Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 11:00, контрольная работа
Разработка и принятие управленческого решения это процесс, который начинается с возникновения проблемной ситуации и заканчивается выбором решения/действия по устранению проблемной ситуации. Решение является одним из видов мыслительной деятельности человека и проявлением его воли, и ему присущи такие признаки как: возможность выбора из множества альтернативных вариантов; наличие цели; необходимость волевого акта лица, принимающего решение через выбор решения, так как лицо, принимающее решение формирует решение через борьбу мотивов и мнений. Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать процесс разработки управленческого решения с использованием модели "мусорной корзины" Джеймса Марча.
Введение……………………………………………………………….
Модель «мусорной корзины» Дж. Марча…………………………
Познавательные ограничения…………………………………….
Ограничения умственных способностей…………………………
Беспорядочные предпочтения…………………………………….
Политические ограничения…………………………………………
Организационные ограничения …………………………………...
Организационная анархия………………………………………...
Особенности принятия решений в организациях……………….
Квазиразрешение конфликта …………………………………….
Избегание неопределенности ……………………………………
Проблемный поиск………………………………………………
Организационное обучение ……………………………………..
Заключение……………………………………………………………
Список литературы………………………………………………….
Рис.
1. Изображение независимых
Последствия использования
модели мусорного ящика могут
быть следующими: Решения могут быть
предложены даже тогда, когда проблемы
не существует. Один из работников организации
может попытаться продать свою идею остальным
служащим организации. Примером может
служить внедрение компьютеров во многие
организации в 70-е годы. Компьютер был
захватывающим решением, и эта идея проталкивалась
как производителями компьютеров, так
и системными аналитиками внутри организаций.
Но тогдашние компьютеры отнюдь не решали
всех проблем, на самом деле они нередко
все только усложняли. Выбор может быть
сделан без решения проблем. Такое альтернативное
решение, как создание нового подразделения
в организации, может быть сделано в связи
с намерением решить проблему; но в условиях
крайней неопределенности такой выбор
может оказаться неправильным. Более того,
многие альтернативы только кажутся реальными.
Люди решают уволиться, бюджет организации
урезается или выписываются новые страховые
полисы. Эти альтернативные решения могут
быть ориентированы на проблемы, но они
не обязательно будут решать их.
1. Проблемы могут оставаться
нерешенными. Участники принятия решения
могут начать привыкать к определенным
проблемам и оставить попытки решить их,
или участники могут не знать, как решать
проблемы, поскольку им неясна технология.
К примеру, один из канадских университетов
был выбран в качестве места для стажировки
профессора, который, лишился своей должности
из-за того, что в свое время не прошел
надлежащую процедуру. Проведение стажировки
было для этого университета делом обременительным,
и администрация стремилась избавиться
от стажера. Но даже через пятнадцать лет,
когда профессор, лишившийся должности,
умер, стажировки в университете продолжались:
университет и хотел бы избавиться от
этой проблемы, но не знает как.
2. Некоторые проблемы
решаются. Процесс принятия решения
работает в совокупности. При компьютерном
моделировании подхода мусорного ящика
нередко решались важнейшие проблемы.
Решения связываются с соответствующими
проблемами и участниками — таким образом,
делается удачный выбор. Разумеется, не
все проблемы решаются, когда делается
выбор, но организация движется по направлению
снижения числа проблем.
5. Особенности принятия решений в организациях
Помимо исследования ограничений, влияющих на принятие решений в организациях, Дж. Марч также установил, что этот процесс имеет четыре важных особенности. К ним относятся:
1. Квазиразрешение конфликта.
2. Избегание неопределенности.
3. Проблемный поиск.
4. Организационное обучение.
Квазиразрешение конфликта — это общая характеристика процессов
принятия решений в любой организации.
Конфликты возникают во всех организациях
и, как отмечает Дж. Марч, в результате
принятия решений обычно не разрешаются. Однако
исследования организационного поведения
позволяют говорить о существовании специальных средств
1. Механизм «локальной
рациональности». Организация состоит из множества функциональных
2. Механизм «приемлемого уровня решений». Этот механизм помогает упростить согласование противоречивых «локальных» решений. Несоответствие между решениями, принимаемыми в подразделениях, неминуемо приводит к отклонению фактического результата деятельности организации от оптимального. Однако достижение наилучшего результата обычно не требуется. Высшее руководство и менеджеров подразделений, как правило, вполне устраивает результат, приемлемый или удовлетворительный с точки зрения интересов этих подразделений и организации в целом. Подобное допущение позволяет существенно ослабить конфликт интересов внутри организации и легче найти компромиссное решение.
3. Механизм «последовательного достижения целей». Этот механизм также является одним из средств квазиразрешения конфликтов в организациях. Он состоит в следующем. Так как конфликт интересов и целей обычно разрешить трудно, то сначала руководство организации направляет свое внимание и усилия на достижение одной цели, затем — другой и т.д. Например, сначала налаживается устойчивое производство некоторой продукции, а затем внимание переключается на увеличение разнообразия за счет разработки и выпуска новых видов товаров. Очевидно, что такой подход создает лишь приятную иллюзию разрешения конфликта (в данном примере между функциональными подсистемами производства и маркетинга), поскольку достижение последующих целей может обесценить все предыдущие усилия. Так, увеличение разнообразия продукции или услуг может потребовать изменения технологии и тем самым нарушить ранее отлаженное производство.
5.2. Избегание неопределенности
Избегание неопределенности — следующая особенность принятия
решений в организациях. Все организации
вынуждены жить в условиях неопределенности.
Следующая особенность управленческих решений называется проблемным поиском. Это понятие относится к тому, как происходит процесс поиска решения при возникновении некоторой проблемы. Его суть заключается в том, что при появлении проблемы менеджеры начинают поиск вариантов ее разрешения, и, как только подходящий вариант найден, поиск сразу прекращается. Речь идет о том, что руководители обычно не занимаются регулярным, заблаговременным сбором информации и поиском возможных решений будущих проблем, а решают лишь текущие, наиболее острые проблемы и реагируют на конкретные кризисные ситуации. Более того, поиск решений при этом ведется неглубоко. Когда возникает проблема, поиск вариантов «локализуется» вокруг некоторого известного решения, которое применялось в прошлом. Инновационные, радикальные решения обычно игнорируются, чтобы не вносить слишком много изменений и не нарушать «установленный порядок вещей».
Организационное обучение также неизменно сопровождает процессы принятия решений в организациях. Дело в том, что любой процесс принятия решения — это процесс обучения. Люди, принимающие решения, приступают к работе, не обладая всеми необходимыми знаниями. Они учатся непосредственно в процессе работы, решая возникающие при этом проблемы. Действуя методом проб и ошибок, люди обучаются, познавая на собственном опыте, какие решения допустимы или эффективны, а какие нет, что в данной ситуации разрешено и что запрещено и т.д. Полученные знания в последующем адаптируются к новым ситуациям и целям деятельности.
Дж. Марч допускает, что предложенная модель не бесспорна, но настаивает на том, что она адекватно описывает реальные процессы решения проблем в организациях. В связи с этим он отмечает, что «технология причин», используемая для рационального принятия решений, обязательно дополняется так называемой технологией безрассудства. Дело в том, что нередко менеджеры должны действовать, не размышляя и полагаясь только на свою интуицию и волю. Часто они вынуждены принимать решения, имеющие непредсказуемые последствия в будущем, не вполне понимая, что именно будет требоваться. Другими словами, люди принимают решения и совершают действия, не сформулировав заранее своих целей. С точки зрения рационального подхода такой способ принятия решений является безрассудным. Но безрассудство необходимо, поскольку рациональное мышление не всегда возможно и целесообразно, например в условиях острого дефицита времени, высокой неопределенности или отсутствия методов обработки информации. Вместе с тем «безрассудство» как инструмент принятия управленческих решений нуждается в постоянной «тренировке». Чтобы в совершенстве овладеть этим инструментом, требуется значительный опыт, который можно приобрести не только в ходе профессиональной деятельности, но и с помощью игр. Игры позволяют моделировать реальность, экспериментировать и без риска легко обучаться на своих ошибках. В широком смысле игра — это некоторая деятельность, которая противопоставляется «серьезному» поведению и не направляется на какую-либо внешнюю пользу. Дж. Марч рассматривает игры как умышленное, но временное приостановление рациональных правил поведения и принятия решений. Люди должны учиться принимать решения, играя с «безрассудными альтернативами и несостоятельными возможностями». В процессе игры цели должны рассматриваться как «гипотезы, допустимые к изменению, память как противник новизны и опыт не как застывшая история, а как теория, которую мы можем изменять, если это поможет нам учиться. Время от времени мы все должны безрассудно играть внутри наших "мусорных баков"».