Интеллектуальный капитал организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 23:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование экономической роли интеллектуального капитала, необходимого в условиях современного бизнеса.
В данной курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
-выяснить, что представляет собой интеллектуальный капитал в современной российской организации;
-выявить важность роли интеллектуального капитала в современном развитии компании;
-провести оценку интеллектуального капитала современной российской организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3-4 стр.
Глава 1. Интеллектуальный капитал
1.1. Понятие интеллектуального капитала……………………….5-6 стр.
1.2. Структура интеллектуального капитала……………………..6-7 стр.
1.3. Функции и особенности интеллектуального капитала……...7-9 стр.
1.4. Влияние интеллектуального капитала на деятельность организации.
Инвестирование в интеллектуальный капитал……………………..…9-11 стр.
Глава 2. Развитие интеллектуального капитала на примере российской компании «Теплосфера»
2.1. Общая характеристика российской
организации «Теплосфера»……………………………………………..12-17 стр.
2.2. Анализ использования интеллектуального капитала
на примере компании «Теплосфера»…………………………………..17-21 стр.
Заключение…………………………………………………………………22 стр.
Приложения………………………………………………………………...23-27 стр.
Список библиографической литературы…………………………………28 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Интеллектуальный капитал организации.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

У компании «Теплосфера» есть свой логотип: сине-красный овал, на котором белыми буквами написано «ТеплоСфера».

Для технических работников существует единая форма с символикой «ТеплоСфера», как правило, это брюки и куртка или комбинезон и куртка синего цвета. Для руководящего звена предусмотрен деловой стиль в одежде.

Торговый дом «Теплосфера» находится по адресу Ярославская область, г. Переславль-Залесский, улица Кардовского, 47. Это одноэтажное здание, состоящее из нескольких помещений: магазина, приемной, где менеджер проводит консультацию для клиентов, а также заключает договор, кабинет бухгалтера и директора фирмы, а также комнаты для персонала. В офисе представлена рекламная продукция организации, есть мебель для клиентов, стоит кулер. Рядом с организацией есть стоянка для автомобилей.

 

2.2. Анализ использования интеллектуального капитала на примере компании «Теплосфера»

Компанией «Теплосфера» управляет, заинтересованный в обучении своего персонала, руководитель: Грицун Вячеслав Васильевич. Именно он подбирает квалифицированных и опытных специалистов, которые в дальнейшем работают на благо компании.

К сожалению, в период исследования компании в «Теплосфере» специальных программ развития интеллектуального капитала обнаружено не было, так как компания является пока молодой на рынке товаров и услуг и не успела еще сформировать свою конкретную программу развития интеллектуального капитала. Но, несмотря на это, компания может гордиться тем, что в состав ее персонала входят только высококвалифицированные сотрудники, которые непрерывно проходят обучение на протяжении всей своей работы, потому что их род деятельности связан с постоянно меняющимся инновационным оборудованием.

Важную роль в развитии интеллектуального капитала организации «Теплосфера» играет и руководитель фирмы. Вячеслав Васильевич постоянно направляет своих сотрудников, дает советы, указывает на недостатки, постоянно корректирует работу своего персонала, доводя ее до совершенства. А для того, чтобы поднять уровень интеллектуального капитала каждого сотрудника, руководитель фирмы в конце каждой недели проводит совещание с персоналом, обсуждая все возможно допустимые ошибки в работе с клиентами и давая сотрудникам ценные наставления и рекомендации.

Также при исследовании компании «Теплосфера» нам удалось взять интервью у руководителя фирмы (Приложение 3). Целью данного интервью являлось выявление степени понимания руководителем роли интеллектуального капитала в развитии организации и подхода к его управлению. В результате нам удалось выяснить следующее:

- руководитель организации хорошо  понимает, что представляет собой  интеллектуальный капитал;

- интеллектуальный капитал играет  в компании «Теплосфера» важную  роль и связан не только  со знаниями и навыками сотрудников  организации, но и также с умением общаться с людьми;

- уровень развития интеллектуального  капитала влияет на результаты  деятельности данной организации;

- интеллектуальный капитал в  компании «Теплосфера» очень  хорошо развит;

- руководитель компании старается  постоянно повышать уровень развития интеллектуального капитала в своей организации, путем обучения персонала, донесения до сотрудников ценной информации о новых технологиях, а также саморазвитии самих работников.

Для того чтобы провести оценку интеллектуального капитала организации «Теплосфера», мы использовали систему сбалансированных показателей, а именно, метод Р. Каплана и Д. Нортона. Система сбалансированных показателей – это управленческая система, которая переводит миссию и стратегию организации в набор оперативных целей и показателей работы. Ее использование помогает повысить эффективность работы всей компании. Каплан и Нортон указывают на следующие преимущества применения сбалансированной системы показателей эффективности:

• Концентрация всей организации на нескольких ключевых параметрах для достижения прорывного результата.

• Помогает интегрировать различные корпоративные программы. Такие как: качество, реорганизация, и инициативы службы работы с покупателями.

• Разбивает стратегические измерения на более мелкие составляющие, так что административные руководители, управляющие и сотрудники могут понять, что от них требуется для достижения превосходной общей эффективности.

Разделение стратегии компании на 4 аспекта (финансы, клиенты, процессы, потенциал) позволяет контролировать текущую эффективность, а также обрабатывать информацию о будущих перспективах функционирования организации.

В ходе проведения оценки интеллектуального капитала организации мы вместе с руководителем фирмы разработали структуру стратегических карт (Приложение 4), построили стратегическую карту (Приложение 5), а также сбалансированную систему показателей компании. В результате мы получили следующие данные:

 

Аспекты

 

Основные цели

Индикаторы, %

в настоящее время

через год

Финансы

Увеличение прибыли

70

90

 

 

 

Клиенты

Удовлетворенность клиентов от проделанной работы

 

90

 

100

Хорошая репутация

90

100

Быстрая и качественная работа персонала

80

100

Высокая конкурентоспособность

70

100

 

 

Процессы

Непрерывное обучение персонала

80

100

Привлечение высококвалифицированных работников

80

100

 

 

 

Потенциал

Владение знаниями о новейших технологиях

90

100

Личное развитие сотрудников

80

100

Количество высококвалифицированных сотрудников

100

100


 

На основании полученных результатах о развитии интеллектуального капитала в организации мы создали план работы для достижения конкретной цели: повышение уровня развития интеллектуального капитала организации, который представлен в виде таблицы:

Действия

Сроки

Результат

Произвести полную проверку знаний персонала

 

1 месяц

Выявление высококвалифицированных специалистов

Узнать, на что клиент обращает особое внимание при работе с ним

 

2 неделя

 

Лучшая работа персонала

Введение премий за быструю и качественно выполненную работу

 

1 год

Заинтересованность сотрудников в качестве своей работы


 

Таким образом, проведя оценку интеллектуального капитала в организации «Теплосфера», можно сказать, что на данном этапе развития компании интеллектуальный капитал в ней развит достаточно хорошо. Руководитель организации следить за тем, чтобы его сотрудники были высококвалифицированными, непрерывно получали новую информацию, проходили обучение и создает для этого все необходимые условия.

Рекомендации:

  1. Руководитель компании «Теплосфера» должен позаботиться о том, чтобы его сотрудники регулярно проходили официальную аттестацию.
  2. Сотрудники фирмы должны быть заинтересованы в том, чтобы постоянно пополнять свой опыт в данной специализации.

 

Заключение

Подводя итоги по данной курсовой работе можно сказать, что в условии жесткой конкуренции организация должна иметь достойный интеллектуальный капитал. Рост его определяется, прежде всего, знаниями и способностями руководителей, обладающих компетентностью.

Иными словами, интеллектуальный капитал организации – это квалификация, опыт, мотивация персонала, знания, технологии и каналы коммуникации, способные создавать добавленную стоимость и обеспечивающие конкурентные преимущества организации на рынке. Именно интеллектуальный капитал задает темп и характер обновления технологии производства и его продукции, которые в последующем становятся главным конкурентным преимуществом на рынке.

В российской экономике не хватает таких организаций, которые были бы на рынке товаров и услуг инновационными лидерами. Поэтому для руководителя фирмы очень важным является то, чтобы он вкладывал инвестиции в развитие интеллектуального капитала каждого своего работника, создавая при этом все необходимые условия.

Исследую компанию «Теплосфера», можно сказать, что уровень развития интеллектуального капитала каждого работника очень высок. Несмотря на то, что организация является еще молодой на рынке товаров и услуг, к подбору персонала относятся очень серьезно. В компании работают только высококвалифицированные работники, которые регулярно проходят обучение.

Исходя из этого, можно сказать, что развитие интеллектуального капитала в данной организации играет большую роль, так как работа сотрудников связана с постоянно изменяющимся инновационным оборудованием. Как руководитель фирмы, Грицун Вячеслав Васильевич создает все необходимые условия для хорошего развития интеллектуального капитала каждого своего работника. А также он лично дает наставления и ценные рекомендации своим сотрудникам, тем самым обучаясь сам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения 

Приложение 1

Структура организации «Теплосфера» имеет следующий вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Производственная структура компании «Теплосфера», элементом которой является рабочее место, выглядит следующим образом:

 

 

Приложение 3

Интервью с руководителем организации

Корреспондент: Что вы подразумеваете под интеллектуальным капиталом?

Руководитель: Под интеллектуальным капиталом я понимаю человеческий капитал, воплощенный в сотрудниках организации в виде их знаний, умений, навыков, накопленного опыта.

К.: Как вы думаете, влияет ли уровень развития интеллектуального капитала на результаты деятельности организации?

Р.: Безусловно, влияет. Даже первоначально, если сотрудник умеет правильно общаться с людьми, может расположить к себе клиента, зависит, будет ли в дальнейшем этот клиент сотрудничать с компанией. Также, накопленный работником опыт в своей сфере деятельности помогает выполнить работу быстрее и качественнее. А от этого, соответственно, зависит дальнейшая прибыль компании.

К.: Как руководитель фирмы вы уделяете внимание развитию интеллектуального капитала в вашей организации?

Р.: Да, конечно. В нашей компании работают только высококвалифицированные сотрудники, которые во время работы проходят непрерывное обучение, потому что их деятельность связана с постоянно меняющимся инновационным оборудованием. И как уже было сказано, от уровня развития интеллектуального капитала зависят результаты деятельности компании. Поэтому, несомненно, как руководитель фирмы я обращаю внимание на развитие интеллектуального капитала в своей организации.

К.: Насколько хорошо интеллектуальный капитал развит в вашей компании?

Р.: Я постоянно работаю над тем, чтобы сотрудники всегда получали дополнительные сведения о новом оборудовании, также даю необходимые рекомендации и советы. Исходя из этого, могу сказать, что в моей компании интеллектуальный капитал развит хорошо.

К.: Что вы делаете, чтобы уровень развития интеллектуального капитала в вашей компании был выше?

Р.: Как уже было сказано, я предоставляю необходимую информацию для сотрудников о новых технологиях, даю им советы и рекомендации в работе с клиентами. Помимо этого, очень важным является саморазвитие самих работников.

К.: Работа ваших сотрудников связана с постоянным обновлением инновационных технологий. Проходят ли они обучение перед началом работы с новым оборудованием?

Р.: Да, конечно. Я, по мере свободного времени, сам лично проверяю, как сотрудники прошли обучение.

К.: Проводите ли вы со своими сотрудниками беседу, в ходе которой разбираете допущенные ошибки в работе с клиентами и как часто?

Р.: Конечно, провожу. В конце каждой неделе мы с менеджером компании обсуждаем, где допустили ошибки в работе с клиентами, опустили потенциального клиента. Стараемся больше такого не допускать и всегда входим в положение своих клиентов, делая для них специальные предложения.

 

 

 

Приложение 4

Структура стратегических карт

Финансы

Клиенты

Процессы

Потенциал

    

 

 

Увеличение прибыли

Высокая конкурентоспособность

Привлечение высококвалифицированных работников

Количество высококвалифицированных сотрудников

Удовлетворенность клиентов от проделанной работы

 

 

Непрерывное обучение персонала

Владение знаниями о новейших технологиях

Хорошая репутация

Личное развитие сотрудников

Быстрая и качественная работа персонала


 

 

Приложение 5

Стратегическая карта развития интеллектуального капитала организации

 

Список библиографической литературы

 

1.Бендиков М.А., Джамай Е.В. «Интеллектуальный  капитал развивающейся фирмы: проблемы  идентификации и измерения».

Информация о работе Интеллектуальный капитал организации