История возникновения менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:27, реферат

Краткое описание

Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии. Это явление представляет собой четкое доказательство существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже до исторические люди часто жили организованными группами.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….2
1. Эволюция менеджмента как научной дисциплины ……………..4
2. Школа научного управления (1885 - 1920 гг.) ………………….6
3. Классическая (административная) школа (1920 - 1950 гг.) ……8
4. Школы человеческих отношений и поведенческих наук ………10
5. Школы 1940 - 1960-х годов ………………………………………12
Заключение…………………………………………………………….16
Список использованной литературы ……………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

история возникновения менеджмента.docx

— 50.91 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………….2

1. Эволюция менеджмента  как научной дисциплины ……………..4

2. Школа научного управления (1885 - 1920 гг.) ………………….6

3. Классическая (административная) школа (1920 - 1950 гг.) ……8

4. Школы человеческих  отношений и поведенческих наук ………10

5. Школы 1940 - 1960-х годов ………………………………………12

Заключение…………………………………………………………….16

Список использованной литературы ……………………………….18 

ВВЕДЕНИЕ

 

Выполнение управленческих функций обязательно, если организация  собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии. Это явление представляет собой четкое доказательство существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже до исторические люди часто жили организованными группами.

Труд управленческий и  труд непосредственно производительный в сферах материального и духовного  производства качественно разнородны. Индивидуальный производительный труд редко оказывается трудом общественно значимым. Он может обрести такую значимость в глазах общества в весьма отдаленное от жизни труженика время. Управленческий труд в общественном объединении труда неизбежно, начиная с какого-то уровня в иерархии социальной организации, оказывается трудом в целом общественного уровня значимости уже в период осуществления человеком управленческой деятельности, поскольку он определяет жизненные обстоятельства для множества людей. Так, все общество оказывается в зависимости от довольно узкого круга управленцев общественного уровня значимости.

Согласно концепции Р. Ходжеттса, управление как вид деятельности сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности:

1. Религиозно-коммерческая. Она произошла в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э. На определенном этапе жрецы отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взимать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело.

2. Светско-административная. Связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который попытался организовать эффективную систему управления своей огромной империей. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента. 
Хаммурапи, по мнению Ходжеттса, был первым, кто стал целенаправленно работать над созданием своего образа «заботливого покровителя народа».

3. Производственно-строительная. Связана с правлением в Вавилоне царя Навуходоносора XI (605-562 гг. до н.э.), который значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных фабриках и 
зернохранилищах.

Однако первое проявление настоящего интереса к управлению как  к самостоятельному виду профессиональной деятельности относится только к  началу двадцатого века.

В данной работе сделана  попытка раскрыть период зарождения и этапы развития менеджмента  как научной дисциплины.

Целью контрольной работы является изучение основных подходов к управлению, определившие эволюцию управленческой мысли в 20-м веке.

В процессе изучения ставятся следующие задачи:

Определить достижения школы  научного управления;

Рассмотреть основные принципы, сформулированные Тейлором и его  школой;

Привести основные положения  концепции административной школы  и ее вклад в развитие управленческой мысли;

Сформулировать концепцию  управления школы человеческих отношений.

 

1. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА  КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Первое проявление настоящего интереса к управлению как к самостоятельному виду профессиональной деятельности следует  отнести к началу двадцатого века.

Изменение отношения к  управлению организацией не было неожиданным. Понимание проблемы необходимости  рационального управления для более  эффективного достижения целей организации  начало развиваться с середины XIX века.

Первой объективной предпосылкой, которая стимулировала интерес  к управлению, стала промышленная революция в Англии.

Однако идея того, что  само управление может реально внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые была воспринята в Америке. Этому способствовали объективные факторы, определяемые конкретными условиями развития бизнеса, которые сложились в начале XX века в США. В том числе были созданы благоприятные условия для проявления личной компетентности, когда человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением и национальностью. Этому способствовало создание там самого большого рынка рабочей силы, который состоял в основном из трудолюбивых и энергичных людей. Миллионы европейцев, стремящихся улучшить свою судьбу, иммигрировали в Америку. Эти люди были готовы и способны выполнять различные роли в бизнесе, включая управление с учетом открывшихся возможностях получения необходимого образования. Сложившаяся рыночная ситуация стала второй объективной предпосылкой стимулирования развития управления.[2, с. 52]

Третья предпосылка связана  с возникновением трансконтинентальных компаний. Их создание было завершено  в конце XIX — начале XX века и превратило Америку в самый крупный единый (континентальный) рынок мира. В Америке  в то время не существовало государственного регулирования в бизнесе, что позволяло предпринимателям, добившимся успеха в развитии своего бизнеса, становиться монополистами. Эти и другие факторы сделали возможным формирование крупных отраслей и конкретных предприятий, масштабы и сложность которых требовали формализованных способов управления.

Появление и оформление управления как области научных исследований было, во-первых, ответом на потребности  большого бизнеса в профессиональном управлении. Во-вторых, этому способствовала открывшаяся возможность воспользоваться  преимуществами техники, созданной  в период промышленной революции. И, в-третьих, явилось достижением небольшой  группы инициативных и любознательных людей, проявивших горячее желание  искать лучшие и эффективные приемы и способы выполнения работы.

Успехи в развитии науки  управления были взаимосвязаны с  достижениями в других областях знаний, в том числе с развитием  техники и исследованиями человека и человеческих отношений (математика, инженерные науки, психология, социология и др.). В силу этого менеджмент как управление организацией приобрел междисциплинарный характер. По мере того, как развивались эти области  знаний, теоретики и практики управления получали все больше информации о  факторах, влияющих на успех организации. Междисциплинарную науку управления организацией стали называть управленческой мыслью. Полученные новые знания помогали специалистам осознать причины, почему более ранние теории в определенных условиях не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к  решению управленческих проблем.

В то же время в мире происходили  великие перемены, связанные с  научно-техническим прогрессом, с  изменением в отношениях общества и  правительств к бизнесу. Эти и  другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже понимать наличие не только внутренних, но и  внешних по отношению к организации  факторов, влияющих на достижение успеха в бизнесе. Были разработаны новые подходы к управлению, которые фактически отражали эволюцию менеджмента как науки.

С учетом этой эволюции известны четыре подхода к управлению:

Подход к управлению с  позиций выделения различных 
школ, базирующихся на соответствующих концепциях.


Процессный подход.

Системный подход.

Ситуационный подход. [2, с. 54]

Основные этапы эволюция управленческой мысли могут быть представлены табл. 1.

 

Таблица 1

Эволюция управленческой мысли

Подходы, школы

Годы 

Подход с позиций школ управления

 

Подход научного управления

1885-1920

Подход административного  управления

1920 - 1950

Подход с позиций человеческих отношений

1930 - 1950

Подход с позиций науки  о поведении

1950 - по настоящее время 

Подход с позиций количественных методов

1950 - по настоящее время

Подход к управлению как  к процессу

1920 - по настоящее время

Системный подход

конец время 1950-х — по настоящее

Ситуационный подход

конец время 1960-х — по настоящее


 

2. ШКОЛА НАУЧНОГО  УПРАВЛЕНИЯ (1885 - 1920 гг.)

 

Научное управление связано  с работами Фредерика У. Тейлора, Франка и Лилии Гилберт и Генри  Гантта. Школа научного управления получила развитие в США в начале XX века.

Первым этапом становления  методологии научного управления был  анализ содержания работы и определение  ее основных компонентов. Были выдвинуты  аргументы в защиту отделения  управленческих функций, названных  функциями обдумывания (анализа) и  планирования, от непосредственного  выполнения работы. В результате Ф.Тейлором был сформулирован важный вывод, ставший началом формирования концепции научного управления:

Работа по управлению —  это определенная специальность, и  организация в целом выиграет, если каждая группа (администрация  и рабочие) будет сосредоточена  на том, что она делает лучше всего.

Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали важность отбора и необходимость  обеспечения обучения людей, которые  физически и интеллектуально  соответствовали бы выполняемой  ими работе. Сущность достижений школы  научного управления (известных также  как система Тейлора) заключалась  в рациональной организации труда, разработке формальной структуры организации  и определении мер по сотрудничеству между управляющим и рабочими.

Основные принципы Тейлора и его школы могут быть сформулированы в следующем виде:

Создание научного подхода (методики) к организации выполнения конкретной работы. Этот подход включал  разделение работы на отдельные элементы и определение научно обоснованного  способа ее выполнения на базе научного исследования каждого элемента, заменяющего  собой старые традиционные и практически  сложившиеся методы работы.

Отбор рабочих для выполнения конкретной работы на основе научных  критериев, их тренировка и обучение новым способам ее выполнения.

Сотрудничество между  администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы организации  труда.

Равномерное распределение  труда и ответственности между  администрацией и рабочими. [2, с. 55]

Важным вкладом этой школы  было систематическое использование  стимулирования, чтобы заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Ключевым элементом  в данном подходе было то, что  люди, которые производят больше, должны получать более высокое вознаграждение.

Концепция научного управления стала начальным этапом становления  и признания менеджмента как науки и самостоятельной области исследования. Начало развитию школы научного управления положила книга Тейлора «Принципы научного управления».

 

3. КЛАССИЧЕСКАЯ (АДМИНИСТРАТИВНАЯ) ШКОЛА (1920 -1950 гг.)

 

Концепция административного  управления была направлена на разработку общих проблем и принципов  управления организацией в целом.

Целью классической школы  было создание универсальных принципов  управления. Исходная идея концепции  административной школы сводилась  к тому, что существуют определенные Универсальные принципы управления, следование которым приведет организацию  к успеху.

Авторами и видными  последователями этой концепции  и школы в целом были: Анри Файоль, Линдал Ф. Урвик, Джеймс Муни, Макс Вебер и Ральф С. Дэвис. А. Файоль руководил большой французской компанией по добыче угля, впоследствии организовал Французский центр административных исследований. Л.Ф.Урвик основал одну из крупнейших консультационных фирм в Англии, в разные годы был директором Международного института по управлению в Женеве и вице-президентом Британского института управления. Дж.Муни работал под руководством Альфреда П. Слоуна в «Дженерал Моторс». Макс Вебер (немецкий социолог), сформулировал принципы рациональной бюрократии. Р.С.Дэвис был президентом Американской академии управления, занимал многие руководящие посты в Американском обществе совершенствования управления. Основными направлениями при формировании новой концепции стали: разработка рациональной системы управления организацией; построение структуры организации и управления ее работниками.

Информация о работе История возникновения менеджмента