Исследование подсистемы управления охраной окружающей средой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:02, реферат

Краткое описание

Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется, прежде всего, в процессе реализаций соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.

Содержание

Введение……………………………..……………………………………...3
1. Управление природопользованием: понятие, цель и сущность…......4
2. Функции и методы управления природопользованием и охраной окружающей среды……………………………………………………..7
3. Структура и компетенция органов управления……………………..15
4. Обоснование необходимости построения экологического мониторинга……………………………………………………………17
Заключение……..……………………………….…………………….…..21
Список литературы………………………...……………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

ИСУ.docx

— 85.79 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Южно-Уральский Государственный  Университет

Международный факультет

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО ИСУ

Исследование подсистемы управления охраной окружающей средой.

 

 

  Выполнила: студентка

                  гр. Мн – 489 Куимова Т.А.

                                                                                   Проверила: Шепталина Л.И.

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

Содержание

Введение……………………………..……………………………………...3

  1. Управление природопользованием: понятие, цель и сущность…......4
  2. Функции и методы управления природопользованием и охраной окружающей среды……………………………………………………..7
  3. Структура и компетенция органов управления……………………..15
  4. Обоснование необходимости построения экологического мониторинга……………………………………………………………17

Заключение……..……………………………….…………………….…..21

Список литературы………………………...……………………………..24

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Развитие всего живого, человеческих цивилизаций  и государств, каждого члена общества зависит от концентрации, доступности  и технологии добычи и использования  природных ресурсов. Гуманитарные знания о природе формировались во взаимосвязи  с представлениями о взаимодействии человека и природы, в осмыслении последствий и зависимости жизни  общества от правильности этого взаимодействия.

Наряду с капиталом, трудом и знаниями природные ресурсы  являются основным фактором производства, а применительно к обществу - основным фактором его благополучия и богатства. Являясь основой развития хозяйственной  и производственной деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности, экономического и социального благополучия населения, природопользование всегда будет иметь место как составляющая общего кругооборота в природе.

Пристальное внимание общества к социально-экономическим аспектам этой важнейшей сферы деятельности человека продиктовано ускорением научно-технического прогресса в современном постиндустриальном развитии с его позитивными и  негативными составляющими.

Экономическое развитие региона  связано с ускоряющимся ростом потребления  его природных ресурсов, а значит и ростом экологического воздействия, в результате которого происходит ухудшение  состояния окружающей среды. В настоящее  время природопользование в регионах чаще всего носит разрушительный характер применительно к природе. Решение этой проблемы носит социально-экономический характер. 

1. Управление природопользованием:  понятие, цель и сущность

В настоящее время природопользование рассматривается, как целенаправленная деятельность по обеспечению потребностей общества в природных ресурсах и  сохранению необходимого качества окружающей среды; как система отношений  между обществом и природой, возникающих  в процессе их взаимодействия.

Природопользование - один из самых сложных объектов управления, оно находится на стыке взаимодействия естественных и общественных процессов. Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых  соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении  рационального использования и  воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите экологических  прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Управление природопользованием  и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан  на благоприятную окружающую среду  проявляется, прежде всего, в процессе реализаций соответствующих правовых предписаний. Управление выступает  здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.

Экологическое и социальное значение управления в рассматриваемой  сфере в целом и государственного особенно определяется тем, что путем  последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального  использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Прежде всего, в рамках управления (а затем - с помощью  правоохранительных органов) достигаются  цели, поставленные правом окружающей среды, и его эффективность.

Управление природопользованием - это деятельность государства по организации рационального использования  и воспроизводства природных  ресурсов, охраны окружающей среды, а  также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях.

Эффективность системы управления природопользованием в решающей мере определяется состоянием контроля и нормирования использования природных  ресурсов.

Государственное управление в области природопользования и  охраны окружающей среды - составная  часть государственного правления  в целом.

Роль государственного управления в этой сфере определяется значением  государственных органов в механизме  охраны окружающей среды. В триаде субъектов - гражданин, организация (предприниматель) и государство - государственные  органы занимают особое место. Они обладают особыми правовыми и административными  средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при  необходимости к государственному принуждению. Прежде всего, на них возложена  ответственность за обеспечение  охраны окружающей среды в рамках экологической функции государства. Прежде всего, с них граждане вправе спрашивать за несоблюдение их экологических  прав и законных интересов и законодательства об окружающей среде в целом.

Основными стратегическими  целями экологической политики России являются:

последовательное решение  проблем развития хозяйственного комплекса  государства, при котором полностью  учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории;

последовательное достижение на каждой конкретной территории надлежащего  качества среды обитания, отвечающего  не только принятым сегодня санитарно-гигиеническим  нормам, но и той системе его  оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения;

восстановление и сохранение биосферного равновесия (на локальном, региональном и глобальном уровнях) генетического фонда животного  и растительного мира;

рациональное использование  всего природоресурсного потенциала России.

Реализации перечисленных  направлений должно способствовать формирование эффективной системы  органов государственного управления в области экологии и природопользования. 

2. Функции и  методы управления природопользованием  и охраной окружающей среды

Управление в области  природопользованием и охраной  окружающей среды означает совокупность осуществляемых органами публичной  власти и иными уполномоченными  субъектами действий по организации  и контролю, упорядочению и надзору  за экологически значимым поведением людей, за соблюдением требований экологического законодательства.

В зависимости от статуса  осуществляющих экологическое управление субъектов, можно выделить следующие  виды управления: государственное, ведомственное (отраслевое), производственное и общественное. Каждому виду свойственны специфические методы, способы, задачи. Наиболее значимо в нашей стране государственное экологическое управление.

Государственное управление в сфере природопользования и  охраны окружающей среды означает реализацию всеми уполномоченными на то органами и лицами в рамках своей компетенции  экологической политики, которая  осуществляется в соответствии с  действующим законодательством, концепциями  и стратегиями, принятыми в установленном  порядке.

Существуют следующие  формы экологического управления как  его внешние проявления: акты управления, административные соглашения, материально-технические  действия, реализуемые в трёх основных направлениях - социально-экономическом, административно-политическом и социально-культурном.

Управление природопользованием  предполагает осуществление целого ряда специфических функций, то есть видов деятельности, воздействующих на эколого-экономические отношения.

Выделяют несколько наиболее важных функций государственного экологического управления:

- Учет природных ресурсов  и наблюдение за состоянием  окружающей среды (осуществляемые  в формах мониторинга и ведения  кадастров).

Учет и регистрация  природных ресурсов - необходимая  предпосылка реализации всех остальных  функций государственного экологического управления, поскольку она возможна лишь при наличии соответствующей  информации о природных ресурсах. Учет природных ресурсов осуществляется по административно-территориальным  единицам (районам, областям и т.д.), конкретным природопользователям или собственникам природных ресурсов. Данные о количественном и качественном состоянии природных ресурсов обобщаются в едином государственном документе - кадастре.

Государственный кадастр  природного ресурса представляет собой  совокупность необходимых и достоверных  сведений о природном, хозяйственном  и правовом положении природного ресурса.

Органы, на которые возложены  функции по ведению природноресурсовых кадастров, а также его порядок, определяются специальными нормативными актами.

- Определение и проведение  единой экологической политики, разработка и принятие планов  и программ по рациональному  использованию природных ресурсов  и охране окружающей природной  среды.

В рамках указанной функции  осуществляется разработка экологических  концепций государственного развития РФ, федеральных целевых программ, ежегодных планов Правительства  по вопросам рационального использования  природных ресурсов и охране окружающей природной среды и других документов в сфере экологии.

- Финансирование и материально-техническое  обеспечение экологических программ  и мероприятий.

В соответствии с законодательством  финансирование программ и мероприятий  по рациональному использованию  природных ресурсов и охране окружающей природной среды производится за счет:

федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов;

средств предприятий, организаций и учреждений;

экологических фондов;

фондов экологического страхования;

кредитов банков;

добровольных взносов  юридических лиц и граждан;

других источников.

Финансирование экологических  программ и мероприятий в федеральных, республиканских и других бюджетах выделяется отдельной строкой и  обеспечивается материально-техническими ресурсами.

Органы государственного экологического управления в пределах своей компетенции принимают  нормативные акты, содержащие правила, требования и нормы по рациональному  использованию, воспроизводству и  охране земель, лесов, вод, недр, животного  мира и других природных ресурсов. Эти акты являются важнейшей составной  частью экологического законодательства.

Большую роль в регулировании  охраны окружающей природной среды  играет стандартизация (нормирование), то есть создание научно обоснованных показателей и нормативов качества природной среды, ее охраны и улучшения, а также деятельности по использованию  природных ресурсов, созданию приборов контроля за состоянием природной среды и т.д.

Деятельность по распределению  и перераспределению природных  ресурсов проводится в рамках государственной  системы лицензирования и лимитирования использования природных ресурсов, то есть путем выдачи или аннулирования соответствующих лицензий на право пользования природными ресурсами, а также определения предельных объемов такого использования (изъятия природных ресурсов или загрязнения окружающей природной среды) - лимитов.

Информация о работе Исследование подсистемы управления охраной окружающей средой