Исследование подсистемы управления охраной окружающей средой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:02, реферат

Краткое описание

Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется, прежде всего, в процессе реализаций соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.

Содержание

Введение……………………………..……………………………………...3
1. Управление природопользованием: понятие, цель и сущность…......4
2. Функции и методы управления природопользованием и охраной окружающей среды……………………………………………………..7
3. Структура и компетенция органов управления……………………..15
4. Обоснование необходимости построения экологического мониторинга……………………………………………………………17
Заключение……..……………………………….…………………….…..21
Список литературы………………………...……………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

ИСУ.docx

— 85.79 Кб (Скачать файл)

Главная задача экологического мониторинга на предприятии состоит  в создании надежной и объективной  основы для выработки дальнейших эффективных мер по охране окружающей среды и решения конкретных экологических  проблем.

При множестве различных  экологических ситуаций количество их типов как предметов мониторинга  относительно невелико, что повышает реальность результатов охраны окружающей среды при его проведении.

Необходимость проведения мониторинга  связана с необходимостью наличия  полной обязательной экологической  статистической отчетности. Это можно  достигнуть через формирование системы  сбора точной, необходимой и надежной и своевременной информации об экологических  событиях, процессах и явлениях, что описывается количественными  и качественными, статистическими  и динамическими параметрами.

Механизм экологической  ситуации характеризуется общим  состоянием окружающей среды в пределах деятельности предприятия. С помощью  мониторинга можно охарактеризовать экологическую ситуацию и исследовать  механизм ее возникновения во внешней  и (или) во внутренней среде предприятия. По данным мониторинга можно судить об изменениях тех или иных параметрах количественных и качественных оценок экологического механизма ситуации, которые дополняют друг друга. Отбор  самих критериев, которые необходимы и достаточны для оценки механизма ситуации осуществляется по единственному признаку - соответствию сути ситуации или проблемы. Причем количество параметров критериев оценки должно быть минимальным.

Технология построения модели мониторинга основывается на следующих  принципах:

1)использования системной  методологии;

2)вычисление воздействий  экологических мероприятий на  окружающую среду;

3)раздельная оценка результатов внедренных и предполагаемых к внедрению мероприятий;

4)финансовый учет результатов экологических мероприятий.

Использование системной  методологии предполагает анализ взаимосвязанных  экологических изменений в возможно большем числе их элементов, которые  произошли под влиянием конкретных факторов.

Вычленение воздействий  экологических мероприятий на механизм экологической ситуации важно для  конкретной оценки внедренного экологического мероприятия и обоснованию дальнейших решений, формирующих социальное отношение  к экологической деятельности предприятия.

Раздельная оценка экологических  мероприятий как метод формирования количественных параметров мероприятий  и системных проявлений результатов  также важна. Так как результативность мероприятий определяется не только ходом их проведения, но и качеством  выбранной альтернативы управленческого  решения.

Финансовый учет затрат, сопряженных с экологическими затратами  и их сравнение с результатами экологических мероприятий дает объективную оценку всей экологически направленной деятельности предприятия.

Таким образом, экологическая  безопасность региона в период добычи и использования природного ресурса  характеризуется обеспечением безопасных условий жизни и деятельности человека, животного и растительного  мира, характеризуемая набором критериальных показателей жизнедеятельности флоры и фауны региона.

Критериальные показатели экологии региона представляют собой систему индикаторов, характеризующих состояние и динамику природного комплекса региона. К числу критериальных показателей относится систематизированный набор параметров, характеризующих наиболее важные стороны экологии региона: уровень загрязнения суши, водного и воздушного бассейнов, количественный и качественный уровень проведения мероприятий по восстановлению первоначальных природных условий.

Достижение высоких экологических  показателей возможно при эффективной  организации внедрения в деятельность предприятия государственных программных  экологических мероприятий за счет разработки, выбора и осуществления  собственных проектов, внедренных в  программные мероприятия. Контроль за изменением показателей механизма экологической ситуации необходимо проводить в рамках разработанного мониторинга.

Характер и механизм обобщения  информации об экологической обстановке при ее движении по иерархическим  уровням системы экологического мониторинга определяется с помощью  информационного портрета экологической  обстановки. В России создана Единая система наблюдения и контроля за качеством природной среды, которая включает систему государственного контроля, сеть государственного мониторинга загрязнения природной среды, ведомственные системы контроля, систему оперативного обнаружения, анализа и прогноза.

Мониторинг экологической  ситуации представляет собой информационно-аналитическую  систему по отслеживанию ситуации как  базы для возможной корректировки  выполняемых управленческих решений. Это предполагает наличие специально организованной и постоянно действующей  системы сбора и анализа статистической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований и оценки состояния остроты возникшей  проблемы для принятия необходимых  управленческих решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно, что расширение учетных подходов в оценке последствий  хозяйственного использования природных  ресурсов требует выделения экологических  управленческих структур на всех уровнях, которые бы более широко осуществляли контролирующую и учетную функцию  управления. Так как контрольно-учетная  функция присутствует на всех стадиях  исполнения управленческих решений, она  должна осуществлять организационное  результативное взаимодействие как по вертикали, так и по горизонтали управления различными структурами, так или иначе влияющими на экологическое состояние территории.

Природоохранные проекты  направлены на снижение загрязнения  окружающей природной среды и  предотвращения ущерба от этого загрязнения.

Действующая в настоящее  время в Российской Федерации  система управления в области  охраны окружающей среды и природопользования не может быть признана эффективной. Сохранение такого состояния системы  может привести к ухудшению качества окружающей среды, и, как следствие, ухудшение состояния здоровья населения, что не позволит обеспечить конституционное  право граждан на благоприятную  окружающую среду.

Нестабильность государственной  стратегии в области охраны окружающей среды и природопользования, неопределенность властных полномочий органов исполнительной власти порождает серьезные проблемы при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды  и обеспечения ее благоприятного качества.

В управлении природопользованием  отсутствует функциональный орган, должный обеспечить единство управления единым объектом пользования; обеспечить биосферный, геосистемный, экосистемный подход к анализу, оценкам и выработке комплексных решений для регулирования природопользования в целом.

Никакое, самое дробное  покомпонентное управление отдельными видами пользования отдельными элементами природы, не обеспечит системного, комплексного, ответственного, рационального управления развитием ситуации в целом.

Постоянная реорганизация  органов исполнительной власти в  области охраны окружающей среды, несогласованность  действий органов управления, отсутствие нормативной правовой и нормативной  технической базы не позволяют осуществлять эффективный экологический контроль, как предупредительный (экологическая  экспертиза), так и текущий.

Управлять природопользованием  должен один орган управления, поскольку  объект управления Природа - один, неразделим, а процесс природопользования, несмотря на видовую дробность - также один. Отдельные, конкретные виды, использования  отдельных видов природных ресурсов могут и должны управляться отдельными ведомствами и администрациями  предприятиями. Процесс природопользования, то есть использования обществом  в целом природы в целом - также  целостен.

Одна из главных функций  органа управления природопользованием  должна состоять в координации отдельных  видов деятельности по использованию  отдельных компонентов Природы  в рамках единой надведомственной общественно ориентированной государственной политики природопользования.

Другая - в разработке и последовательном проведении этой политики.

Третья - во взаимоувязке двух направлений в управлении природопользованием: оперативного, обеспечивающего текущую экономическую и социальную жизнь в стране и охрану состояния, природной среды; и стратегического, обеспечивающего длительный процесс перехода к рациональному природопользованию, соответствующему фазе "устойчивого развития" человечества.

Ориентация на эти, главные  функции управления природопользованием  в России должна быть одной из основных задач государственной власти в  России на современном этапе.  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Варламов А.А., Хабаров А.В. Экология землепользования и охрана природных ресурсов. М., 2004.

2.Гирусов В.Г., Лопатин В.М. Экология и экономика природопользования / В.Г. Гирусов В.Г., В.М. Лопатин. - М., 2002. - 387 с.

3.Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" 2002.

4.Макар С.В. Основы экономики природопользования. М., 1998

5.Статья Всемирного фонда дикой природы "Основные проблемы федерального законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды".

 


Информация о работе Исследование подсистемы управления охраной окружающей средой