Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:48, статья
Развитие инструментов и процедур финансового менеджмента в сфере науки и профессионального образования обусловливается, с одной стороны, возросшей степенью самостоятельности вузов и их свободы в распоряжении финансовыми средствами, а с другой стороны, резко увеличившимся уровнем ожиданий общества и государства от результатов деятельности и услуг, предоставляемых учреждениями этой сферы. В свою очередь, для того чтобы возросшие ожидания общества и государства в сфере науки и профессионального образования могли воплотиться на практике, нужны соответствующие механизмы, которые бы обеспечивали надлежащее взаимодействие между вузами и заинтересованными в их услугах сторонами. К числу таких механизмов принадлежат многие инструменты и процедуры современного финансового менеджмента – государственные задания (государственные контракты на выполнение НИОКР или оказание услуг, заключаемые с вузами), системы корпоративного управления в вузах, программы финансирования по результатам, стратегическое планирование и др.
- основные пункты стратегического плана жестко увязываются с соответствующими финансовыми показателями стратегического финансового плана вуза (если стратегический план и стратегический финансовый план являются двумя разными документами). Если стратегический план вуза включает формулировку финансовой стратегии и ключевые финансовые показатели, то в этом случае цели, задачи и ожидаемые результаты деятельности в планируемый период должны быть увязаны с планируемыми доходами и расходами (включая текущие и капитальные расходы);
- стратегический план не может быть представлен в орган государственной власти, обеспечивающий финансирование высшего образования, или иной внешней группе интересов (например, спонсору или потенциальному работодателю выпускников), предоставляющей финансирование, до его утверждения руководящим органом.
При разработке стратегического плана, как правило, используется алгоритм, состоящий из приводимых ниже пяти ступеней (Рис.1.).
Рис. 1. Алгоритм разработки стратегического плана вуза (с учетом финансовой стратегии)
Внесение изменений в стратегический план
Высшее руководство вуза, безусловно, должно реагировать на появление новых возможностей или возникновение непредвиденных трудностей, которые могут требовать реализации новых мероприятий, не включенных в стратегический план. Для этого необходимы процедуры внесения изменений в стратегический план, которые, в том числе, определяют:
- уровень управления и бюджета, до которого новые инициативы могут приниматься без соответствующего утверждения руководящим органом;
- кто имеет полномочия и несет
ответственность за
- до какого срока можно утверждать новые инициативы и вносить изменений в стратегический план.
Финансовые последствия принятия новых инициатив должны быть согласованы с казначеем (финансовым директором) и президентом (ректором) вуза и утверждены коллегиальным руководящим органом.
После утверждения новых инициатив соответствующие изменения вносятся в стратегический и другие планы вуза.
1 Eurydice (2008). Higher Education Governance in Europe. Policies, structures, funding and academic staff.
2 OECD (2004). On the Edge: Securing the Sustainable Future for Higher Education.
3 PEST-анализ – метод стратегического планирования, используемый для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) факторов («драйверов») внешней среды, которые могут оказать существенное воздействие на долгосрочную стратегию и деятельность организации.
4 Бостонская матрица - математическая модель, разработанная американской консалтинговой фирмой «Бостонская консалтинговая группа» (отсюда – название модели). Используется для классификации стратегических бизнес-единиц и анализа динамики их рыночной доли.
5 SWOT — метод стратегического планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Cильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы). Результаты анализа представляются в форме матрицы.