Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:27, реферат
Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии. Это явление представляет собой четкое доказательство существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже до исторические люди часто жили организованными группами.
Введение ……………………………………………………………….2
1. Эволюция менеджмента как научной дисциплины ……………..4
2. Школа научного управления (1885 - 1920 гг.) ………………….6
3. Классическая (административная) школа (1920 - 1950 гг.) ……8
4. Школы человеческих отношений и поведенческих наук ………10
5. Школы 1940 - 1960-х годов ………………………………………12
Заключение…………………………………………………………….16
Список использованной литературы ……………………………….18
Главный вклад административной школы в теорию управления состоит в том, что ее концепция определяла управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, включая: планирование, организацию, контроль. [2, с. 56]
Управлять (по Файолю) — значит предвидеть, организовать, а также сопрягаться, согласовывать, контролировать (1923 г.).
Таблица 2
Принципы управления Файоля
Принципы |
Содержание принципов |
1 |
2 |
1. Разделение труда |
Реализация этого принципа позволяет
уменьшить |
2. Власть и ответственность |
Они взаимосвязаны: власть — это
право отдавать приказы и сила,
требующая повиновения. Она бывает
официальной (должностной) или же личной
(идущей от индивидуальных качеств). Но
нет власти без ответственности.
Ответственность требует |
3. Дисциплина |
Дисциплина предполагает повиновение.
Стремление руководства организации
к повышению благосостояния работников
не исключает возможность |
4. Единство распоряжения (единоначалие) |
При любом роде деятельности работник должен получать приказы только от одного вышестоящего лица. |
5. Единство дирекции |
Сущность этого принципа заключается в том, что в организации должен быть единый глава и единый план работ. |
6. Подчиненность личных |
Интересы одного человека или группы работников не должны быть выше интересов всей организации. |
7. Вознаграждение персонала |
Вознаграждение персонала — это цена оказываемых им услуг. Она должна быть справедливой и приносить удовлетворение как работнику, так и нанимателю. |
8. Централизация |
В любом организме должен быть мозг
(управленческий центр). Проблема централизации
или децентрализации |
9. Скалярная цепь |
Скалярная цепь — это цепь подчинения, начиная от верхних эшелонов иерархии и кончая низшими ее звеньями. Власть прокладывает себе путь через каждое звено этой цепи |
10.Порядок |
Данный принцип |
11. Справедливость |
Руководитель организации |
12. Стабильность пребывания |
Этот принцип означает, что работнику требуется определенное время для овладения приемами работы на должном (необходимом) профессиональном уровне, |
13. Инициатива |
Означает разработку плана и
обеспечение его успешной реализации.
При этом инициатива всегда должна
быть вознаграждена при |
14. Корпоративный дух |
Этот принцип означает, что гармония
между членами персонала |
А. Файолю принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления производством, которые не потеряли своей актуальности и в современном менеджменте. В силу этого школу административного управления называют также классической школой. Содержание основных принципов управления, сформулированных А. Файолем, приведено в табл. 2.
В рамках концепции административной
школы в 20-е годы сформулировано
понятие организационной
4. ШКОЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК
Концепция психологии и человеческих отношений (1930-1950 гг.). Хотя авторы научного управления и классической школы признавали значение человеческого фактора, их дискуссии и учет этого фактора ограничивались справедливой оплатой, экономическим стимулированием и установлением формальных функциональных отношений.
Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность осознать человеческий фактор как основной элемент организации. Так как это движение и концепция явились реакцией на недостатки классической (административной) школы управления, школа человеческих отношений получила название неоклассической. Самыми крупными авторитетами этой концепции являются Мэри Паркер Фоллетт и Элтон Мейо. Последователями этой школы были также: А. Маслоу, и другие.
Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений впервые определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц» (Фоллетт).
Исследования, проведенные психологом А. Маслоу, показали, что мотивами поведения и поступков людей являются не экономические факторы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением зарплаты, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, наличия удовлетворенности работниками своим трудом и отношениями в коллективе.
Школа поведенческих наук и теория человеческих ресурсов. Школа поведенческих наук возникла в 30-е годы прошлого столетия. Активизация же деятельности школы приходится на 1950-1960-е гг. Свое название школа получила от широко известных психологических терминов «бихейвио», «бихейвиоризм» (поведение, наука о поведении). Исходная предпосылка бихейвиоризма заключается в том, что необходимо изучать не сознание, а поведение человека, которое представляет собой реакцию на стимул.
В управлении такой подход
был перенесен на работающего
человека и конкретно на отношения
между менеджерами и
Школу поведенческих наук можно представить как развитие и углубление концепции человеческих отношений, но при этом в рамках новой школы возникли и иные концепции, существенно отличные от школы человеческих отношений.
Начало новой концепции в науке управления положил У. Барнард, опубликовавший в 1938 году работу «Функции администратора». Среди более поздних последователей этой концепции следует отметить: Р. Лайкерта, Ф. Герцберга, А. Маслоу, Д. Мак-Грегори. Эти и другие исследователи занимались вопросами социального взаимодействия на предприятии, мотивации потребностей, характера менеджмента, форм общения в коллективе, лидерства в организационной структуре. Основной целью этой школы был поиск путей повышения эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Поэтому новая концепция получила название теории человеческих ресурсов. Новый подход был направлен на разработку таких приемов менеджмента, которые способствовали бы осознанию человеком его возможностей на основе применения основных концепций поведенческих наук к управлению организацией.
В рамках этой теории был разработан ряд концепций и положений об индивиде и «кооперации», формальной и неформальной системах, мотивации и потребностях, лидерстве в организации. [2, с. 59]
Заслугой школы является изучение проблемы мотивов и потребностей, а также возможностей их эффективного использования в менеджменте. Мотивация работника имеет три уровня: потребности, цели, вознаграждения. Для эффективного использования сотрудника следует учитывать еще два фактора: факторы усилий и способностей человека.
Вывод этой школы, что работа
человека будет в том случае успешной,
если положительная мотивация
5. ШКОЛЫ 1940 - 1960-х ГОДОВ
1940-1960 гг. характеризуются
развитием менеджмента в
Эмпирическая (прагматическая) школа управления. Основатели школы: Э. Петерсен, Г. Саймон, Р. Дэвис и др. В развитии школы принимали участие представители крупного бизнеса. Специалисты этой школы не отрицали значения теоретических принципов и использования достижений конкретных наук, но считали более важным анализ непосредственного опыта управления. Основной вклад школы в развитие управленческой мысли может быть определен следующим образом:
1. Развитие внутрифирменного
менеджмента, в том числе
2. Исследование и внедрение
в практику управления новых,
эффективных приемов обучения менеджеров
(пример: слоуновская школа менеджеров).
3. Идеологи школы предприняли
попытку разработать ряд
проблем, которые стали особенно актуальными
в 70—80-е годы
(вопросы централизации и децентрализации
управления, введение целевого управления,
классификация функций управления, организация
труда руководителей и т.д.).
4. Профессионализация
Теории технократического менеджмента. В 1950—1960-е гг. наиболее известными были концепции (школы): теория элит, теория технократии и теория индустриального общества.
1. Теория элит. В основе этой концепции лежит деление общества на всемогущую элиту и подчиненную ей толпу, в управлении такому подходу соответствует выделение квалифицированных руководителей и неквалифицированных масс.
2. Теория технократии. Суть концепции: грядущая эпоха будет эпохой государства инженерной и технической интеллигенции. Менеджмент будущего станет менеджментом технократии (представителей науки и техники).
3. Теория индустриального
общества. Положения теории
включают два ключевых момента: противоречия
в обществе объясняются различной степенью
образованности людей, и ведущая роль
в управлении отводится технократическому
менеджменту. Фактор образованности является
базисным в экономической жизни общества.
При разрешении проблемы эффективного
управления предпочтение отдано групповому
решению. [2, с. 60]
Теории технократического управления внесли новые элементы в управленческую мысль своей направленностью на повышение качественного (образовательного) уровня общества и менеджмента.
Школа науки управления. Получила развитие в 50-х годах как результат использования достижений прикладной математики и инженерных наук в развитии управленческой мысли. Следует обратить внимание на различие переводов двух понятий scientific management (научное управление), которое в американской литературе прямо связано со школой Тейлора и его последователями, и management science (наука управления), которая связана с применением количественных методов в управлении.
Количественные методы под общим названием «исследование операций» были разработаны для решения прикладных задач во время второй мировой войны (эффективное использование средств противовоздушной обороны, война подводных лодок при сопровождении конвоев, минирование японских портов и др.).
Исследование операций по своей сути представляло использование методов научного исследования для решения проблем управления, в основу которых были положены модели ситуаций. Применение моделей позволило упростить сложные проблемы для их более глубокого изучения и понимания.
Ключевой характеристикой
школы науки управления является
использование математических моделей
для количественной оценки и анализа
исследуемых процессов и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как наука менеджмент появилась 100 лет назад, а в начале ХХ века Ф.Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления. Существовали такие школы менеджмента как:
1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гантт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда;
2) административная (поведенческая) школа - 1920-50 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют “универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации;
3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Маслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками;
4) поведенческая школа (1950-настоящее время), представители - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк - “эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии;
5) количественная школа (1950-настоящее время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.
В науке современного менеджмента выделяются следующие черты:
1) системный подход к управлению;
2) ситуационный принцип управления;