Инновационный менеджмент на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы — изучение теоретических основ инновационного менеджмента во взаимосвязи с практическим применением.
Исходя из цели, задачами курсовой работы являются:
o определение теоретических основ инновационного менеджмента;
o анализ инновационной деятельности предприятия;
o разработка рекомендаций по совершенствованию инновационного менеджмента на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………………………...4
1.1. Понятие и сущность инновационного менеджмента ……………………...4
1.2. Виды инноваций и организация инновационного менеджмента………….7
1.3. Роль инновационного менеджмента в инновационной политике и выборе инновационного проекта……………………………………………………......11
2. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ОАО «БЕЛКАРД»………………...................................................................................19
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика ОАО «Белкард»…………………………………………………………………...........19
2.2. Стратегия развития ОАО «Белкард»………………………………………23
2.3. Инновационная деятельность ОАО «Белкард»…………………………...27
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОАО «БЕЛКАРД»………………………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ1.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

Для создания на ОАО «Белкард» дополнительных мощностей по производству карданных валов перспективной конструкции для легковых автомобилей разработан инвестиционный проект на 2006 – 2010 годы. Его реализация требует дополнительного оснащения предприятия 13-тью единицами современного оборудования (Приложение Д).

Цель проекта – модернизация производства, создание производства карданных валов с применением шарниров равных угловых скоростей (ШРУСов) и приводных валов, усиление рыночной позиции предприятия, улучшение его финансово-экономического состояния, повышение уровня доходов членов трудового коллектива предприятия.

Данный проект в полной мере отвечает принятой стратегии развития предприятия. Его реализация позволит:

1.      Организовать мощности для нового производства карданных валов для легковых автомобилей с шарнирами равных угловых скоростей (140 тыс. штук в год) и приводных валов (200 тыс. штук в год).

2.      Расширить сферы сотрудничества с ведущими заводами-изготовителями автомобильной техники.

3.      Обеспечить потребителей высококачественной продукцией соответствующей требованиям международных стандартов надежности и качества.

Инвестиционным проектом предусматривается:

o        увеличение общего объема выручки от реализации продукции к 2011 году до 95489,0 млн. долл. США в год (без НДС);

o        создание 361 новых рабочих мест;

o        обеспечение рентабельности продаж предприятия на уровне 19 – 20%, рентабельности продукции на уровне 24 – 25%;

o        направление начисляемых предприятием сумм амортизации по основным средствам, не относящимся к проекту, на финансирование обновления этих основных средств.

Для технического перевооружения и поддержания мощностей действующего производства на ОАО «Белкард» производится замена устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным, необходимым для освоения новых видов продукции, улучшения ее качества и конкурентоспособности.

В ходе выполнения комплексного плана развития науки и техники ОАО «Белкард» тесно сотрудничает с ФТИ НАН Республики Беларусь, ЗАО «Техмаш» (г. Москва) и Гродненским Государственным Университетом. Продолжены договорные работы по НИОКР, финансируемые из инновационного фонда с НАМИ (г. Москва) и ЗАО «Техмаш» (г. Москва) на проведение НИР по темам: разработка межгосударственного стандарта на карданные передачи; разработка и освоение производства крестовины карданного вала к тракторам МТЗ из стали 60ПП.

Продолжает оставаться актуальным для предприятия и промышленности Республики Беларусь проект разработки, освоения и внедрения и производства технологии прессовой сварки карданных валов с нагревом дугой, управляемой магнитным полем (ПМДС).

Основная цель проекта – разработка и внедрение высокой технологии, при этом достигается снижение уровня энергоемкости процесса сварки на 20 – 25%, снижается также уровень материалоемкости изделий примерно на 10%. На снижение материалоемкости направлен проект по разработке и внедрению технологии автоматизированного комплекса поперечно-клиновой прокатки для изготовления вилок карданных валов.

Для реализации научно-исследовательской части проектов будут привлекаться потенциалы научно-исследовательских организаций России, Беларуси, Украины.

Таким образом, подводя итоги по главе, можно сделать следующие выводы:

o        ОАО «Белкард» обеспечено инновационным потенциалом в лице сотрудников научно-технического центра предприятия;

o        организация занимается разработкой и реализацией инновационных и инвестиционных проектов, связанных с внедрением высоких технологий, модернизацией производства;

o        организация отдает ведущие позиции инновационному развитию при выработке своей стратегии развития;

o        организация заинтересована в совершенствовании механизма управления инновационной деятельностью и создании инновационной среды.

 

 

 

 

 

 

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОАО «БЕЛКАРД»

 

   Ситуация в странах СНГ на современном этапе развития крупных предприятий сложная. Многие предприятия закрываются, становятся банкротами или приватизируются, что сужает влияние государства на структуру и развитие предприятия. После приватизации предприятия переходят в частные руки и далеко не каждый собственник стремится усовершенствовать технические стороны или инновационный менеджмент. Ориентируя предприятие исключительно на максимизацию прибыли на данный момент и не думая об инновациях, что могло бы привести к росту прибыли в плановом периоде. Отделы инновационного менеджмента особо не приживаются в структуре отечественных предприятий зачастую из-за недостатка финансирования или отсутствия квалифицированных специалистов в этой области. Тогда как в странах большой семерки инновационные отделы занимают одну из ведущих ролей на предприятии и тесно работают с  управленческим персоналом топ-уровня. Безусловно, любые нововведения влекут за собой большие затраты и всегда сопровождаются рисками. Для этого существуют риск-менеджеры, которые просчитывают минимально возможные варианты обновления того или иного сектора на предприятии.  

Определяющими факторами инновационного развития экономики становятся:

o        рыночная конъюнктура и конкуренция (на внутреннем и внешнем рынках);

o        среда (законодательная и нормативная база, политическая стабильность);

o        кадры (предприниматели, менеджеры, специалисты, ученые, чиновники, политики);

o        ресурсы (научно-технические и технологические, производственные, финансовые);

o        инфраструктура. [9, с.115]

    Существенным фактором, благоприятствующим совершенствованию инновационного менеджмента, является инновационный потенциал коллектива, под которым понимаются психологические возможности коллектива к освоению новшеств. Он связан с удовлетворенностью сотрудников службой, творческой атмосферой в коллективе, профессиональной компетентностью и опытом службы.

Наиболее характерной моделью работы с инновациями для белорусского бизнеса является модель инновационной среды. В ее основе лежат масштабные исследования 2000 – 2007 гг., выполненные в Гарвардской школе бизнеса и Школе бизнеса Йельского университета. По итогам исследований утверждается, что успешность инновационной деятельности организации обуславливается наличием среды, стимулирующей новаторство. Благодаря ей персонал также вовлекается в процесс «производства» и реализацию инновационных идей.

Модель инновационной среды характеризуется тремя концептуальными осями:

      Инновации как техническое явление представляют собой результат объединения идей на стыке технологий, на границе дисциплин. Объединение уже существующих и хорошо известных концепций из различных областей является плодотворной почвой для инновации.

      Инновации как социальное явление зависят от создания сетей и сообществ. Идеи, которые впоследствии станут инновационными, основываются на оригинальном сплетении в сети людей, идей, организаций и объектов.

      Инновации как творческое явление определяется активностью людей. В некотором смысле каждая инновация – всплеск воображения одного человека или целого коллектива, который нельзя ни предсказать, ни повторить.

Также выделяют шесть факторов, реализация которых в компании обеспечивает наличие инновационной среды:

1.      Желание «заглянуть за горизонт». Внимание и поддержка ценных идей сотрудников независимо от степени их проработки.

2.      Позитивная ответственность за провал. Умение поощрить сотрудника, взявшегося за реализацию идеи.

3.      Доступность руководителя в обсуждении идей. Возможность рядовому сотруднику донести идею до руководства.

4.      Тихая инициатива. Предоставление сотрудникам свободы принятия решений о применении инноваций на своем уровне.

5.      Кроссфункциональное взаимодействие. Активный контакт и сотрудничество подразделений, имеющих противоречащие интересы.

6.      Совместная выработка решений. При вовлечении сотрудников в обсуждение проблем организации они также принимают участие в выработке решений. Таким образом, при  реализации решения они осознают необходимость перемен и вместо сопротивления оказывают поддержку изменениям.

На основании этого можно сформулировать мероприятия по совершенствованию форм и методов стимулирования труда работников:

o          Повышение квалификации персонала со средним и  неполным средним образованием (для повышения инновационного потенциала);

o          Введение новой должности – менеджер по работе с персоналом (для создания инновационного климата).

    Для того, чтобы оценить предложенные мероприятия, необходимо рассмотреть затраты и доходы от их проведения, расчет которых приведен в табл. 3.1.

Таблица 3.1.

Расчет затрат на внедрение мероприятия по совершенствованию мотивационного механизма

Мероприятие

Показатель затрат

Сумма затрат, руб.

1. Введение новой должности (менеджер по работе с персоналом)

Затраты на введение новой штатной единицы (наем менеджера по работе с персоналом):

а) расходы на подбор сотрудника (с учетом затрат рабочего времени);

б) заработная плата (оклад + премии);

 

 

 

 

 

 

6300

1100000

итого

 

1730000

2. Повышение квалификации персонала со средним и неполным средним образованием

а) оплата обучения;

б) командировочные расходы;

в) потери при увеличении количества неотработанного времени.

238000

 

172500

 

 

780000

итого

 

1190500

Всего                                                      

 

2920500

Источник: собственная разработка автора на основании данных предприятия.

Полученный эффект от проведения данных мероприятий будет выражаться в: повышении квалификации работников, росте производительности труда, увеличении объемов реализованной продукции, уменьшении ущерба от текучести кадров в связи со стабилизацией коллектива.

При оценке эффективности от внедрения внедрение мероприятия по совершенствованию мотивационного механизма имеет большое значение промежуточный результат (например, повышение квалификации работников) и конечный результат (как следствие повышение производительности труда и объемов работ).

Общий конечный результат рассчитывается как:

o        обобщенная величина всех результатов (прирост объема производства, выручка от реализации и др.);

o        сумма частных эффектов от реализации конкретных мероприятий, проводимых согласно мотивационной, инновационной политики предприятия.

Результат внедрения мероприятий по совершенствованию мотивационного механизма на предприятии ОАО «Белкард» представлен в табл. 3.2.

Таблица 3.2.

Результат внедрения мероприятия по совершенствованию мотивационного механизма

Мероприятие

Показатель

Значение

1

2

3

1. Введение новой должности (менеджер по работе с персоналом)

Результат от повышения производительности труда:

- производительность труда до внедрения мероприятия, чел. – час.

-производительность труда после внедрения мероприятия, чел. – час.

- стоимость 1 чел. – час., руб.

 

2 692 118

 

222,25

 

316,38

28 600

Результат от сокращения непроизводительных потерь рабочего времени:

- непроизводительные потери до внедрения мероприятия, чел. – час.

- непроизводительные потери после внедрения мероприятий, чел. час.

- стоимость 1 чел. –час, руб.

 

1 069 970

 

183,65

 

105,55

13 700

итого

 

3 762 088

Информация о работе Инновационный менеджмент на предприятии