Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 10:14, курсовая работа
Цель данной работы: провести стратегический анализ ОАО «НК Роснефть» с помощью основных инструментов стратегического анализа.
В качестве основных задач можно обозначить следующие:
1. рассмотреть инструменты стратегического анализа;
2. изучить инструменты стратегического анализа на примере предприятия;
3. сделать выводы по проделанной работе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Система стратегического анализа………………………………………...….4
Инструменты стратегического анализа макроокружения………………….4
Инструменты стратегического анализа микроокружения………………….7
Инструменты системного анализа………………………………………….10
Применение инструментов стратегического анализа на примере
ОАО «Роснефть»…………………………………………………………….13
Анализ макросреды ОАО «Роснефть»……………………………………..13
Анализ микросреды ОАО «Роснефть»……………………………………..18
Системный анализ ОАО «Роснефть»……………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………………………………………...39
Продолжение таблицы 2
ситуацию (хорошо отлаженный процесс принятия решений, требуется немного времени для вывода новых товаров на рынок) • больший опыт и ноу-хау в области менеджмента | |
Прочие КФУ |
• благоприятный имидж/репутация фирмы у покупателей общие низкие затраты (не только производственные) • выгодное расположение (особенно важно для розничной торговли) • приятные в общении, доброжелательные служащие • доступ на финансовые рынки (особенно важен для молодых фирм, работающих в рискованных или капиталоемких отраслях) • наличие патентов |
1.3 инструменты системного анализа
Ситуационный анализ к нему относят: стратегический стоимостный анализ, SWOT-анализ и оценка конкурентной позиции фирмы.
Самый сложный этап стоимостного анализа - получение информации об издержках и организации работы конкурентов. Исходными данными для сравнительного анализа может служить информация из открытых годовых отчетов компаний, материалов исследований консалтинговых компаний и сведений, полученных из бесед с аналитиками, потребителями или поставщиками
SWOT-анализ показывает, насколько стратегия компании соответствует ее внутренним ресурсам и рыночным возможностям и не пора ли компании пересмотреть заключение о слабости того или иного ресурса или опасности той или иной угрозы.[3,c.144]
SWOT-анализ имеет управленческую и стратегическую ценность, если сообщает, какие ресурсы и возможности понадобятся компании в будущем для реагирования на новые условия внешней среды и обеспечения удовлетворительной прибыли, останутся ли сегодняшние сильные стороны компании таковыми и в будущем, есть ли в ресурсной базе компании пробелы, которые необходимо заполнить. Иными словами, SWOT-анализ должен дать исчерпывающее описание состояния компании.[6,c.105]
Таблица 3 – Матрица SWOT- анализа
Возможности(O) |
Угрозы (T) | |
Сильные стороны(S) |
S&O |
S&T |
Слабые стороны(W) |
W&O |
W&T |
1) адекватна ли стратегия движущим силам отрасли;
2) как стратегия связана с будущими факторами успеха;
3) насколько защищена стратегия от конкурентных сил;
4) способна ли стратегия защитить от угроз и слабостей;
5) должна ли компания опасаться конкурентных атак;
6) нужны ли дополнительные
действия для улучшения
Перечислив инструменты стратегического анализа, изучим их на деятельности ОАО «Роснефть».
ОАО « Роснефть»
Экологические факторы:
Технологические факторы:
Социальные факторы:
Экономические факторы:
Политические факторы:
Объединим получившиеся данные STEP - анализа в общую таблицу (таблица 4).
Таблица 4 – Сводная таблица PEST - анализа ОАО «Роснефть»
№ |
Факторы |
Вес |
Балл |
Экологические | |||
1 |
Ужесточение контроля за добычей и транспортировки нефти; |
0,092 |
0,276 |
2 |
Установление предельно-допустимых норм концентрации нефтяных продуктов в почвах и водах; |
0,088 |
0,352 |
Технические | |||
3 |
Появление новых технологий, снижающих порог рентабельности; |
0,084 |
0.168 |
4 |
Расширение ресурсной базы отрасли; |
0,081 |
0,243 |
5 |
Создание новых и расширение уже существующих экономически эффективных экспортных направлений транспортировки нефти; |
0,076 |
0,38 |
6 |
Модернизация и реконструкция действующих нефтеперерабатывающих заводов; |
0,072 |
0,144 |
Социальные | |||
7 |
Снижение уровня безработицы ; |
0,068 |
0,204 |
8 |
Повышение численности экономически активного населения; |
0,064 |
0,256 |
Экономические | |||
9 |
Изменение курса валют ; |
0,057 |
0,171 |
10 |
Снижение уровня инфляции; |
0,053 |
0,212 |
11 |
Повышение уровня государственной поддержки нефтяной отрасли; |
0,049 |
0,098 |
12 |
Изменение цен на нефть; |
0,044 |
0,176 |
13 |
Рост доходов населения; |
0,041 |
0,123 |
Политические | |||
14 |
Сложный процесс лицензирования деятельности по транспортировке нефти; |
0,037 |
0,074 |
15 |
Налоговые льготы (введение понижающих коэффициентов); |
0,033 |
0,099 |
В качестве основных движущих сил отрасли, которые определяют конкурентную позицию фирмы, можно выделить следующие:
В теоретической часть был рассмотрен классический пример 5 конкурентных сил Портера, сейчас, проведем анализ исходя из данных, касающихся нашего предприятия (рис. 1).
Конкурентные силы в отрасли:
Рисунок 1- Конкурентные силы в отрасли
Угроза вхождения в отрасль новых конкурентов крайне мала, так как существование в этой отрасли требует огромных капиталовложений (на покупку и освоение дорогостоящих новых технологий, освоение новых месторождений и так далее). Кроме того, существует некая приверженность потребителей к продукции уже функционирующих компаний. Также у компаний в данной отрасли существуют уже налаженные каналы сбыта, создание которых требует немалых затрат (да и трудность вызвать заинтересованность со стороны сбытовиков новыми, никому еще не известными и непроверенными компаниями также способна помешать потенциальным конкурентам).
Конкурентная сила поставщиков. В состав ОАО "НК "Роснефть" входит большое количество нефтегазодобывающих предприятий (например, ОАО "Юганскнефтегаз", ОАО "НК "Роснефть-Пурнефтегаз", ОАО "Северная нефть" и другие), отношения с которыми уже достаточно хорошо отлажены, что обеспечивает бесперебойную и своевременную поставку сырья. Наличие длительных, хорошо отлаженных связей исключает возможность возникновения угрозы со стороны поставщиков.
Товары-заменители. Существует возможность появления и широкого распространения альтернативных источников энергии в долгосрочной перспективе, что сократит потребность в использовании бензина для автомобилей и других технических устройств. Но скорость разработки и освоения этих источников не столь велика, чтобы уже сейчас у нефтяных компаний начали появляться проблемы со сбытом. В ближайшее время компаниям, да и отрасли в целом, ничего не угрожает, но уже можно начинать задумываться о будущем.
Конкурентная сила потребителей. Продукция компании стандартизирована, потребители хорошо информированы, и затраты на переход к другому поставщику низки, что в общем не мешает потребителям выбрать продукцию другой компании. Но как и в любой другой отрасли важное значение имеет качество продукции и приверженность потребителей к продукции какой-либо конкретной компании.
Таблица 5 – Карта стратегических групп
Признак
Компания |
Доля рынка |
Добыча нефти и газового конденсата, млн т. |
Масштаб деятельности |
Количество сбытовых организаций в составе ОАО в России |
Доказанные запасы нефти, млн.барр |
Вертикальная интеграция |
Объем реализации в $ США, млн.долл |
Розничная сеть (количество АЗС) в России |
1.ОАО «ЛУКОЙЛ» |
15,3 |
92,2 |
Международный |
44 |
17504 |
Холдинг |
68025,00 |
2170 |
2.ОАО «Роснефть» |
14,8 |
116,3 |
45 |
17694 |
Холдинг |
33802,00 |
1762 | |
3.ОАО «ТНК-BP» |
14,4 |
70,2 |
14 |
10252 |
Холдинг |
25539,00 |
700 | |
4.ОАО «Газпром нефть» |
17,9 |
29,9 |
26 |
4847 |
Холдинг |
94293,00 |
950 | |
5.ОАО «Сургутнефтегаз» |
12,8 |
59,6 |
5 |
977 |
Холдинг |
16601,80 |
303 | |
6.ОАО «Татнефть» |
9,2 |
26,1 |
13 |
6139 |
Холдинг |
12000,00 |
520 |
Информация о работе Инструменты стратегического анализа на примере ОАО «Роснефть»