Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным процессом: 1) высший государственный, федеральный; 2) средний государственный, отраслевой; 3) государственный региональный; 4) нижний государственный, институциональный.

Содержание

1. Основные направления государственного регулирования…………………………………2
1.1.Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ…………………...2
1.2. Правоприменение государственного регулирования инновационной деятельности….7
2. Сфера НИОКР и управление НИОКР………………………………………………………12
2.1.Понятие и сущность НИОКР………………………………………………………………12
2.2. Россия на международном рынке технологий: современное состояние и
перспективы развития НИОКР в России………………………………………………..15
3. Оценка эффективности инновационных проектов………………………………………..24
3.1. Необходимость анализа инновационных проектов……………………………………..24
3.2. Методы оценки инновационных проектов……………………………………………….28
Список используемой литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

инновац. менедж. курсовая.docx

— 87.43 Кб (Скачать файл)

США длительное время осуществляли крупные финансовые вложения - и  государства, и частного капитала - в сферу НИОКР, которые постоянно  увеличивались. Поэтому сегодня  американцы имеют возможность при  необходимости быстро сбалансировать все звенья своей инновационной  системы, которая весьма восприимчива к новым импульсам спроса и  предложения. Преимущества США в  создании и рыночном освоении целого комплекса новых технологий признают и европейские, и японские специалисты.

Япония близка к американскому  уровню и по таким показателям, как  внешняя торговля технологиями, кадровое обеспечение сферы НИОКР. В области  патентования достаточно высокий удельный вес имеют страны Западной Европы (около 40%), по некоторым показателям  их догоняют Южная Корея, Тайвань, Сингапур и т.д.

Таким образом новые технологии вносят основной вклад в обеспечение экономического роста и имеют масштабные социально-экономические последствия. При этом возрастает роль и значение государства по стимулированию важнейших научных исследований и международного сотрудничества.

  По размаху коммерциализации  научных и технологических исследований  в мире, а также по их социально-экономическим  последствиям можно выделить  главные инновационные направления начала XXI в.:

  • информационные и телекоммуникационные технологии;
  • медицина и здравоохранение;
  • защита окружающей среды.

        Именно эти направления имеют сегодня самые высокие рейтинги по воздействию на все сферы человеческой жизни и деятельности и опираются на высокий уровень потребительского спроса.

 

 

2.2. Россия на международном рынке технологий: современное состояние и перспективы развития НИОКР в России

Финансирование  НИОКР в России в сравнении  с другими странами мирового сообщества.

      Большая  часть научных исследований и  разработок, выполняемых в мире, сосредоточена в относительно  немногих промышленно развитых  странах – США, Японии, Германии, Великобритании, Франции, Италии  и Канаде.

      По сравнению  с этими странами в России  финансирование научных исследований  довольно скромное. По показателям  совокупных затрат на НИОКР  отечественная экономика находится  на 10 месте (после США, Японии, Китая, Германии, Франции, Италии  и Канады). Совокупные государственные  и корпоративные расходы на  НИОКР в 2006 году составили 676,5 млрд. долл., что составляет только 5,3% от соответствующих затрат  США, а общие бюджетные расходы  на эти цели (по паритету покупательской  способности) – 7,4 % таких же  расходов США. Однако по численности  персонала, занятого исследованиями  и разработками, а также по  общему количеству исследователей  Россия занимает 4-е место в  мире (после США, Китая и Японии)

      Это говорит  о том, что российский научно-технический  персонал в значительной степени  сохранен, несмотря на многочисленные  негативные явления в научной  сфере в начале 90-х гг.

      В последние  годы происходило увеличение  расходов на развитие науки  и государством, и корпорациями, что отразилось в росте показателей  общей наукоемкости. Наукоемкость в среднем по странам ОЭСР выросла с 2,17% от ВВП в 1992 до 2,28 % в 2006. В наиболее развитых странах – от 4,53% в Израиле, до 1,88% в Великобритании. (2006 г.) В России данный показатель составляет около 1,2%.

      Страны  с относительно низкой наукоемкостью, как правило, являются менее экономически развитыми, и государственная поддержка НИОКР занимает гораздо большее место в структуре их затрат, чем в странах с высокой наукоемкостью. Кроме того, индустриальный сектор в таких странах отличается низким технологическим уровнем и незначительными собственными вложениями в науку. В странах Южной и Восточной Европы наукоемкость ниже 1,5%, а в некоторых латиноамериканских странах менее 1%.

      Рост наукоемкости в развитых странах достигнут в основном за счет предпринимательского сектора. Доля этого сектора в национальных расходах стран ОЭСР на НИОКР возросла с 57,8% в 1990 г. до 62,3% в 2006 г., а доля государства – упала с 39,6 до 29,1%. За десять лет с 1996 по 2006 предпринимательский сектор увеличил свои расходы на эти цели с 1,24 до 1,38% ВВП. Размеры государственного финансирования в России (0,66 % ВВП) вполне сопоставимо с такими странами как Канада (0,64% ВВП) и Италия (0,69% ВВП), но уступают Франции (1,04%), Германии (0,77%) и США (1,11%).

      Финансирование  оборонных научных исследований  производится в основном из  федерального бюджета. В странах,  потерпевших поражение во Второй  Мировой войне (Япония, Германия, Италия), действовал запрет на  проведение значительных оборонных  разработок, которые составили здесь  в 2006 г. лишь 0,03, 0,05 и 0,03% ВВП  соответственно. В этом отношении  Россия (0,33% ВВП) превосходит Францию  (0,20% ВВП) и Великобританию (0,24% ВВП), но значительно уступает США  (0,62% ВВП).

      Расходы  на гражданские НИОКР в развитых  странах оцениваются от 3,8% ВВП  (Швеция) до 1,7% ВВП (Великобритания). В России этот показатель находится  на уровне 0,8% ВВП. По финансированию  гражданской науки из средств  государственного бюджета Россия (0,38% ВВП) значительно уступает  Германии (0,72% ВВП), Франции (0,8% ВВП)  и Японии (0,69% ВВП).

      Структура  финансирования российской науки  по видам научной деятельности (фундаментальные, прикладные исследования  и разработки) отличается от структуры  развитых стран более низкими  удельными весами фундаментальных  и прикладных исследований, что,  явно нарушает баланс составляющих  научного прогресса.

      Внутренние  расходы на НИОКР по секторам  деятельности характеризуются более  низким удельным весом в ВВП  исследований, выполняемых в секторе  высшего образования России (0,06% ВВП), по сравнению со странами  большой восьмерки – Канадой  (0,70% ВВП), Германией (0,41% ВВП) и  Японией (0,43% ВВП). Объясняется это,  прежде всего тем, что фундаментальные  исследования в этих странах  исторически сосредоточены в  университетах, а в России –  в академиях, имеющих государственную  поддержку.

      В последние  годы в большинстве рассматриваемых  зарубежных стран правительственная  поддержка университетских НИОКР  (в % от общего объема финансирования) упала на 8 и более процентных пунктов по сравнению с 1981 г. В Германии и Канаде доля университетских исследований, финансируемых предпринимательским сектором, наиболее высока (соответственно 12% и 10%). Российские университетские НИОКР отличаются от зарубежных более высокой долей финансирования со стороны предпринимательского сектора (32, 6% в 2006г.)

      По финансированию  НИОКР, выполняемых в государственном  секторе, Россия находится на  уровне высокоразвитых стран  (0,3 % ВВП), немногим уступая Франции  (0,36% ВВП) и Германии (0,33% ВВП). Что  касается НИОКР, выполняемых в  предпринимательском секторе, то российский показатель (0,81% ВВП) намного ниже аналогичных показателей США (1,87% ВВП), Японии (2,4% ВВП) и Германии (1,75% ВВП). В частном бесприбыльном секторе затраты секторе затраты на НИОКР незначительны.

      Россия  лидирует по удельному весу  расходов на научные исследования  и разработку в государственном  секторе – 25,3%. (США – 12,2%). Россия  отличается также самой высокой  долей правительственного финансирования  НИОКР среди рассматриваемых  стран и довольно значительной  долей финансирования науки из  иностранных источников, которая  в последние годы имеет тенденцию  к постепенному снижению.

      В развитых  странах наибольшую нагрузку  по финансированию НИОКР несет  предпринимательский сектор экономики.  Так, в США объем его расходов  составляет около 200 млрд. долл. По  доле финансирования НИОКР за  счет средств организаций предпринимательского  сектора можно судить о степени  «развитости» той или иной  страны. В Японии и Корее эта  доля превышает 70%. В Финляндии,  Германии, Швеции, Швейцарии, Китае  она несколько ниже – более  65%. Россия по тому же показателю, который с учетом внебюджетных  промышленных фондов НИОКР и  средств из иностранных источников  равен 31,4 %, находится в ряду  таких государств, как Португалия, Мексика, Греция, Аргентина, Польша. При этом удельный вес средств,  расходуемых на выполнение НИОКР  в предпринимательском секторе  России в общем объеме внутренних  затрат, составляет 69,1%, что находится  на уровне наиболее развитых  стран (США – 70,1%, Япония –  75,2%, Германия – 70,4%, Великобритания  – 65, 7%, Южная корея – 76,7%) и свидетельствует о значительном потенциале этого сектора.

      Большая  часть НИОКР в предпринимательском  секторе России проводится за  счет бюджетных средств. Разница  между удельным весом средств,  расходуемых на НИОКР в предпринимательском  секторе, и долей финансирования  НИОКР за счет собственных  средств этого сектора – самая  высокая среди всех стран, в  которых осуществляется мониторинг  научной активности. В США, например, предпринимательский сектор финансирует почти 90% собственных НИОКР. Предпринимательский сектор в развитых странах проводит значительные НИОКР, прежде всего, в области электронного оборудования (радио, телевидение и коммуникации), автомобилестроения и аэрокосмических исследований и разработок.

      Основную  часть финансирования НИОКР в  развитых странах осуществляют  крупные международные корпорации. Только крупным корпорациям по  силам реализация современных  научно-технических проектов. Так,  в США четыре крупнейшие компании  (по размерам научных программ) осуществляли в 90-х гг. XX в. 15-18% НИОКР частного сектора.

      В России  наиболее мощные компании, способные  вести научные исследования, находятся  в сырьевом секторе экономики  (производство и экспорт нефти,  газа, металлов), который не является  наукоемким и в котором отсутствует  высокий спрос на научные разработки. Крупнейшие российские компании  – «Газпром», «Лукойл», «Русал», холдинг «ЕВРАЗ груп» в своих подразделениях реализуют крупные научно-технические проекты, но масштабы этих исследований существенно меньше, чем у Microsoft, Ford Motor, Pfizer, IBM  и Nokia. В России предпринимательский сектор пока еще не способен создавать новейшие гражданские технологии, сопоставимые по значению с итогами лидеров мирового бизнеса.

      На предпринимательский  сектор в России приходится  почти 70% внутренних затрат на  НИОКР. Этот сектор осуществляет  наиболее активные исследования  и разработки в машиностроении и аэрокосмической сфере. При этом исследования и разработки сосредоточены в основном в таких областях, как оборона, развитие экономики и гражданский космос (соответственно 84,2, 82, 5 и 84,2% от всех затрат на данную сферу деятельности).

      В развитых  странах значительная часть промышленных  НИОКР финансируется из зарубежных  источников (например в Канаде – 14,4%, Великобритания – 26,0, Нидерландах – 15,4, Италии – 10,3%). В США большое количество исследовательских лабораторий принадлежит крупнейшим иностранным фирмам. Российский предпринимательский сектор также получает иностранные заказы на проведение НИОКР (8,9% в 2006 г.). Рост данного источника финансирования, прежде всего, свидетельствует о повсеместном усилении глобализации НИОКР.

      Правительства  развитых стран традиционно поддерживают  те направления исследований, для  которых частное финансирование  менее доступно. Как отмечалось  выше, доля правительственных расходов  в общей сумме затрат на  науку в России составляет 60,6%, что характерно для стран с  малым количеством крупных наукоемких  фирм, таких, как Аргентина (64,5%), Португалия (60,1%), Польша (65,2%), Мексика  (56,1%), Италия (50,8%) и Турция (50,6%). Поддержка  НИОКР в России из бюджета  велика в процентах от ВВП,  что объясняется довольно скромными  размерами государственных финансов  России.

      Направленность  государственной поддержки НИОКР  в России и развитых странах  существенно различаются, причем  за последние 10 лет эти различия  усилились. Бюджетная поддержка  российской науки имеет следующие  приоритеты: оборона, промышленное развитие, содействие исследованиям (государственная поддержка академического сектора) и гражданский космос. В развитых странах (кроме США) основным бюджетным приоритетом в поддержке НИОКР является наполнение государственных университетских фондов и программы продвижения исследований (т. е. также поддержка академического сектора).

      Приоритетное  бюджетное финансирование имеют  оборонные НИОКР в США (55,8% в  2006 г.), Великобритании (31,9 в 2006 г.) и  Франции (22,7% в 2006 г.). В США вторым  по значению приоритетом до 1975 г. были программы финансирования  космических исследований. Однако  к настоящему времени расходы  на исследования в области  здравоохранения (24,1% в 2006 г.) вдвое  превысили расходы на освоение  космоса и составили более  половины расходов на оборонную  науку. Акцент на медицинские  исследования в государственном  финансировании НИОКР США более  значим, чем в других странах,  где также высока государственная  поддержка исследований в этой  сфере (13,9% в Великобритании, 16,4% в  Канаде). Во Франции серьезную  государственную поддержку получают  космические НИОКР. Государства, не обремененные значительными военными разработками (Япония, Германия и Италия), имеют возможность тратить большую долю бюджетной поддержки науки на «продвижение знаний».

      Сильную  государственную поддержку имеют  НИОКР в области промышленного  развития в России (23,3%), а также  в Германии (12,23%) и Канаде (13,05%). Однако  в США индустриальные программы  в 2005 г. составили 0,45%, поскольку  ожидалось, что индустриальные  НИОКР будут финансировать фирмы.  В Японии почти пятая часть  бюджетной поддержки науки направляется  на программы в области энергетической  безопасности (главным образом на  ресурсосберегающие технологии  и создание альтернативных двигателей), что объясняется стремлением  государства ослабить свою зависимость  от иностранных источников энергии.

Информация о работе Инновационный менеджмент