Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 15:56, курсовая работа
Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
Введение 2
1. Этапы развития менеджмента. 5
1.1.Эволюция управленческой мысли. 5
1.2. Этапы развития менеджмента в мире. 8
2. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления 14
2.1. Школа научного управления 14
2.2. Классическая (административная) школа в управлении 16
2.3 Школа психологии и человеческих отношений 17
2.4. Школа науки управления (количественная школа) 19
3. Зарубежные модели менеджмента 22
3.1. Особенности американской модели 22
3.2. Характеристика японской модели 23
3.3 Западноевропейская модель менеджмента 25
Заключение 28
Список литературы 29
Седьмой этап относится
к 80-м гг., которые ознаменовались
появлением новых подвидов в управлений,
неожиданным для многих открытием
"организационной структуры" как
мощного механизма управления, особенно
успешно использованного
Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:
По мнению М.Мескона и других, за всю историю эволюции систем управления человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей.
Иерархия – это организация, где основное средство воздействия отношения власть – подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации, групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
Таблица 1
Школы управления
I. Школа научного управления. |
1. Использование научного
анализа для определения 2. Отбор работников, лучше всего
подходящих для выполнения 3. Обеспечение работников 4. Систематическое и правильное
использование материального 5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы. |
II. Классическая школа управления. |
1. Развитие принципов управления. 2. Описание функций управления. 3. Систематизированный
подход к управлению всей |
III. Школа человеческих
отношений и школа |
1. Применение приемов
управления межличностными 2. Применение наук
о человеческом поведении к
управлению и формированию |
IV. Школа науки управления. |
1. Углубление понимания
сложных управленческих 2. Развитие количественных
методов в помощь |
Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны методы и принципы их формирования (см. табл.1).[8, C. 32]
В число основных направлений развития научных школ управления можно отнести такие подходы:
Адекватно соответствующим этапам происходит процесс формирования научных школ, но менялась организация управления от простых методов управления к сложным (см. табл. 2).
Таблица 2
Различия старой и современной организаций
Старая организация |
Современная организация |
Малое количество крупных организаций, отсутствие гигант-ских организаций. |
Большое количество чрезвы-чайно мощных, крупных органи-заций, как коммерческих, так и некоммерческих. |
Относительно небольшое количество руководителей высшего звена, практическое отсутствие руководителей среднего звена. |
Большое количество руково-дителей высшего звена, небольшое количество руководителей сред-него звена. |
Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности. |
Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности. |
Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву рождения или путем захвата силой. |
Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка. |
Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения. |
Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения. |
Упор на приказ и интуицию. |
Упор на коллективную работу и рациональность. |
Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф.У.Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.
Этот метод исследования
впервые был применен к отдельно
взятому предприятию американск
Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л.Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.
Метод исследования Тейлора
заключался в расчленении процесса
физического труда и его
Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.
Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место.
Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению – это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.
Философскую основу системы Тейлора составила концепция так называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей системы оплаты труда можно добиться максимальной производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора заключался в провозглашении единства экономических интересов рабочих и менеджеров. Цели не были достигнуты.
Идеи Ф.Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.
Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.[1, C. 416]
Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г.Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности.
Генри Форд продолжил
идеи Тейлора в области организации
производства. В системе Тейлора
центральное место занимал
Классическая или
В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.
Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.
Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Линдал Урвик, Л.Гьюлик, М. Вебер, Д.Муни, Алфред П.Слоун, Г.Черч.
На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:
Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации.
В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.
Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой. [10, C.5]
Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом.
В 20–30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американский ученых Э.Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.
Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т.е. теории человеческого поведения.
Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо.
Представители школы «человеческих отношений» рекомендовали уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав «привязанности людей». Это – не простая задача, а «социальное искусство».
К недостаткам школы психологии и человеческих отношений можно отнести игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов.[10, C. 6]
Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.
Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А.Маслоу, Ф.Герцбергера, Д.Макклеланда, К.Альдерфера.