Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным процессом: 1) высший государственный, федеральный; 2) средний государственный, отраслевой; 3) государственный региональный; 4) нижний государственный, институциональный.

Содержание

1. Основные направления государственного регулирования…………………………………2
1.1.Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ…………………...2
1.2. Правоприменение государственного регулирования инновационной деятельности….7
2. Сфера НИОКР и управление НИОКР………………………………………………………12
2.1.Понятие и сущность НИОКР………………………………………………………………12
2.2. Россия на международном рынке технологий: современное состояние и
перспективы развития НИОКР в России………………………………………………..15
3. Оценка эффективности инновационных проектов………………………………………..24
3.1. Необходимость анализа инновационных проектов……………………………………..24
3.2. Методы оценки инновационных проектов……………………………………………….28
Список используемой литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

инновац. менедж. курсовая.docx

— 87.43 Кб (Скачать файл)

Базисом для создания национальной инновационной системы является развитие фундаментальных исследований и системы образования в целом  как приоритетов социально-экономической  политики государства, а государственная  инновационная политика строится на принципе гармонизации интересов государственного и частного секторов экономики и  реализуется независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности  предприятий и организаций.

Одним из важнейших направлений  создания инновационной инфраструктуры в России является основание инновационных  центров, технологических парков и  инкубаторов малых фирм и других структур, которые поддерживают деятельность наукоемких инновационных предприятий  и способствуют передаче на рынок  готовой научно-технической продукции. В России действуют более 40 научных  и технологических парков, в которые  входят свыше 80 инновационных фирм и 150 сервисных предприятий.

Созданы Ассоциация научных технологических  парков и инкубаторов бизнеса, Союз инновационных предприятий, Союз независимых  инжиниринговых организаций (фирм), Ассоциация управления проектами и ряд других, объединившихся в Российский инновационный  союз, Ассоциацию поддержки малых  инновационных предприятий, технологических  центров и технополисов. Основной целью своей деятельности данные организации ставят освоение и реализацию на внутреннем и внешнем рынках конкурентоспособной продукции и технологий на базе инноваций.

В основах политики в области  науки и технологий до 2010 года конкретно  расписаны действия государства  и большое внимание уделено финансированию. Так на 2003 год финансирование по сравнению с текущим годом  уже увеличено на 33-35% по разным направлениям научно-технической политики.

Исходя из современного состояния  научно-технической и производственно-технологической  сфер российской экономики, основными  направлениями государственной  инновационной политики являются:

  • развитие имеющихся структурных звеньев российской национальной инновационной системы и создание недостающих;
  • укрепление и гармонизация связей между отдельными звеньями национальной инновационной системы;
  • обеспечение необходимых условий для деятельности как целостной системы и реализации её конкурентных преимуществ.

Реализация государственной политики в области развития науки и  технологий прежде всего нацелена на эффективное функционирование целостной, способной к воспроизводству и саморазвитию национальной инновационной системы, включающей как научно-техническую, так и производственно-технологическую сферы экономики, ориентированные на интенсивную разработку и производство товаров и услуг, конкурентоспособных на мировом рынке.

Для решения задач по реализации государственной инновационной  политики Минпромнауки России в настоящее время разрабатывает комплекс мероприятий, нацеленных как на развитие инновационной инфраструктуры, так и на поддержание приоритетных направлений научно-технологической сферы, создание особой, инновационно-ориентированной среды во всех секторах российской экономики.

Одно из перспективных направлений - развитие национальной венчурной  индустрии. Для расширения ресурсной  базы венчурных фондов готовятся  нормативно-правовые акты, которые  предоставят возможность участия  в них пенсионных фондов, страховых  компаний и коммерческих банков. Будут  разработаны и правила совместного  участия в венчурных фондах частных  инвесторов и государства (за счет средств  из бюджетных и внебюджетных источников). В настоящий момент начато создание системы специализированных центров  по венчурному предпринимательству. Они  обеспечат информационную поддержку  и консультирование, подготовку специалистов венчурных фондов и персонала  инновационных предприятий для  совместной деятельности с венчурными инвесторами.

Другим из основных направлений  инновационной политики является работа с важнейшими инновационными проектами  государственного значения, призванными  решать задачи захвата различных  секторов национального и международного рынков высокотехнологичной продукции.

Под важнейшим инновационным проектом государственного значения понимается комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления  мероприятий, направленных на достижение необходимого уровня национальной безопасности, получение экономического эффекта, имеющего значение на уровне экономики  в целом или крупных секторов экономики; решение наиболее актуальных задач в социальной сфере, в первую очередь, связанных с повышением качества жизни населения, включающий научные исследования, опытно-конструкторские  и технологические разработки, освоение производства и вывод продукции  на рынок, на реализации которого концентрируются  ресурсы и который обеспечивается государственной поддержкой.

Инновационные проекты государственной  значимости представляют собой новый  для России инструмент государственной  инновационной и промышленной политики, направленный на реализацию конкурентных преимуществ науки и промышленности, связанных с результатами исследований и разработок, полученных в государственном  и частном секторе науки по заказу и при финансовом участии  государства.

Такие проекты должны удовлетворять  системе критериев, многие из которых  не применяются для обычных проектов, финансируемых из государственного бюджета. Эта система критериев  отражает такие основные требования как значительные масштабы влияния  проекта на развитие промышленности и экономики, коммерческую эффективность  реализации проекта (окупаемость вложений в короткие сроки), направленность на развитие высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности или  значительный рост конкурентоспособности  в отдельных секторах (подотраслях) экономики.

Очень важна роль экономических  критериев при отборе проектов, имеющих  особо важное государственное значение. Финансовая поддержка этих проектов со стороны государства должна быть обусловлена софинансированием со стороны частного капитала, а результат должен состоять не только в экономическом и технологическом эффектах национального масштаба, но и в создании методологии и возникновении "команд" исполнителей, способных далее самостоятельно организовывать и вести подобные проекты.

Не менее важно, чтобы эти  проекты не только опирались на существующую инфраструктуру, но и создавали мотивацию  для выращивания крупных корпоративных  структур. Такие структуры в конечном счете должны стать базисом новой экономики России.

Перечень важнейших инновационных  проектов государственного значения на период 2005-2008 годы и основные требования к ним (I очередь)

I."Разработка технологий и освоение серийного производства нового поколения уплотнительных и огнезащитных материалов общепромышленного применения"

II. "Разработка и освоение  производства приборов и оборудования  для нанотехнологий"

III. "Разработка биотехнологий  и промышленное освоение производства  семенного материала высоких  репродукций генетически модифицированных  сельскохозяйственных растений"

IV. "Разработка и освоение  производства перспективных матричных  фотоэлектронных модулей для  создания конкурентоспособной отечественной  инфракрасной техники"

V."Разработка и промышленное освоение катализаторов и каталитических технологий нового поколения для производства моторных топлив"

VI."Разработка и промышленное освоение технологии производства новых видов высококачественного картона с использованием вторичного волокна"

VII."Разработка и освоение производства семейства высокоэффективных парогазовых энергетических установок единичной мощностью более 200 мегаватт"

VIII. "Создание технологий и  освоение промышленного производства  конструкционных металлических  материалов с двукратным повышением  важнейших эксплуатационных свойств"

IX."Развитие промышленности синтетических кристаллов-диэлектриков и изделий из них"

Таким образом, с учетом сегодняшнего состояния экономики России инновационная  политика на современном этапе способствует развитию научно-технического потенциала и формированию современных технологических  укладов в отраслях экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сфера НИОКР  и управление НИОКР

2.1. Понятие и  сущность НИОКР

Начиная с последней трети XX в. в условиях развития постиндустриальной экономики ключевую роль приобретают  интеллектуальные ресурсы, новые знания, высокотехнологичные разработки. Процесс  технологических инноваций решительно перешагнул границы отдельно взятых стран и фактически приобрел глобальный характер.

      Во всем  мире инновационная экономика  успешна лишь при условии системного  взаимовыгодного сотрудничества  корпоративного сектора с государством, при непременном активном воздействии  на ее развитие с позиций  государственных целей и государственной стратегии..

  Широкий практический обмен научной и технологической продукцией, информацией между странами создает мощные предпосылки для интернационализации хозяйственной жизни и ее дальнейшей интеграции. Есть все основания ожидать, что в XXI веке процесс научной и технологической интеграции будет идти высокими темпами и превратится из устойчивой тенденции в глобальную экономическую закономерность.

      Этому уже  сегодня способствует ряд причин:

  • наличие мощного международного финансового и фондового рынков;
  • обострение международной конкуренции и усиление ее глобального характера;
  • рост масштабов экономической деятельности ТНК;
  • совершенствование и развитие глобальных сетей «Интернет», оптоволоконных линий и специальных спутников связей.

      К концу  XX века стало очевидно, что именно  уровень развития сферы научных  исследований и опытно-конструкторских  разработок (НИОКР) в значительной  степени определяет границу между   экономически развитыми и менее  развитыми странами. В развитии  сферы НИОКР передовые страны мира прошли три крупных этапа:

  • первый этап (1940-1950)  - этап обеспечения военно-технического превосходства;
  • второй этап (1960—1980)  -  этап повышения глобальной конкурентной способности ключевых отраслей национальной экономики этих стран - вклад сферы НИОКР в решение этих задач стал решающим;
  • третий этап - современный. Он характеризуется тем, что поставлены новые, преимущественно  социально-экономические цели (медицина, образование, информатика, экология). Реализация этих целей должна обеспечить развитым странам   мира   устойчивый   экономический   рост и повышение качества жизни населения.

      Экспертные оценки ООН показали, что в прогнозном периоде (до 2015) в развитых странах мира будет происходить плавное, постепенное повышение наукоемкости ВВП - отношения национальных расходов на НИОКР к ВВП страны). В США и Японии уровень этого показателя достигнет 3%, а европейские страны выйдут на современный уровень США и Японии (2,8%). Бурно наращивают свой потенциал в сфере НИОКР и так называемые «восточные драконы» - Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея. Они уже достигли европейских показателей, а Южная Корея - даже показателя США. Эта же тенденция справедлива сегодня и для Китая.

      Дальнейшее  развитие сферы НИОКР неизбежно  перейдет на путь собственной  интенсификации, т.е. повышения эффективности  имеющихся ресурсов без наращивания  масштабов.

В большинстве развитых стран  финансирование сферы НИОКР происходит главным образом за счет бюджетной  и внебюджетной формы финансирования. Государство всегда играло и играет центральную роль в финансировании фундаментальных исследований в  сфере НИОКР. Что касается внебюджетного  финансирования, то оно во многих странах  превышает бюджетное. В среднем  по странам ОЭСР внебюджетное финансирование к началу XXI в. выросло с 55% до 68%[1]. Главный источник внебюджетного  финансирования - частный предпринимательский  капитал, где лидируют транснациональные  корпорации.

Основные причины, в силу которых ТНК так охотно вкладывает свои деньги в развитие сферы НИОКР, следующие:

  • использование в своем бизнесе в больших масштабах сложного наукоемкого оборудования;
  • сохранение стабильного финансирования научных подразделений корпорации. Руководители крупнейших ТНК утверждают, что ученому или инженеру требуется не менее пяти лет работы в научном центре корпорации    для    полноценного, продуктивного участия в разработке передовых технологий;
  • технологическая конвергенция, т.е. процесс, в результате которого технологии, считавшиеся периферийными с точки зрения их коммерческой или исследовательской перспективы, становятся центральными;
  • быстрый моральный износ наукоемкой продукции

По общему ежегодному размеру  финансирования в сферу НИОКР  мировыми лидерами считаются частные  американские корпорации «Toyota Motor» (8,3 млрд. долл.), «Ford» (7,1 млрд. долл.), «Microsoft» (7,4 млрд. долл.).

 Абсолютным лидером  в технологическом, финансовом  и кадровом обеспечении сферы  НИОКР являются США. По оценкам  это преимущество американцев  сохранится еще очень долго.  Японии, несмотря на большие успехи  в организации экономически эффективного  производства и экспорта электроники,  пока не удалось стать абсолютным  лидером какого-либо принципиально  важного нового направления.

Информация о работе Инновационный менеджмент