Истоки активности человека в трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 22:59, реферат

Краткое описание

Цель моей работы состоит в том, чтобы дать систематическое представление о мотивации трудовой деятельности, рассмотреть её структуру, а также определить взаимоотношений понятий «мотивация» и «стимулирование труда».
Проблема изучения мотивации в том, мотивация не является реально наблюдаемым фактом, это сконструированное понятие, т.е. мотивацию нельзя непосредственно наблюдать или определить эмпирическим путем.

Содержание

Введение 3
1. Истоки активности человека в трудовой деятельности 4
2. Теории мотивации 8
3. Соотношение понятий мотивации и стимулирования труда 14
Заключение 16
Литература 17

Вложенные файлы: 1 файл

Истоки активности человека в трудовой деятельности.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мотивация – одна из важнейших  и стержневых проблем современной  психологии, и одна из самых интригующих  и загадочных ее областей. Успех и процветание любого предприятия или фирмы во многом зависят от эффективности труда персонала. Изучение мотивации трудовой активности охватывает широкие возможности для научного предвидения характера, хода и результатов деятельности, а так же для прогнозирования социальных процессов общественных отношений.

 Мотивация - понятие, используемое для объяснения последовательности поведенческих действий, направленных на конкретную цель, которая может меняться в зависимости от различных обстоятельств, ситуаций. В понятие «мотивация» входят моменты активизации, управления и реализации целенаправленного поведения человека. С помощью мотивации можно ответить на вопрос: почему так, а не иначе поступает данный человек.

Мотивация как ведущий  фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей. По существу, никакое эффективное социальное взаимодействие с человеком невозможно без учета особенностей его мотивации. За объективно абсолютно одинаковыми поступками, действиями человека могут стоять совершенно разные причины, т. е. побудительные источники этих действий, их мотивация может быть абсолютно разной.

Цель моей работы состоит в том, чтобы дать систематическое представление о мотивации трудовой деятельности, рассмотреть её структуру, а также определить взаимоотношений понятий «мотивация» и «стимулирование труда».

Проблема изучения мотивации  в том, мотивация не является реально наблюдаемым фактом, это сконструированное понятие, т.е. мотивацию нельзя непосредственно наблюдать или определить эмпирическим путем.

 

1. Истоки активности человека в трудовой деятельности

 

При анализе мотивации  необходимо сосредоточиться на факторах, которые побуждают действие и  усиливают его. Это мотивы, потребности, интересы и стимулы. Существует много определений мотива, в своей работе я дам следующее определение:

Мотивы - побудительные причины поведения людей и действий человека, возникающие под влиянием его потребностей и интересов.

Поведение человека, как  правило, определяется не одним мотивом, а их суммой, в рамках которой они находятся в конкретном отношении друг к другу по уровню взаимодействия на человека. Мотивы представляют собой образ желаемого человеком блага, которое удовлетворяет потребности при условии, если будут выполнены определённые трудовые действия.  Потребности и интересы – основополагающие понятия, раскрывающие сущность мотива.

Потребность можно определить как «состояние нужды человека в чём-то необходимом для его жизнедеятельности, источник активного поведения человека» [5,с.85]. Под нуждой принято понимать чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо: товара услуги, блага. Нужды человека многообразны и сложны. К ним следует отнести основные физиологические нужды человека в пище, одежде, тепле и безопасности, а также социальные нужды в духовной близости, влиянии и привлекательности и кроме того, личные нужды в знаниях, самовыражении.

Таким образом, потребность человека характеризует его конкретную нужду, принявшею специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребностям и желаниям человека нет числа, виды их очень разнообразны. Егоршин А.П. [1] выделяет следующие потребности:

  • Материальные (биологические) – это потребности в пище, воде, воздухе, продолжении рода, жилище, одежде, транспорте и др., необходимые для поддержания организма в нормальном жизнедеятельном состоянии;
  • Духовные – потребности в самоактуализации и самовыражении человека через творчество. Они находятся в динамическом развитии и имеют тенденцию к росту для отдельного развивающегося человека или к снижению, когда человек деградирует.
  • Социальные – это потребности в привязанности к коллективу, общению, заботе о других и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности, реализуемые в обществе.

Несмотря на многообразие представлений о мотивационном процессе, практически все исследователи отмечают, что в его основе лежит стремление работника к удовлетворению потребностей.

Интерес – это конкретное выражение осознанных потребностей. Если потребности показывают, что нужно для нормальной жизни человека, то интерес отвечает на вопрос как действовать, чтобы удовлетворить данную потребность. Содержанием интересов могут быть предметы и объекты, овладение которыми позволит удовлетворить те или иные потребности людей. Егоршин А.П. [1] выделяет:

  • непосредственный интерес – интерес к объекту, вызываемый его привлекательностью для личности;
  • опосредованный интерес – интерес к объекту, как к средству достижения поставленных целей.

Стимул – это побуждение к действию или причина поведения человека. Широко бытует мнение, что стимул – это вознаграждение, но это не совсем правильно. Оно происходит от лат. stimulus – букв: остроконечная палка, которой кололи зверей и гладиаторов на арене, заставляя их сражаться, и имеет противоположное значение – принуждение.  Сушкина А., Игнатов Н. [7] выделяют:

  • Материальные стимулы: денежные выплаты, непосредственно зависящие от труда работников; социальные выплаты и льготы, не зависящие от результатов труда; участие в прибылях.
  • Нематериальные стимулы охватывают широкий комплекс мер (улучшение условий труда, введение благоприятного режима работы и отдыха, привлечение работников к принятии решений и др.), определяющих поведенческие установки работников на  добросовестный труд, лояльность по отношению к предприятию.

Источником активности в трудовой деятельности является так же «смысл конкретного труда, который определяется совокупностью обстоятельств, к которым относятся:

  • система ценностей человека, усвоенная в детстве или сложившаяся в предшествующий период жизни и актуальная в данный момент,
  • место в жизни человека труда (как способом быть полезным людям и как социально приемлемого способа существования),
  • сама трудовая деятельность её предметное и функциональное содержание, средства, условия, её продукт» [5, с.88].

Обобщая сказанное, дадим определение мотивации трудовой деятельности:

Мотивация труда – это процесс пробуждения себя и других к деятельности, направленной на достижение определённых результатов [5,с.86]. В зависимости от того, какие цели преследует мотивация можно выделить два вида мотивирования:

  • Внешнее мотивирование представляет собой своего рода процесс административного воздействия или управления: руководитель поручает работу исполнителю, а тот ее выполняет. При таком виде мотивирования работодателю надо знать, какие мотивы могут побуждать конкретного работника выполнить работу качественно и в срок. Это может быть как нормальная оплата работы или премия, так и простая похвала или иной вид морального поощрения.
  • Внутреннее мотивирование является более сложным процессом и предполагает формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае следует найти психологический способ усиления желательных качеств личности работника и ослабления отрицательных факторов, например снижения монотонности труда и др.

Можно сделать вывод, что основными источниками активности деятельности человека являются: мотив, потребность, интерес, стимул.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Теории мотивации

 

Процесс мотивации  раскрывается в теориях, пытающихся объяснить, почему люди готовы осуществлять определенные действия, затрачивая большие или меньшие усилия. Теория мотивации - система научных исследований причин, побуждающих человека к трудовой деятельности. Существуют различные теории мотивации, в своей работе я рассмотрю некоторые из них, условно разделив на три группы:

  • психологические теории мотивации;
  • содержательные теории мотивации;
  • процессуальные теории мотивации.

  Психологические теории мотивации

Основой психологического подхода к мотивации труда  явились разработки психологов, которые специализировались в психологии личности. Одной из главных тем, которой интересуется психология личности, является мотивация. В настоящее время существует множество подходов, школ и теорий мотивации трудовой деятельности, выработанных человечеством за истекший период времени. Накоплен значительный теоретический и практический материал, проведено большое количество исследований.

Существующие теории   мотивации  базируются  на  выявлении факторов, определяющих поведение людей. Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это - поиск ответов на вопросы типа «почему», «зачем», «для какой цели», «ради чего», «какой смысл». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Ковалев В.И [3] отмечает, что в психологической литературе просматриваются два подхода к рассмотрению мотивов:

  1. Рассмотрение мотивов, как изначально присущих человеку, как проявление его биологической сущности. Такой подход характерен для большинства зарубежных теорий мотивации.
  2. Строится на отрицании изначальной заданности мотивов поведения, утверждает общественно-историческую обусловленность их возникновения и развития, при этом мотивация рассматривается как порождение социального. Данный подход, основанный на диалектико-материалистическом понимании личности, характерен для отечественной психологии.

В зарубежной психологии имеется около 50 теорий мотивации. Для них характерно различие философских, методологических позиций авторов, а также большое разнообразие проблем и методик. Можно выделить три основных направления исследования мотивации личности в зарубежной психологии:

  • психоаналитическое - отводил решающую роль в организации поведения бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями – инстинктами;
  • когнитивное - повлекло за собой введение в научный обиход новых мотивационных понятий: социальные потребности, жизненные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний;
  • гуманистическое - наиболее эффективно развивается в области изучения целеполагания и самоактуализации личности.

Большой вклад в разработку теорий мотивации внесли русские, а  позднее советские ученые:

  • А.Ф. Лазурский довольно большое место в своих работах отводит обстоятельному обсуждению вопросов, связанных с желаниями и влечениями, борьбой мотивов и принятием решений, устойчивостью решений (намерений) и способностью к внутренней задержке побудительных импульсов.
  • А.А. Ухтомский определил детерминанты функционирования организма. Это привело к обоснованию известного принципа доминанты.
  • С.Л Рубинштейн сначала упоминал мотивацию в связи с волевыми действиями, позже рассматривал мотивы в связи с конкретными видами деятельности.
  • А.Н. Леонтьев предложил теорию деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, утверждая, что мотивационная сфера человека, как и другие  психологические образования, имеет своим источником практическую деятельность.
  • Д.Н. Узнадзе изложил мотивы в связи с теорией установки.
  • В.Н. Мясищев рассматривает мотивы как отношения личности.
  • А.Г. Ковалев анализирует мотивы в связи с потребностью личности.

Итак, в психологии мотивация  – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

  Содержательные теории мотивации

Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются  определить потребности и факторы, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда.

Теория мотивации  А.Маслоу - теория мотивации, согласно которой люди в своих мотивациях опираются на пять видов потребностей (по возрастанию уровня иерархии):

    1. Физиологические потребности.
    2. Потребность в безопасности.
    3. Потребность в принадлежности к определенной социальной группе.
    4. Потребность в уважении.
    5. Потребность в самовыражении, самореализации, личной власти.

В каждый конкретный момент времени человек будет  стремиться к удовлетворению той  потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

Информация о работе Истоки активности человека в трудовой деятельности