Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:27, реферат
Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии. Это явление представляет собой четкое доказательство существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже до исторические люди часто жили организованными группами.
Введение ……………………………………………………………….2
1. Эволюция менеджмента как научной дисциплины ……………..4
2. Школа научного управления (1885 - 1920 гг.) ………………….6
3. Классическая (административная) школа (1920 - 1950 гг.) ……8
4. Школы человеческих отношений и поведенческих наук ………10
5. Школы 1940 - 1960-х годов ………………………………………12
Заключение…………………………………………………………….16
Список использованной литературы ……………………………….18
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………….2
1. Эволюция менеджмента как научной дисциплины ……………..4
2. Школа научного управления (1885 - 1920 гг.) ………………….6
3. Классическая (административная) школа (1920 - 1950 гг.) ……8
4. Школы человеческих отношений и поведенческих наук ………10
5. Школы 1940 - 1960-х годов ………………………………………12
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы
……………………………….18
ВВЕДЕНИЕ
Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии. Это явление представляет собой четкое доказательство существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже до исторические люди часто жили организованными группами.
Труд управленческий и
труд непосредственно
Согласно концепции Р. Ходжеттса, управление как вид деятельности сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности:
1. Религиозно-коммерческая. Она произошла в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э. На определенном этапе жрецы отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взимать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело.
2. Светско-административная.
Связана с деятельностью вавилонского
правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.),
который попытался организовать эффективную
систему управления своей огромной империей.
Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий
285 законов управления государством, является
определенным этапом в развитии менеджмента.
Хаммурапи, по мнению Ходжеттса, был первым,
кто стал целенаправленно работать над
созданием своего образа «заботливого
покровителя народа».
3. Производственно-строительная.
Связана с правлением в Вавилоне царя
Навуходоносора XI (605-562 гг. до н.э.), который
значительно усовершенствовал организацию
труда на текстильных фабриках и
зернохранилищах.
Однако первое проявление настоящего интереса к управлению как к самостоятельному виду профессиональной деятельности относится только к началу двадцатого века.
В данной работе сделана попытка раскрыть период зарождения и этапы развития менеджмента как научной дисциплины.
Целью контрольной работы является изучение основных подходов к управлению, определившие эволюцию управленческой мысли в 20-м веке.
В процессе изучения ставятся следующие задачи:
Определить достижения школы научного управления;
Рассмотреть основные принципы, сформулированные Тейлором и его школой;
Привести основные положения концепции административной школы и ее вклад в развитие управленческой мысли;
Сформулировать концепцию управления школы человеческих отношений.
1. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Первое проявление настоящего интереса к управлению как к самостоятельному виду профессиональной деятельности следует отнести к началу двадцатого века.
Изменение отношения к управлению организацией не было неожиданным. Понимание проблемы необходимости рационального управления для более эффективного достижения целей организации начало развиваться с середины XIX века.
Первой объективной
Однако идея того, что само управление может реально внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые была воспринята в Америке. Этому способствовали объективные факторы, определяемые конкретными условиями развития бизнеса, которые сложились в начале XX века в США. В том числе были созданы благоприятные условия для проявления личной компетентности, когда человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением и национальностью. Этому способствовало создание там самого большого рынка рабочей силы, который состоял в основном из трудолюбивых и энергичных людей. Миллионы европейцев, стремящихся улучшить свою судьбу, иммигрировали в Америку. Эти люди были готовы и способны выполнять различные роли в бизнесе, включая управление с учетом открывшихся возможностях получения необходимого образования. Сложившаяся рыночная ситуация стала второй объективной предпосылкой стимулирования развития управления.[2, с. 52]
Третья предпосылка связана с возникновением трансконтинентальных компаний. Их создание было завершено в конце XIX — начале XX века и превратило Америку в самый крупный единый (континентальный) рынок мира. В Америке в то время не существовало государственного регулирования в бизнесе, что позволяло предпринимателям, добившимся успеха в развитии своего бизнеса, становиться монополистами. Эти и другие факторы сделали возможным формирование крупных отраслей и конкретных предприятий, масштабы и сложность которых требовали формализованных способов управления.
Появление и оформление управления
как области научных
Успехи в развитии науки
управления были взаимосвязаны с
достижениями в других областях знаний,
в том числе с развитием
техники и исследованиями человека
и человеческих отношений (математика,
инженерные науки, психология, социология
и др.). В силу этого менеджмент
как управление организацией приобрел
междисциплинарный характер. По мере
того, как развивались эти области
знаний, теоретики и практики управления
получали все больше информации о
факторах, влияющих на успех организации.
Междисциплинарную науку
В то же время в мире происходили
великие перемены, связанные с
научно-техническим прогрессом, с
изменением в отношениях общества и
правительств к бизнесу. Эти и
другие факторы заставили
С учетом этой эволюции известны четыре подхода к управлению:
Подход к управлению с
позиций выделения различных
школ, базирующихся на соответствующих
концепциях.
Процессный подход.
Системный подход.
Ситуационный подход. [2, с. 54]
Основные этапы эволюция управленческой мысли могут быть представлены табл. 1.
Таблица 1
Эволюция управленческой мысли
Подходы, школы |
Годы |
Подход с позиций школ управления |
|
Подход научного управления |
1885-1920 |
Подход административного управления |
1920 - 1950 |
Подход с позиций человеческих отношений |
1930 - 1950 |
Подход с позиций науки о поведении |
1950 - по настоящее время |
Подход с позиций |
1950 - по настоящее время |
Подход к управлению как к процессу |
1920 - по настоящее время |
Системный подход |
конец время 1950-х — по настоящее |
Ситуационный подход |
конец время 1960-х — по настоящее |
2. ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ (1885 - 1920 гг.)
Научное управление связано с работами Фредерика У. Тейлора, Франка и Лилии Гилберт и Генри Гантта. Школа научного управления получила развитие в США в начале XX века.
Первым этапом становления методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Были выдвинуты аргументы в защиту отделения управленческих функций, названных функциями обдумывания (анализа) и планирования, от непосредственного выполнения работы. В результате Ф.Тейлором был сформулирован важный вывод, ставший началом формирования концепции научного управления:
Работа по управлению — это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа (администрация и рабочие) будет сосредоточена на том, что она делает лучше всего.
Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали важность отбора и необходимость обеспечения обучения людей, которые физически и интеллектуально соответствовали бы выполняемой ими работе. Сущность достижений школы научного управления (известных также как система Тейлора) заключалась в рациональной организации труда, разработке формальной структуры организации и определении мер по сотрудничеству между управляющим и рабочими.
Основные принципы Тейлора и его школы могут быть сформулированы в следующем виде:
Создание научного подхода (методики) к организации выполнения конкретной работы. Этот подход включал разделение работы на отдельные элементы и определение научно обоснованного способа ее выполнения на базе научного исследования каждого элемента, заменяющего собой старые традиционные и практически сложившиеся методы работы.
Отбор рабочих для выполнения конкретной работы на основе научных критериев, их тренировка и обучение новым способам ее выполнения.
Сотрудничество между
администрацией и рабочими в деле
практического внедрения научно
разработанной системы
Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими. [2, с. 55]
Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования, чтобы заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производят больше, должны получать более высокое вознаграждение.
Концепция научного управления стала начальным этапом становления и признания менеджмента как науки и самостоятельной области исследования. Начало развитию школы научного управления положила книга Тейлора «Принципы научного управления».
3. КЛАССИЧЕСКАЯ (АДМИНИСТРАТИВНАЯ) ШКОЛА (1920 -1950 гг.)
Концепция административного управления была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Исходная идея концепции административной школы сводилась к тому, что существуют определенные Универсальные принципы управления, следование которым приведет организацию к успеху.
Авторами и видными последователями этой концепции и школы в целом были: Анри Файоль, Линдал Ф. Урвик, Джеймс Муни, Макс Вебер и Ральф С. Дэвис. А. Файоль руководил большой французской компанией по добыче угля, впоследствии организовал Французский центр административных исследований. Л.Ф.Урвик основал одну из крупнейших консультационных фирм в Англии, в разные годы был директором Международного института по управлению в Женеве и вице-президентом Британского института управления. Дж.Муни работал под руководством Альфреда П. Слоуна в «Дженерал Моторс». Макс Вебер (немецкий социолог), сформулировал принципы рациональной бюрократии. Р.С.Дэвис был президентом Американской академии управления, занимал многие руководящие посты в Американском обществе совершенствования управления. Основными направлениями при формировании новой концепции стали: разработка рациональной системы управления организацией; построение структуры организации и управления ее работниками.