саду №4.

Структура выпускной  квалификационной работы соответствует  логике исследования: работа состоит  из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

 

 

Глава 1 Теоретический анализ инновационных технологий методической работы в образовательном учреждении

 

1.1 Понятие и сущность  инноваций в образовании

Происходящие  в стране социально-экономические преобразования требуют модернизации системы образования с целью её максимального приспособления к реалиям общественной жизни. Важнейшим средством обновления и модернизации образования являются инновационные процессы, происходящие в ОУ [18, С.107].

Предназначение  инновационных процессов - развитие школы как педагогической системы  и особой социальной организации, достижение качественно новых, более высоких  результатов образования, повышение  конкурентноспособности ОУ.

Инновационный процесс в образовании - процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений (В. И. Загвязинский). Он отражает формирование и развитие содержания и организации нового (Т. И. Шамова).

Инновационный процесс – комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению современных или осовремененных новшеств (теорий, методик, технологий и т. п.). Это процесс преобразования научного знания в инновацию, процесс последовательного превращения идеи в продукт, технологию или услугу; процесс мотивированный, целенаправленный, сознательный, ставящий своей целью перевод системы образования в новое качественное состояние, в режим развития.

Направленность, темпы, эффективность инновационных  процессов зависят от социально-экономической среды, в которой они функционируют и развиваются, а же от качества управления. Система управления в современной науке трактуется как совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и прочих компонентов, связанных между собой, что благодаря этому реализуется весь комплекс функций управления (В.И.Загвязинский, Ю. А.Конаржевский, М.М.Поташник, Г.Н.Сериков и др.).

Под управлением  инновационным процессом в общеобразовательном  учреждении следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение результата образования, воспитания и развития учащихся путём введения нового в цели, содержание и организацию осуществляемой школой работы. (Сидоров С.В.)

Управленческий  процесс эффективен, если он соответствует  логике реального процесса развития, если решения субъекта управления оперативны и адекватны решаемой проблеме, если руководители ОУ, принимающие решения, обладают способностями оценить ситуацию, прогнозировать, управлять рисками [43, С.145].

 

На управление инновационным процессом оказывают  влияние различные факторы внешней и внутренней среды, поэтому его следует рассматривать как совокупное управление следующими взаимосвязанными процессами: выполнение предписаний и рекомендаций вышестоящих органов управления образованием; внедрение в педагогическую практику новых достижений педагогической науки и смежных наук; освоение передового педагогического опыта; изучение и обобщение педагогического опыта внутри школы; изучение образовательных потребностей учащихся, пожеланий родителей и социального окружения; выдвижение инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инноваций внутри школы; повышение инновационного потенциала школы как способности участников образования к осуществлению инновационной деятельности.

Управление  инновационной деятельностью - процесс  сложный, многофункциональный, включающий разнообразную совокупность действий, среди которых: постановка стратегических и тических целей, анализ внешней среды с учетом неопределенности и риска, анализ инфраструктуры и возможностей учреждения, диагностика реально сложившейся ситуации, прогнозирование будущего состояния учреждения, поиск источников творческих идей и их финансирования, формирование инновационного портфеля, стратегическое и оперативное планирование, управление научными и методическими разработками, совершенствование организационных структур, анализ и оценка эффективности инноваций, разработка стратегии и тики инновационного маркетинга, диверсификации и управление рисками и др.

Но главными направлениями и задачами инновационного менеджмента, на наш взгляд, следует считать: разработку и осуществление единой инновационной политики; определение системы стратегий, проектов, программ; ресурсное обеспечение и контроль за ходом инновационной деятельности; подготовку и обучение персонала; формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов, создание инновационной среды. Управление инновационными процессами многовариантно, предполагает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость способов действия, исходя из конкретной ситуации. В инновационном менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Но он учит тому, как, зная приемы, методы, способы решения тех или иных задач, добиться ощутимого успеха в развитии организации.

Ученые считают (Т.И.Шамова, М.М.Поташник, Н.П.Капустин и др.), что управление инновационным процессом в контексте целостного развития школы должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:

  • работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;
  • работу с учащимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;
  • работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;
  • совершенствование работы совокупного субъекта внутришкольного управления с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов;
  • осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов;
  • осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;
  • осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.

Развитие школы  на основе инноваций представляет собой  сложный и длительный процесс, конструирование  которого неизбежно приобретает  стратегический характер и требует  разработки соответствующей стратегии  управления.

Выбор инновационной  стратегии – одна из важнейших проблем управления нововведениями. Результаты многочисленных исследований подтверждают, что стратегии нововведений, выбираемые организацией, лежат в основе успеха ее деятельности.

Информация о работе Инновационные технологии методической работы в образовательном учреждении