Исследование целей управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. В постоянном стремлении поддерживать соответствие организации условиям внешней среды заключается принцип адаптивного управления. Он проявляется в динамичном освоении новой продукции, современной техники и технологии; применении прогрессивных форм организации труда, производства и управления, непрерывном совершенствовании кадрового потенциала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………..5
Понятие о целях организации и их роль в управлении………………….5
Понятие дерева целей организации………………………………………10
Применение метода экспертных оценок для построения дерева целей...14
Глава 2. исследование целей управления в ОАО «ГАЗПРОМ»…………………………………………………………………….19
2.1. Организационно–экономическая характеристика ОАО «ГАЗПРОМ»..19
2.2. Дерево целей ОАО «ГАЗПРОМ»………………………………………….21
Глава 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОАО «ГАЗПРОМ»……………………………………………………………..23
3.1. Разработка концепции исследования целей управления………………23
3.2. Рекомендации по повышению эффективности функционирования в достижении поставленных целей………………………...……………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

35661.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………..5

    1. Понятие о целях организации и их роль в управлении………………….5
    2. Понятие дерева целей организации………………………………………10
    3. Применение метода экспертных оценок для построения дерева целей...14

Глава 2. исследование целей управления в ОАО «ГАЗПРОМ»…………………………………………………………………….19

2.1. Организационно–экономическая  характеристика ОАО «ГАЗПРОМ»..19

2.2. Дерево целей ОАО «ГАЗПРОМ»………………………………………….21

Глава 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОАО «ГАЗПРОМ»……………………………………………………………..23

3.1. Разработка концепции исследования  целей управления………………23

3.2. Рекомендации по повышению эффективности функционирования в достижении поставленных целей………………………...……………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде.

Сегодня четко  прослеживаются факторы, определяющие необходимость постоянного совершенствования и адаптации организации. Это:

  • рынок сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг;
  • рынок поставщика или рынок потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;
  • финансовый рынок;
  • рынок труда;
  • окружающая природная среда.

Без учета  этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. В постоянном стремлении поддерживать соответствие организации условиям внешней среды заключается принцип адаптивного управления. Он проявляется в динамичном освоении новой продукции, современной техники и технологии; применении прогрессивных форм организации труда, производства и управления, непрерывном совершенствовании кадрового потенциала.

В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития.

Развитие и совершенствование  предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.

Система управления предприятиями  должна отвечать современным рыночным условиям:

  • обладать высокой гибкостью производства, позволяющей быстро менять ассортимент изделий (услуг). Это обусловлено тем, что жизненный цикл продукции (услуг) стал короче, а разнообразие изделий и объем выпуска разовых партий — больше;
  • быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;
  • учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг), в корне изменившую отношение к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;
  • учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия управленческих решений;
  • учитывать изменение структуры издержек производства;
  • принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды.

Это далеко не полный перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. Для реализации их существует объективная необходимость в исследованиях, анализе целей управления.

Вопросу исследования систем управления, а также исследованию целей управления посвящены работы как отечественных экономистов А.В. Игнатьевой, М.М. Максимцова, Э.М. Короткое и др., так и труды таких зарубежных авторов, как Кунц Г., Питерс Т., Уотермен Р. и др.

Вышеизложенное подчеркивает актуальность, и важное значение темы курсовой работы.

Целью работы является решение  проблемы, связанной с исследованием целей управления. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  • изучение теоретических основ исследований целей управления;
  • выявление особенностей целей в системе управления;
  • разработка модели поведения менеджеров для повышения эффективности функционирования.

Объект исследования – ОАО «ГАЗПРОМ».

Предмет курсовой работы – исследование целей управления.

Теоретической и методологической основой исследования являются фундаментальные положения и научные работы зарубежных и отечественных ученых: Кунц Г., Питерс Т., Уотермен Р., А.В. Игнатьевой,  М.М. Максимцова, Э.М. Короткое и другие.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили: материалы Федеральной  службы государственной статистики, региональных органов статистики, нормативно-справочная литература, рекомендации научных учреждений, документация   и другая информация по данной проблеме.

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ

 

1.1. Понятие  о целях организации и их  роль в управлении

 

Цели - это  конкретизация миссии организации в форме, доступной при управлении процессам их реализации. Для них характерны следующие черты и свойства:

  • четкая ориентация на определенный интервал времени;
  • конкретность и измеримость;
  • непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами;
  • адресность и контролируемость.

Как правило, организации ставят и реализуют  не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями и задачами приходится решать огромное количество текущих и оперативных. Кроме экономических — стоят социальные, организационные, научные и технические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными проблемами менеджеры должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т.д. Классификация целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, наработанные для разных групп целей. Один из возможных вариантов классификации целей представлен в табл. 1.

Таблица 1.

Классификация целей

Критерии классификации

Группы целей

Период установления

Стратегические

Тактические

Оперативные

Содержание

Социальные

Экономические

Организационные

Научные

Технические

Политические

Функциональная структура

Маркетинговые

Инновационные

Кадровые

Производственные

Финансовые

Административные

Среда

Внешние

Внутренние

Приоритетность

Особо приоритетные

Приоритетные

Прочие

Измеримость

Качественные

Количественные

Повторяемость

Постоянные

Разовые

Иерархия

Организации

Подразделений

Стадии жизненного цикла

Проектирование и создание объекта

Рост объекта

Зрелость объекта

Завершение жизненного цикла объекта


 

Совместная деятельность порождает у людей цели разного  уровня и содержания. В условиях организованной деятельности эти цели могут выполнять такие функции:

  • Когнитивные функции целей. Эти функции, которым, по мнению представителей рациональной школы научного управления и их современных последователей, принадлежит первое место, обобщают распоряжения координирующих органов и концентрируют внимание на анализе альтернатив действий и принятии решений.
  • Распределительные функции. Для реализации целей организации необходимо направлять ресурсы в подразделения оптимальным образом. Наличие целей различного уровня (целей организации, целей подразделений, целей участников организации) ставит проблему их совмещения в ходе производственной деятельности, что заставляет руководителей распределять ресурсы внутри организации.
  • Функции идентификации, т.е. сопоставления собственных стремлений членов организации с целями подразделения или организации как целого. В отсутствие этих функций деятельность членов организации теряет смысл. Это в свою очередь может привести к отчуждению и аномии.
  • Функции мотивации. Цели способны мотивировать членов организации в том случае, если последние признают их реально достижимыми, ориентированными на будущее и соотнесенными с собственными потребностями.
  • Функции преобразования. Стремление к реализации целей организации неизбежно приводит к пониманию необходимости преобразований различных аспектов организационной деятельности. Особенно это справедливо в отношении организаций, работающих в рыночной среде с высокой степенью неопределенности, когда разрабатываемые цели изначально ориентированы на изменения и инновации.
  • Эмоциональные функции. Цели могут формировать у членов организации различные эмоциональные состояния: эмоциональный подъем или, наоборот, чувства растерянности, неуверенности. Эти побочные функции целей необходимо учитывать, принимая управленческое решение, так как они оказывают значительное влияние на мотивацию членов организации.
  • Символические функции. Определяя цели организации, руководители должны учитывать их влияние на публику (или рядовых потребителей), клиентов фирмы, партнеров, заказчиков, представителей банков. В этом случае цели рассматриваются как визитная карточка фирмы, концентрированное выражение ее стратегических замыслов.
  • Идеологические функции. Цели формируют идеологию организации, т.е. объясняют не только, как будут достигнуты те или иные результаты, но и почему возникла необходимость в их достижении. К сожалению, в отечественных организациях вопросам идеологии организации уделяют мало внимания, в то время как американские и в еще большей степени японские организации считают создание собственной идеологии первоочередной задачей.

В теории организации понятие цели является одним из основных. Без определения этого понятия, без выявления соотношений цели, средств достижения целей, оценки эффективности путей достижения целей нельзя решать проблему проектирования организации. Это означает, что без четкого формулирования целей функционирования нельзя комплексно решить ни одной проблемы, связанной с построением организации, с планированием их деятельности, оценкой эффективности.

Таким образом, проектирование целей организации  является обязательным и важным этапом процесса проектирования общей системы управления.

Проектирование  целей организации производится в несколько этапов (рис.1).


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Исследование и проектирование целей организации

Рассмотрим  эти этапы.

Этап 1. Исследуется  предназначение организации, общая цель системы, определяемая ее назначением. При анализе важно не смешивать понятия целевого назначения системы и критерия эффективности. В отличие от цели организации, определения направления и смысла функционирования системы, основной ее задачи, критерий эффективности является показателем, определяющим степень достижения этой цели.

Этап 2. Формируются  качественные цели организации, осуществляемые в две стадии. Вначале формируются  качественные цели функционирования организации, вытекающие из Положения данной организации, регламентирующего ее деятельность, а затем выбираются качественные характеристики цели. Формулировка цели должна быть предельно четкой и указываться в повелительном наклонении.

Этап 3. Производится ранжирование целей функционирования организации, осуществляемое для обоснования выбора целей функционирования, положенных в основу дальнейшего проектирования организации. Поскольку все реальные организации - многоуровневые, ранжирование целей должно осуществляться на всех выбранных уровнях управления. Ранжированные цели не возникают сами по себе. Они вытекают из глобальных целей функционирования, которые, в свою очередь, регламентируются решениями вышестоящих организаций, постановлениями, положением об организации.

Этап 4. Построение дерева целей. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента исследования целей можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа - дерева целей.

Этап 5. Является наиболее важным для управления организацией, так как количественные цели определяют выбор методов управления организацией, применение компьютерной техники в управлении. Количественные характеристики целей фиксируются в стратегических и годовых планах организации. Количественные цели ориентируют организацию на достижение определенных показателей и конкретизируют выбранные качественные цели.

Информация о работе Исследование целей управления