Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:48, курсовая работа
Цель работы - изучить особенности мотивационной сферы личности руководителя.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретический обзор мотивационной сферы руководителя.
2. Выявить особенности мотивационной сферы руководителя.
3. Оценить связь особенностей мотивационной сферы руководителя с эффективным управлением персоналом.
4. Разработка рекомендаций по оптимизации мотивационной сферы личности руководителя.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический обзор мотивационной сферы руководителя как научной проблемы
Определение сущности мотивационной сферы личности руководителя…5
Факторы мотивационной сферы личности руководителя………………...11
Связь мотивационной сферы личности руководителя с эффективностью управления…………………………………………………………………...14
Глава 2. Исследование мотивационной сферы личности руководителя в ООО «АВиС Строй»
2.1 Организация исследования………………………………………………….19
2.2 Изучение особенностей мотивационной сферы личности руководителя..22
2.3Рекомендации по вопросу мотивационной сферы личности руководителя……………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………………....28
Зарегестрировано
______________________________
______________________________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НИУ «БелГУ»)
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Курсовая работа
студентки очного отделения 3 курса группы 110902
Сердюк Александры Константиновны
БЕЛГОРОД 2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретический обзор мотивационной сферы руководителя как научной проблемы
Глава 2. Исследование мотивационной сферы личности руководителя в ООО «АВиС Строй»
2.1 Организация исследования………………
2.2 Изучение особенностей мотивационной сферы личности руководителя..22
2.3Рекомендации по вопросу мотивационной
сферы личности руководителя………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Актуальность темы. Как установлено, основным двигателем формирования, а также обновления экономической жизни на современном уровне являются инициатива и творческий подход руководителя. Исходя из сего, актуальность приобретает исследование, а также рассмотрение мотивационной сферы личности современного руководителя.
Анализ показывает, что трудов по формированию и развитию мотивации руководителей недостаточно. Недостаточная степень разработанности проблемы в науке вступает в противоречие вместе с актуальной потребностью практики располагать на руководящих должностях подготовленными профессионалами, знающими, как нужно управлять, которые умеют и желают это делать.
Сказанное вызвало интерес к изучению условий формирования, совершенствования мотивационной сферы личности руководителя и определило выбор темы курсовой работы.
Мотивационная сфера личности и ее основополагающие психологические закономерности являются общими: нет какой-либо специализированной «мотивации подчиненных» и особой «мотивации руководителя». Это - совокупная закономерность, справедливая в отношении всех психических процессов, а также явлений в управленческой деятельности. Например, конечно нет никаких оснований заявлять об интеллекте руководителя как об особом образовании: это тот же всеобщий интеллект, однако взятый в специфической форме, но его общие механизмы, сохраняя своё действие, просто специфицируются по отношению к условиям управленческой деятельности. Точно так же обстоит дело с мотивацией исполнения и руководства. И та и другая подчиняются одним и тем же общепсихологическим закономерностям, хотя и обладают определенной специфичностью (в содержании и характере мотивов, в общей интенсивности мотивации, ее направленности). Более того, в силу свойства маргинальности почти любой руководитель может быть и подчинённым одновременно. Тем самым его мотивация сразу выступает и как мотивация исполнительской деятельности, и как мотивация управленческой деятельности. Разделять ту и другую обозначало бы «раскалывать» мотивационную сферу пополам.
Таким образом, ключевым моментом раскрытия мотивационной сферы руководителя являются наиболее общие, основные психологические особенности мотивационной регуляции как таковой. Для того чтобы ровно по возможности полнее осветить на стоящий вопрос, нужно остановиться на наиболее общих, а также известных подходах - теориях мотивации, только схоже на их специфике по отношению к управленческой деятельности. При этом нужно учитывать одну из наиболее важных психологических закономерностей: чем более сложной и интеллектуально насыщенной является деятельность, тем внушительнее роль в ее организации играют мотивационные процессы и факторы, тем полнее, а также многообразнее они в ней проявляются. Управленческая деятельность, являясь наиболее сложной и интеллектуализированной, максимально полно содержит в себе весь спектр психологических закономерностей мотивации.
Объектом исследования является персонал организации.
Предмет - мотивационная сфера личности руководителя.
Цель работы - изучить особенности мотивационной сферы личности руководителя.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретический обзор
мотивационной сферы
2. Выявить особенности
мотивационной сферы
3. Оценить связь особенностей мотивационной сферы руководителя с эффективным управлением персоналом.
4. Разработка рекомендаций по оптимизации мотивационной сферы личности руководителя.
База исследования: группа сотрудников ООО «АВиС Строй»: 5 человек руководящего состава.
Метод исследования: «Диагностика личности на мотивацию к успеху» Т.Элерса; «Диагностика степени готовности к риску Шуберта»; «Диагностика определения направленности личности Б.Басса.».
Структура работы:работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретический обзор
мотивационной сферы руководителя как
научной проблемы
1.1 Определение сущности мотивационной сферы личности руководителя
Термин "мотивация" является более широким понятием, чем термин "мотив". Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта [Виханский ,2007,С.56].
Мотивация раскрывает целенаправленность действия, организованность и постоянство целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его неизменным личностным свойством, изнутри активизирующим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет массу диспозиций.
Из всех возможных диспозиций наиболее значительной является представление потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормальной жизни и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что нужно организму (личности). Как отмечает Я.Л. Коломенский: «потребности - это осмысление и переживание человеческой нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности».
Число и качество потребностей, у живых существ, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности, люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.
Известный американский психолог А. X. Маслоу в 1954 г. создал иерархическую модель мотивации ("Мотивация и личность").
Согласно Маслоу (Рис.1), физиологические потребности являются основополагающими для человека: они требуют своего удовлетворения в первую очередь. После удовлетворения физиологических потребностей на первый план выходит потребность в безопасности, когда человек стремится защитить себя от возможных телесных повреждений, а также от неблагоприятных экономических условий или угрожающего поведения других людей. Следующая потребность - потребность в духовной близости и любви. Удовлетворение ее требует от человека установления товарищеских взаимоотношений и определения своего места в группе. Удовлетворение этих потребностей выдвигает потребности в уважении и самоуважении. Часто важными для человека являются именно эти потребности, ему необходимо чувствовать собственную значимость, подтверждаемую признанием окружающих. Завершается иерархия потребностей Маслоу потребностями человека реализовать себя, претворить в деятельность запас своих сил, способностей, исполнить свое предназначение [Хлебников ,2002,С.18].
Рис. 1
В соответствии со своей моделью А. X. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Что же касается самого высокого класса способностей - самоактуализации, то, по А. X. Маслоу, самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся [Виханский ,2007,С.254].
Второе после потребности
по своему мотивационному значению понятие
- цель. Целью называют тот непосредственно осмысливае
Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели - являются основными составляющими мотивационной сферы руководителя. Каждая из диспозиций может быть реализована во многих потребностях. В свою очередь, поведение, направленное на удовлетворение потребности, разделяется на виды деятельности (общения), соответствующие частным целям. Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность[Вершигора ,2009,С.92].
Под широтой мотивационной сферы понимается качественное многообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей, целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у руководителя разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является мотивационная сфера.
Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера руководителя, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.
Например, более гибкой
является мотивационная сфера руководите
Заметим, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу руководителя по-разному. Широта - это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость - подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.
Информация о работе Исследование мотивационной сферы личности руководителя