Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 18:27, курсовая работа
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчинёнными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает
Введение
Глава 1. Этика делового общения в деятельности руководителя
1.1 Понятие и функции делового общения
1.2 Этика делового общения менеджера в организации
1.3 Природа и сущность этики делового общения
Глава 2. Анализ этики делового общения менеджера в магазине отделочных и строительных материалов «Строитель»
2.1 Краткая характеристика магазина отделочных и строительных материалов «Строитель»
2.2 Анализ этики делового общения менеджера магазина «Строитель»
Глава 3. Предложения по совершенствованию этики делового общения менеджера магазина отделочных и строительных материалов «Строитель»
3.1. Предложения по совершенствованию этики делового общения менеджера магазина «Строитель»
3.2 План мероприятий
Заключение
Список используемых источников
1.3 Природа и сущность этики делового общения
Под этикой в широком смысле слова понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно этика делового общения выделяет одну из сфер общественной жизни.
Этика делового общения – это совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Этике деловых отношений уделяется все большее внимание. Это выражается в увеличении объема обучающих программ в системе вузовской и послевузовской подготовки по соответствующим дисциплинам.
Принципы этики делового общения – обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников делового общения Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:
1) создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;
2) прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;
3) приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.
Выделяют три уровня этики делового общения: этика делового общения «сверху - вниз», «снизу - вверх» и «по горизонтали».
В настоящее время неизмеримо возросла роль культуры управления, культуры взаимоотношений людей в процессе служебной деятельности, поэтому особые требования предъявляются к взаимоотношениям руководителя и подчиненного.
Обычно руководитель - ключевая фигура в коллективе. От того, как он ведет себя с людьми, каким образом и во что он вмешивается (либо не вмешивается), что он делает для своих подчиненных, зависит очень многое. Как видим, поведение руководителей оказывает основное влияние на принятие не этичных решений служащими.
Быть хорошим руководителем, как считают специалисты, - это, прежде всего, иметь хорошие отношения с подчиненными. При хорошем руководстве становится интересной и работа подчиненных. При плохом руководителе подчиненные отбывают оплачиваемую трудовую повинность.
В рабочем коллективе важен и нужен каждый человек – от уборщицы до директора, поэтому ко всем надо относиться с одинаковым уважением и тактом.
Руководитель должен уметь располагать к себе подчиненных, так как именно от эффективности их работы, от качества исполнения ими его заданий, зависит благополучие не только фирмы, но и его личное благополучие.
Руководитель не может сам делать всю работу на фирме. Не случайно одно из определений менеджмента - это выполнение работы чужими руками. От того, как подчиненные будут относиться к своему менеджеру, зависит их отношение к работе.
Руководитель не должен считать себя специалистом во всех вопросах, решаемых коллективом. Пост, который занимает руководитель, механически не делает его более компетентным во всех вопросах, чем его подчиненные.
Корректность, выдержка необходимы для успеха в деле и для создания деловой атмосферы в коллективе. Руководителю следует относиться ко всем сотрудникам ровно и выдержанно вне зависимости от личных симпатий и антипатий, установить порядок, когда любой сотрудник в достаточно короткий срок сможет встретиться с ним и обсудить любой вопрос Руководитель обязан принимать решения, требовать их выполнения от подчиненных. Руководитель только в том случае сможет наладить работу сотрудников, если будет систематически требовать от них выполнения их задач. Попустительство в этом вопросе приводит к безответственности, волоките, что дезорганизует всю работу в коллективе. В то же время руководитель должен нести ответственности за принятое решение, т.е. не перекладывать ответственности за принятие нужного решения на подчиненных.
Служебный этикет обязывает руководителя уметь организовать дело так, чтобы служебные обязанности подчиненных были четко разграничены, и каждый был ответственен за порученный участок работы
Доверие к человеку следует сочетать со строгим контролем исполнения порученных заданий, должностных обязанностей. Кроме того, отсутствие контроля зачастую оценивается подчиненными как отсутствие интереса к их работе или ее ненужность для предприятия.
Если менеджер совершил ошибку, он должен признать это. Умение признавать ошибку перед людьми – это качество сильного и умного руководителя.
Менеджер не должен допускать раздражительности, грубости и равнодушия к людям. Это унижает человека, отражается на отношении к делу, эффективности труда.
Допущенная менеджером резкость или грубость, подавляет человека, лишает его интереса к работе, способности творчески мыслить.
Менеджер должен оберегать авторитет подчиненных. Умный руководитель не будет приписывать себе успехи подчиненных.
Если вы начальник, обращайтесь с подчиненными как с подчиненными, а не как с маленькими детьми, которым нужно неоднократно повторять, как и когда нужно выполнить поручение.
Искусство и успех делового общения во многом определяются теми нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к подчиненным, какое поведение на службе приемлемо, а какое — нет.
Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами имеется в виду то, какое поведение на службе является этически приемлемо, а какое – нет.
Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными.
Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения.
Этические обязанности руководителей:
1. Руководители должны быть образцом нравственного поведения. Они должны жить в соответствии с ценностями, способствующими процветанию возглавляемых ими организаций.
2. Лидеры ответственны за перспективы возглавляемой ими организации.
3. Лидеры должны постоянно информировать подчиненных о своих намерениях. Работники ожидают от руководства, что оно будет предоставлять им всю информацию, необходимую для эффективной работы.
4. Лидеры ответственны за формирование слаженно работающего коллектива, основанного на высоком уровне доверия. Члены коллектива должны знать, что они будут вознаграждены за сотрудничество с другими людьми на благо фирмы даже в том случае, если будет казаться, что их собственный вклад уменьшается. И уж конечно следует вознаграждать их за принятие решений, соответствующих стратегическим интересам организации.
5. Руководители отвечают за создание обстановки, поощряющей развитие личности и творчество.
В дополнение к обмену информацией между руководителем и подчиненным имеет место обмен между руководителем и его рабочей группой. Коммуникации с рабочей группой в целом позволяют руководителю повысить эффективность действий группы. Поскольку, в обмене участвуют все члены группы, каждый имеет возможность поразмышлять о новых задачах и приоритетах отдела, о том, как следовало бы работать вместе, о предстоящих изменениях и возможных их последствиях, о недавних проблемах, достижениях и так далее.
Иногда рабочая группа собирается без руководителей для обсуждения проблем, усовершенствований или надвигающихся перемен. Такие отношения равенства могут способствовать повышению удовлетворенности сотрудников своей работой
В деловом общении «снизу-вверх», т.е. в отношении подчиненного к своему начальнику необходимо учитывать общее правило, которое говорит о том, что нужно относиться к начальству так, как ты хочешь, чтобы оно относилось к тебе
Правила, которые необходимо соблюдать подчиненным по отношению к руководителю: соблюдать дисциплину; неукоснительно выполнять служебные распоряжения руководителя; соблюдать требования субординации.
Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти «общий язык» и с начальником и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно настроить его и против себя, сделать своим недоброжелателем.
Общий этический принцип общения «по горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.
Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений – дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижении по службе.
В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.
Исходя из представленной информации можно сделать вывод о том, что в настоящее время этика делового общения является основополагающим фактором успеха фирмы. В современных условиях, для достижения максимальных результатов недостаточно просто владеть знаниями, необходимо также уметь правильно строить деловые отношения. Именно умению правильно себя подать и повести в той или иной ситуации учит этика деловых отношений.
Глава 2. Анализ этики делового общения менеджера в магазине отделочных и строительных материалов «Строитель»
2.1 Краткая характеристика магазина отделочных и строительных материалов «Строитель»
Магазин «Строитель» занимается реализацией строительных материалов. Он основан в 1995 г. Площадь первого магазина, находящегося по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Черных, 50а вместе со складами составляла 100 м.кв. В магазине работало 5 сотрудников. Ассортимент составлял всего около 500 позиций.
С 1998 года по 2006г. площадь была увеличена до 1400 м.кв.
В 1999 году был открыт второй магазин в Дзержинском районе г. Нижнего Тагила по адресу: ул. Дзержинского, 54, где работало 10 человек. Ассортимент составлял 2000 наименований.
В 2000 году был открыт оптово-розничный магазин на территории складов по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Краснознаменная, 77 и сформирован оптовый отдел по работе с оптовыми покупателями и по поставке товара в магазины «Строитель».
В 2007 году на территории складов Центра Оптовой Торговли: г.Нижний Тагил, ул. Фестивальная, 3 был открыт магазин-склад.
В 2009 году были открыты магазины на Гальяно-горбуновском массиве по адресу: г. Нижний Тагил, Уральский пр-т, 64а и в центре города по адресу: ул. Ленина, 64.
В 2011 году открыт магазин "БоберСтрой" в г. Каменск-Уральский по адресу: ул. Парковая, 11А
На данный момент сеть магазинов «Строитель» и поставщик стройматериалов «СтройАльянс»– это динамично развивающаяся компания, в которой работает более 160 сотрудников. Общая занимаемая площадь торговых залов магазинов в г. Нижнем Тагиле – 2500 м.кв. Кроме того, складские помещения площадью – 1650 м.кв. В ассортименте компании более 15000 наименований товара.
Для всесторонней оценки эффективности деятельности Предприятия используются различные показатели: товарооборот, прибыль, рентабельность, издержки обращения и производства и др.
При планировании прибыли выявляется влияние на размер прибыли ряда факторов: определяется процент прибыли по товарной продукции в базовом году и увеличение прибыли в следствие увеличения объема производства товарной продукции; увеличение или уменьшение прибыли в связи с увеличением или уменьшением себестоимости на 1 лей товарной продукции, увеличение прибыли за счет изменения цен и ряда других факторов.
Информационной основой анализа хозяйственной деятельности Предприятия являются данные бухгалтерской и статистической отчетности, бухгалтерские балансы. Документооборот на Предприятия играет очень важную роль. Здесь очень важным является документальное оформление сделок (договоров). Очень важным аспектом является оформление платежных документов (счета-фактуры и др.)