Исследование проблем эффективного управления бюджетными средствами в сфере профессионального образования, разработка и апробация реком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:48, статья

Краткое описание

Развитие инструментов и процедур финансового менеджмента в сфере науки и профессионального образования обусловливается, с одной стороны, возросшей степенью самостоятельности вузов и их свободы в распоряжении финансовыми средствами, а с другой стороны, резко увеличившимся уровнем ожиданий общества и государства от результатов деятельности и услуг, предоставляемых учреждениями этой сферы. В свою очередь, для того чтобы возросшие ожидания общества и государства в сфере науки и профессионального образования могли воплотиться на практике, нужны соответствующие механизмы, которые бы обеспечивали надлежащее взаимодействие между вузами и заинтересованными в их услугах сторонами. К числу таких механизмов принадлежат многие инструменты и процедуры современного финансового менеджмента – государственные задания (государственные контракты на выполнение НИОКР или оказание услуг, заключаемые с вузами), системы корпоративного управления в вузах, программы финансирования по результатам, стратегическое планирование и др.

Вложенные файлы: 1 файл

act10_4.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

ООО «ЭКОРИС-НЭИ»

(в интересах Федерального агентства  по образованию Российской Федерации)

 

Информационно-аналитические материалы по проекту: «Исследование проблем эффективного управления бюджетными средствами в сфере профессионального образования, разработка и апробация рекомендаций по внедрению современных методов финансового менеджмента в федеральных органах исполнительной власти и организациях сферы профессионального образования»

 

Стратегическое планирование в вузе

 

Развитие инструментов и процедур финансового менеджмента в сфере науки и профессионального образования обусловливается, с одной стороны, возросшей степенью самостоятельности вузов и их свободы в распоряжении финансовыми средствами, а с другой стороны, резко увеличившимся уровнем ожиданий общества и государства от результатов деятельности и услуг, предоставляемых учреждениями этой сферы.

В свою очередь, для того чтобы возросшие ожидания общества и государства в сфере науки и профессионального образования могли воплотиться на практике, нужны соответствующие механизмы, которые бы обеспечивали надлежащее взаимодействие между вузами и заинтересованными в их услугах сторонами. К числу таких механизмов принадлежат многие инструменты и процедуры современного финансового менеджмента – государственные задания (государственные контракты на выполнение НИОКР или оказание услуг, заключаемые с вузами), системы корпоративного управления в вузах, программы финансирования по результатам, стратегическое планирование и др.

В самом деле, например, система корпоративного управления вуза обеспечивает увязку целей и задач вуза с политическими и экономическими приоритетами как внутренних, так и внешних групп интересов (государства, местных сообществ, спонсоров, заказчиков работ и услуг, потенциальных работодателей).

Государственными программами финансирования по результатам в ряде стран называют практику государственного финансирования проектов фундаментальных и прикладных исследований, которые проводятся в крупнейших университетах и институтах. В США, Великобритании, Франции, Швейцарии, Германии и других странах вузы традиционно являются крупнейшими центрами научно-исследовательской деятельности. Чтобы объективно оценивать результаты работ, а также сроки их проведения и стоимость выполнения, государственные ведомства-заказчики обсуждают данные вопросы с исполнителями, т.е. вузами.

То же самое относится и к стратегическому планированию в вузах. Этот процесс, с одной стороны, должен корреспондировать со списком стратегических приоритетов страны в целом, а с другой, отражать потребности в развитии и позиционирование конкретного вуза.

В большинстве стран ЕС - Болгарии, Чехии, Дании, Германии, Италии, Испании, Нидерландов, Дании, Великобритании, Португалии, Норвегии, Швеции, стран Балтии - подготовка стратегических планов является обязательной для вузов. В Эстонии наличие стратегического плана развития является обязательным условием для образования университета. В Латвии и Исландии стратегический план необходим для получения государственной аккредитации. В Австрии и Финляндии стратегический план является необходимым документом для заключения контракта между государственным органом и вузом. Таким образом, стратегические планирование на уровне вуза широко распространено в европейских странах, даже в тех из них, где размеры бюджетные ассигнования учреждений высшего профессионального образования напрямую не увязываются с результатами их деятельности или выполнением конкретных государственных контрактов на выполнение работ или предоставление услуг. В некоторых странах (Франция, Мальта) подготовка стратегического плана не является обязательной, но его наличие де-факто влияет на объем государственного финансирования1.

Анализ практики стратегического планирования вузов, проведенный ОЭСР2, показал, что надлежащее использование этого инструмента финансового менеджмента позволяет руководству вуза получить ответы на следующие вопросы в области обучения и научно-исследовательских работ:

- границы рынка, на котором конкурирует и способен конкурировать вуз: региональный, национальный или международный;

- ключевые конкурентные преимущества вуза: обучение, исследования мирового уровня, прикладные исследования, взаимодействие с бизнесом и др.;

- определение границ рыночной ниши в сфере профессионального высшего образования: подготовка бакалавров, магистров, подготовка, преимущественно, студентов из своей страны (или региона) или иностранных, традиционное или дистанционное обучение и т.п.;

- определение областей и направлений деятельности, в которых вуз является лидером;

- степень устойчивости базы будущих студентов;

- выявление источников финансирования и определение структуры зависимости вуза от этих источников (в частности, наибольшую озабоченность у вуза должна вызывать ситуация, когда его деятельность в определяющей степени зависит от одного-двух источников финансирования; в такой ситуации руководству вуза необходимо предпринимать решительные шаги по диверсификации деятельности и поиску новых источников финансирования);

- прогноз изменения ключевых факторов внешней среды, влияющих на устойчивость положения вуза, в среднесрочной перспективе (до пяти лет);

- целесообразность изменений в позиционировании вуза: следует ли выходить на новые рынки или отказываться от каких-то видов деятельности.

При развитии стратегического планирования в вузах часто используются те же методы и модели, что и в коммерческом секторе, например:

- анализ рынка (PEST-анализ3, сценарное планирование и т.п.);

- портфельный анализ (бостонская  матрица4, жизненный цикл продукта  и т.п.);

- анализ сильных и слабых сторон (например, SWOT-анализ5).

Центральным пунктом стратегического планирования в вузах является определение стратегических целей и задач в сфере образования и научных исследований. В сфере образования типичными задачами являются:

- улучшение качества обучения;

- выход на новые рынки образовательных услуг, использование новых моделей и технологий обучения;

- рост удовлетворенности студентов, а также спонсоров и потенциальных работодателей качеством обучением;

- расширение гибкости программ  и курсов, предложение новых учебных программ.

В сфере научных исследований вузы часто ставят задачи повышения качества и результативности исследований (в последнем случае имеются в виду прикладные разработки, а не фундаментальные исследования), расширение тематики, выявление новейших направлений исследований и т.п. Существенное внимание уделяется коммерческому аспекту; в связи с этим могут ставиться задачи расширения круга спонсоров и источников финансирования (хотя, как правило, такие задачи ставятся не в стратегическом, а в финансовом плане вуза).

Очень часто в число стратегических приоритетов включается развитие международного сотрудничества в разных формах (привлечение иностранных студентов, участие студентов в программах международных обменов, участие в совместных исследовательских проектах и т.п.).

В целом можно говорить о том, что существует достаточно широкий спектр целей и задач, включаемых в стратегический план вуза. Принципиальные различия в структуре стратегических целей, указанных в стратегических планах вузов, могут объясняться различием в общих подходах к путям развития вуза. Вуз может развиваться экстенсивным путем, когда на первые позиции выходят цели увеличения числа студентов (учащихся), учебных программ и предметов, научно-исследовательских или консультационных проектов. Альтернативным вариантом развития вуза является интенсивный путь, когда акцент делается на углубленное изучение и более высокое качество преподавания предметов (дисциплин), на уникальность научных исследований, большую сложность прикладных проектов; при этом вуз не стремится увеличивать число студентов, количество ППС или лабораторий.

Во многих (но не во всех) случаях формулировки стратегических целей и задач вузов конкретизируются в количественных целевых показателях. Там, где показатели используются, встречаются как показатели конечных результатов, так и непосредственных, а также показатели используемых ресурсов. Показатели можно разделить на следующие основные группы:

- статистические показатели, характеризующие  состояние и цели в сфере образования (число студентов разных направлений, количество студентов, окончивших курс в установленные сроки и т.п.)

- показатели, характеризующие результаты  образовательной деятельности (количество выпускников, продолживших образование в магистратурах и аспирантурах; процент устроившихся на работу в течение полугода после выпуска и т.п.);

- показатели  удовлетворенности студентов и  выпускников уровнем образования (по данным национальных опросов и внутренних опросов вузов);

- показатели  качества научной деятельности (в  качестве основного во всех  вузах используется показатель  объемов внешнего коммерческого  и грантового финансирования, а  также используются показатели  количества публикаций и индекса цитирования);

- показатели  участия преподавателей и студентов  в научной деятельности (в том  числе в грантовых проектах);

- показатели  коммерциализации исследований  и разработок (число патентов, доходы  от коммерциализации и т.п.);

- показатели  связей с местным сообществом (количество мероприятий, проведенных для местного сообщества, субъективные оценки роли университета в жизни местного сообщества);

- показатели  интернационализации (количество и  доля иностранных студентов, число  зарубежных преподавателей, число международных исследовательских проектов и международного финансирования, показатели интернациональной мобильности студентов, субъективная оценка вуза международным академическим сообществом);

- места  вузов в национальных и международных  рейтингах и рэнкингах;

- показатели  связей с выпускниками (количество  участников ассоциаций выпускников, благотворительные взносы выпускников  и т.п.);

- показатели  обеспеченности ресурсами (обеспеченность  компьютерами и доступом в  Интернет, оборудование аудиторий и лабораторий, показатели обновления библиотечных фондов, доступ к электронным библиотекам, и т.п.)

- показатели  удовлетворенности студентов и  преподавателей инфраструктурой  и сопутствующими услугами университетов;

- показатели  экономической эффективности (снижение отдельных видов затрат, показатели финансовой устойчивости, диверсификация источников доходов и т.п.);

- ввод  в действие определенных объектов (строительство зданий, открытие  исследовательских центров и  т.п.);

- социальные  показатели (количество и доля студентов из определенных социальных или национальных групп, доступ к образованию студентов с ограниченными возможностями и т.п.);

- «процедурные»  показатели (введение определенных  процедур и правил – системы  оценки качества управления, внутренних правил и т.п.).

Стратегические планы вузов, как правило, содержат и комплекс мероприятий, направленных на достижение поставленных целей и задач, определение ответственных за направления деятельности или достижение определенных целей (групп целей). В стратегических планах мероприятия могут быть указаны с различной степенью детализации.

Как показывает зарубежная практика, в разных вузах стратегические планы могут играть различную роль: в одних вузах они могут содержать лишь общее описание основных приоритетов развития, а в других учебных заведениях могут выступать в качестве подробного «руководства к действию». При этом совершенно очевидно, что общий тренд в этой области заключается в повышении значения стратегического планирования и стратегических планов в работе вузов: успех в образовательной и научно-исследовательской деятельности в современных условиях во многом зависит от того, в какой степени руководство учебных заведений способно уловить общие тенденции спроса и предложения на рынках образовательных и научно-исследовательских услуг и оценить их динамику в среднесрочной перспективе. Развитие стратегического планирования в вузе способствует выполнению указанной задачи.

 

Принципы разработки стратегического плана вуза

Исходя из результатов анализа современной практики стратегического планирования в зарубежных учреждениях высшего профессионального образования можно сформулировать следующие принципы разработки стратегического плана в вузе:

- коллегиальный руководящий орган, президент (ректор), казначей, руководители учебных и научно-исследовательских подразделений участвуют в процессе разработки сс разработки плана;

- при разработке плана должна  учитываться как внутренняя, так  и внешняя информация, в том  числе результаты бенчмаркинга (сравнения с лучшей практикой, применяемой в других  вузах);

- используется сочетание подходов «снизу-вверх», при котором параметры стратегического плана доводятся от руководящего органа  до структурных подразделений вуза, и «снизу-вверх», при котором структурные подразделения вносят свой вклад в разработку стратегического плана;

Информация о работе Исследование проблем эффективного управления бюджетными средствами в сфере профессионального образования, разработка и апробация реком