История становления и развития финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:36, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый менеджмент как отдельная наука возник на границе XIX и XX ст. по мере формирования и развития денежных и товарных рынков и с появлением насущной необходимости в более детальном обосновании финансовых операций экономическими расчетами. Качественное изменение предмету исследования и подходов к реализации финансового менеджмента в мировом масштабе не могла не повлиять на процесс его формирования в странах СНГ. При этом объективная необходимость применения методов и принципов финансового менеджмента в отечественной хозяйственной практике глубоко связана с ходом развития рыночной экономики и расширением самостоятельности субъектов хозяйствования на микроуровне.

Содержание

Введение
1.История становления и развития финансового менеджмента
1.1.Этапы становления и развития финансового менеджмента
1.2.Понятие и сущность финансового менеджмента
1.3.Принципы, цели и задачи финансового менеджмента
2.
3.Три направления эволюции финансового менеджмента
3.1Концептуальные основы финансового менеджмента
3.2.Первое направление эволюции финансового менеджмента
3.3.Второе направление эволюции финансового менеджмента
3.4.Третье направление эволюции финансового менеджмента
3.5.Особенности современного финансового менеджмента в России
3.6.Пути совершенствования финансового менеджмента
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по менеджмта.docx

— 87.58 Кб (Скачать файл)

Все более популярным в  деловой среде становится управление компанией, ставящее во главу угла управление стоимостью. Управление стоимостью - это  интегрирующий процесс, направленный на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации общих усилий на ключевых факторах стоимости.

«Первой концепцией, пригодной  для практического использования, является концепция управления стоимостью, основанная на economic value added (EVA) - экономической  добавленной стоимости, которая  в 1982 г. зарегистрирована в качестве торговой марки Д. Штерном и Д. Стюартом. Основная идея данной концепции  заключается в том, что для  создания стоимости рентабельность используемого капитала компании должна превышать ее затраты на привлечение  капитала (затраты на капитал). Если этого не происходит, то стоимость  компании уменьшается.[26]»

С начала бума на финансовом рынке в 80-х годах 20 века и до настоящего времени делаются попытки распространить показатели оценки рыночной стоимости  с уровня компании на уровень бизнес-единиц и ниже. Впервые в мировой практике эту задачу удалось успешно решить посредством показателя EVA, получившего  наибольшее распространение в деловых  кругах благодаря наиболее точным оценкам  того, находится ли норма рентабельности компании ниже, на уровне или выше средней  по рынку. Так EVA вытеснила EPS (чистая прибыль  на акцию) - показатель, применявшийся  на практике несколько десятилетий.

Однако, несмотря на достоинства EVA, эта концепция оказалась мало пригодной в условиях повышения  роли нематериальных активов в оценке бизнеса. Эта проблема отчасти решена в модели Ольсона.

«Модель Ольсона (Edwards-Bell-Ohlson valuation model, модель ЕВО), разработанная  в 1995 г., является одной из наиболее перспективных современных разработок в теории оценки стоимости компании. Она позволяет использовать преимущества доходного и имущественного подходов, в какой-то степени минимизируя  их недостатки. Согласно этой модели стоимость  компании выражается через текущую  стоимость ее чистых активов и  дисконтированный поток сверх доходов - отклонений прибыли от «нормальной», т.е. средней по отрасли величины»

«Подход, применяемый в  модели Ольсона, тесно переплетается  с концепцией экономической добавленной  стоимости - EVA. Обе эти концепции  основываются на представлении об остаточной прибыли (residual income).Отличие EVA от ЕВО  в том, что EVA охватывает весь вложенный  в компанию капитал (акционерный  и заемный), а ЕВО - только собственный (акционерный)».

Однако модель Ольсона  имеет ряд преимуществ по сравнению  с традиционными методами оценки стоимости компании. В частности  в ней находит отражение процесс  создания богатства акционеров, а  не его распределения, что выгодно  отличает данную модель от метода дисконтирования дивидендов. Более четверти американских компаний, чьи акции котируются на открытом рынке, вообще не выплачивают дивиденды, и, тем не менее, стоимость их акций не падает до нуля.

 

 

3.4.Третье направление эволюции финансового менеджмента

 

Третье направление эволюции финансового менеджмента, связанное  с познанием рисков и способов их измерения, пролегало через рынок  ценных бумаг. Неопределенность получения  дохода или опасность, возможность  получения убытка или ущерба есть суть риск.

«Модель САРМ, разработанная  в 60-х годах 20 века Американским ученым Уильямом Ф. Шарпом, лауреатом Нобелевской  премии по экономике. Модель Шарпа в  ряде интерпретаций успешно применяется  и сегодня на практике, к примеру в исчислении ставки дисконтирования кумулятивным методом.»

Значительно большее применение на практике нашла другая известная  концепция, получившая название модель опциона Блека-Шолса.

В 1973 г. Ф. Блек и М. Шолс разработали модель определения равновесной стоимости опциона.

Идея модели состоит в  том, чтобы определить полностью  хеджированную позицию, исключающую  риск при покупке опциона на акции  с помощью замещения опциона  займом, или осуществление покупки  акции за счет кредита.

С помощью модели можно  найти: текущую цену акции; срок окончания  опциона; цену использования опциона; краткосрочную ставку процента.

При этом следует иметь  в виду: единственная неизвестная  в модели - это стандартное отклонение, которое определяется за прошлые  периоды по данным колебания прибыли  на акцию. Полученное значение стандартного отклонения принимается на будущее. Но в этом и заключается основная слабость модели. Именно новые риски, проявившиеся в Юго-Восточной Азии в 1997 г., уловить модель не смогла.

«Преимущество модели Блека-Шолса  заключается в том, что она  учитывает агентские издержки, сопутствующие  решениям менеджеров и не способствующие росту богатства акционеров. Мотивы этих издержек: менеджеры злоупотребляют привилегиями; результатом их решений  может стать перемещение части  богатства от акционеров к держателям облигаций или наоборот.[30]»

Более привлекательна для  этих целей арбитражная модель, предложенная американским ученым С. Россом в 1976 г.

Американский экономист  С. Майерс приводит в качестве примера  набор следующих факторов: уровень  промышленного развития, темп инфляции, разница между ставками краткосрочных  и долгосрочных кредитов, разница  в доходности низкорисковых и  высокорисковых корпоративных облигаций. Но это лишь в качестве первых результатов  практического использования арбитражной  теории.

 

 

3.5. Особенности современного финансового менеджмента в России

В нашей стране отсутствуют  общие для всех предприятий способы  оценки их финансового состояния. Пороговые  значения показателей, по которым проводится оценка финансового состояния предприятий, их ликвидности, рентабельности активов, были почерпнуты из западной практики и не являются адекватными российским условиям. Более того, из-за разного  уровня развития отдельных предприятий  в отрасли, а также целых отраслей результаты анализа, проведенного с  использованием западных методик, не отражают истинного финансового состояния  предприятий. Это происходит от того, что одни и те же значения показателей  могут означать устойчивое финансовое состояние для одних компаний и кризисное для других. Некоторые банки, выдают кредиты только тем предприятиям, управление финансами в которых производится по западным моделям, однако не всегда можно обеспечить реализацию стратегических задач компании, руководствуясь иностранным опытом.

В России отсутствуют какие-либо традиции управления финансами, поскольку  финансовый менеджмент формировался стихийно, спорадически, и методы управления финансами, применяемые в России, очень различны. Так, специалисты  по управлению финансами одних компаний создали отечественную школу  финансового менеджмента и разработали  свои подходы к управлению финансами, другие эксперты адаптировали американские модели управления финансами, третьи —  европейские. Недостаточное развитие законодательной и юридической базы в России также сказывается на особенностях финансового менеджмента в российских компаниях. В современных условиях руководство компаний на первый план часто ставит налоговый менеджмент и оптимизацию налогообложения, а не увеличение стоимости компании и прибыльности. Учитывая это, можно сделать следующий вывод: финансовый менеджмент в России вынужден решать проблему минимизации налогового бремени для предприятия, с одной стороны, а также увеличения рыночной стоимости компании и максимизацией финансового результата – с другой.

На развитие российского  финансового менеджмента в современных  условиях влияет отсутствие необходимого количества квалифицированных менеджеров и специалистов в управлении финансами  компаний. Профессиональный уровень  последних крайне низок, несмотря на то, что во многих российских вузах  можно получить специальность, связанную  с управлением финансами. Процесс  между народного признания квалификации специалистов, получивших образование  в России, связан с серьезными трудностями.

К причинам безуспешного применения западных методов управления финансами  на российских предприятиях могут быть отнесены низкая финансовая дисциплина, отсутствие ведения учета, не соответствующие действительности данные, зафиксированные в финансовой отчетности. Финансовая отчетность, на основе которой проводится оценка финансового состояния предприятий, часто не отражает реального положения вещей. Неясный финансовый механизм управления разными видами ресурсов на предприятии и политика мягких бюджетных ограничений затрудняет развитие финансового менеджмента .

 

3.6. Пути совершенствования финансового менеджмента

Управление финансами стало  важнейшей сферой деятельности любого субъекта социально-рыночного хозяйства, особенно предприятия и акционерного общества, ведущие производственно-коммерческую деятельность. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свертывание объемов  выпуска продукции основываются на глубоких финансовых расчетах, на стратегии  привлечения, распределения, перераспределения  и инвестирования финансовых ресурсов. Тенденции развития локальной и  глобальной общерыночной ситуации (мало предсказуемые изменения спроса, ужесточение ценовой конкуренции на традиционных рынках, диверсификация и завоевания новых рыночных ниш, возрастание рисков при проведении операций) будут лежать в основе возрастающей роли специфических финансовых вопросов управления.

Анализ эффективности  менеджмента на предприятии:

1. В современных условиях залогом преуспевания предприятий и фирм становятся гибкость, адаптивность к изменяющимся нестандартным ситуациям, способность к принципиальном изменениям в организационном и экономическом поведении. Важнейшим условием достижения эффективности производства и конкурентоспособности продукции предприятия является переход к новому типу управления трудом.

2. Особенностью современного  менеджмента является его направленность  на эффективное ведение хозяйства  в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования  производства административными  методами, интенсификацию производства.

3. Направления повышения  эффективности управления на  предприятиях весьма разнообразны. Как правило, в основе мер  по повышению эффективности лежит  использование достижений научно-технического  прогресса, совершенствование организации  производства, внедрение ресурсосберегающих  и современных высоких технологий, в том числе управленческих.

4. Конкретными направлениями,  способствующими повышению эффективности  управления, являются:

– четкое распределение  функций на всех уровнях (федеральном, региональном, местном и внутрифирменном) и звеньях управления;

– структурные изменения  в сфере управления, оптимальное  соотношение централизации и  децентрализации полномочий, проведение эффективной реструктуризации предприятий, использование современных «плоских»  организационных структур;

– инвестирование средств в человеческий капитал (совершенствование кадровой политики и кадровой работы на предприятиях, использование разнообразных современных форм мотивации труда работников);

– комплексное и эффективное  использование различных методов  управления (экономических, социально-психологических), административных (организационно-распорядительных);

– внедрение современных  информационных технологий; адаптация  эффективных зарубежных форм управления к условиям работы отечественных предприятий (управленческого учета, контроллинг, реинжиниринга и др.);

– совершенствование нормативно-правовой базы управления, усиление экономической, правовой, этической, экологической  ответственности руководителей  за последствия принимаемых управленческих решений.

Важными условиями для  решения проблемы эффективного менеджмента  и создания механизмов естественной ротации кадров предприятий является наличие, с одной стороны, системы  контроля и ответственности, а с  другой – системы мотивации. Контроль эффективности менеджмента должны осуществлять собственники предприятия.

Одним из важнейших факторов, определяющих потенциал российских предприятий, является уровень квалификации персонала. Наличие квалифицированного персонала является существенным преимуществом, способствующим обеспечению конкурентоспособности  предприятий.

В стремлении к успехам предприятию  приходится решать великую дилемму  финансового менеджмента: рентабельность или ликвидность? – и зачастую жертвовать либо тем, либо другим в  попытках совместить динамичное развитие с наличием достаточного уровня денежных средств и высокой платежеспособностью. Иногда низкие значения коэффициента текущей ликвидности могут свидетельствовать  не о финансовом нездоровье и неплатежеспособности, а о динамичном развитии предприятия, бурном наращивании оборота и  быстром освоении рынка.

Для эффективной деятельности предприятия  необходимо сочетать оперативное управление с генеральной финансовой стратегией. И здесь существует два главных  направления:

  1. Инвестиции – постоянные и переменные затраты – текущие финансовые потребности – структура капитала.
  2. Финансовая устойчивость предприятия – платежеспособность, ликвидность баланса, кредитоспособность, рентабельность – финансовые коэффициенты.

В рамках этой проблемы конкретно-практическим воплощением комплексного управления активами и пассивами предприятия  являются матрицы финансовой стратегии. Рассматривая их, можно в самой  общей форме составить прогноз  финансово-хозяйственного состояния  предприятия, выявить неблагоприятные  факторы и явления. Для этого  используются следующие показатели:

Информация о работе История становления и развития финансового менеджмента