Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:39, лекция
Поскольку управление как сознательная человеческая деятельность по организации производства в целях удовлетворения разного рода потребностей имеет давнюю историю, то, очевидно, столь же продолжительную историю имеют знания, идеи, взгляды и представления об организации управления, которые постоянно сопровождали эту деятельность. Изучение истории как реального управления, так и идей управления необходимо и актуально всегда, когда речь идет о формировании науки управления, об оценке уровня ее достижений, о тенденциях ее дальнейшего развития.
Из 5 общепризнанных Функций управления — планирование, организация, управление персоналом, руководство и контроль — ряд классических экономистов (например, А.Маршалл, Л.Лафлин) признавали самой важной — планирование. Л. Лафлин в упомянутой работе даже пытался аргументировать это следующим образом: «Тот, кто контролирует большой капитал, вовлеченный в производство, никогда не должен стоять на одном месте, он должен быть полон новых идей, он должен обладать достаточной властью, предпринимать усилия к расширению рынка, он должен оценивать возможность внедрения новых изобретений и не должен ошибаться и обманываться по поводу их значимости и эффективности».
Упомянутые авторы и их работы, в сущности, представляют собой первые попытки выделить функции управления производством как предмет зарождающейся теории управления. Фактически был заложен фундамент для исследований А. Файоля и других ученых, творивших полвека спустя. Следует отметить, что актуализация функций управления осуществлялась авторами сугубо с полит-экономической или хозяйственной точки зрения. Но параллельно ученые-правоведы вели исследования функций управления в рамках концепции разделения властей, результаты которых имели иное научное обоснование.
3 Проблема «движения (рабочие операции) и время»
Была еще одна проблема управления, которая привлекала внимание классиков политической экономии. Речь идет о проблеме «движения (рабочие операции) и время». При упоминании результатов исследований в данной области чаще всего говорят, что это продукт эпохи Ф. Тейлора и Гилбретов (начало XX в.). Иногда вспоминают и добавляют к ним и открытия Ч. Бэббиджа (1832). Однако еще А. Смит посвятил почти всю первую главу своего трактата описанию результатов специальных наблюдений, сходных с наблюдениями и экспериментами Бэббиджа. Более того, за 6 лет до Бэббиджа Дж. Милль выделил проблему движения и времени как специальный вид исследований и научных наблюдений, о чем писал в упомянутой работе следующее: «Обнаружилось, что деятельность человека может быть разложена на самые простые элементы. Человек не занимается ничем, кроме как производством движений. Операции (движения), которые мы сначала производим медленно, выполняются со все большей скоростью через повторения. Повторение операций, осуществляемых с самой большой скоростью, должно быть частым. Очевидно, что это не то же самое, что и большое количество различных операций. Человек, который должен производить одну (или несколько) операцию с максимально возможной скоростью, должен ограничить себя выполнением одной (или нескольких). Таким образом, среди всех операций, делающих вклад в производство необходимых человеку ценностей, если человек ограничит себя выполнением малого числа операций, он должен будет их осуществлять с большей скоростью, причем те из них, что будут повторяться чаще, будут выполняться со все большей корректностью и точностью».
Как видим, среди источников ИУМ существуют первые свидетельства концептуального отношения к анализу и синтезу человеческих трудовых операций, что в последующем трансформировалось в исследование проблем выполнения функций менеджеров. Уже сам факт того, что об этом было написано в конце XVIII — начале XIX в. подтверждает возрастающую важность управления производством для экономики того времени и одновременно понимания специфичности и сложности менеджмента.
Классические экономисты расходились во мнениях относительно необходимости и возможности успешного разделения функций собственника и управляющего (мастера, директора, менеджера). Например, А. Смит пытался убедить читателей, что в его дни такое разделение функций было уже обычной практикой. Ему вторил А. Тюрго. В то же время Д. Рикардо был абсолютно уверен, что главным фактором эффективного производства является капитал, а не умения управляющего, даже если он собственник, и потому наемный менеджер не нужен и бесполезен.
4 Управление персоналом
Среди множества функций управления персоналом по поводу одной из них классические экономисты были единодушны во мнениях, считая ее наиболее важной. Речь идет о специальной подготовке менеджеров. Нельзя сказать, что экономисты проявляли излишний энтузиазм относительно эффективности обучения, но старались выделить эту часть работы с персоналом. Так, Э. де Лавелье в «Элементах политической экономии» (1884) писал, что важнейшая обязанность работодателя заключается в том, чтобы оказывать помощь неумеющим работникам, инструктировать их. А. Маршалл комментировал эффективность (прибыльность) этого следующим образом: «Если кто-то возьмет на себя труд инвестировать капитал в развитие умения рабочих, способности и умения станут собственностью рабочего, а следовательно, усилия (затраты) тех, кто помог рабочему, трансформируются в большей части в плюсы инвестора». По этому же вопросу де Лавелье поддерживал других экономистов XIX в., высказываясь за необходимость хорошего бизнес-обучения, замечая, что первой заботой правительства должно быть создание заведений, которые будут школой подготовки хороших промышленных менеджеров.
5 Организация
процесса производства и
Организация как функция понималась экономистами очень широко. Одна из трактовок принадлежала В.Б.Денслоу, сформулированная им работе «Принципы экономической философии общества» (1868): «Подчинение работодателя обществу, а в свою очередь подчинение рабочих работодателю, есть сила, подчиняющая рабочих идеям удовлетворения потребностей общества. Это есть организация в промышленности».
В поддержку единоначалия А. Маршалл замечал, что даже на нижнем уровне организации разделение ответственности неразумно, утверждая, что «два человека, разделяющих ответственность ухода за оборудованием (машиной), в итоге следят за ней хуже, чем когда у одного человека в руках управление машиной».
6 Проблемы оплаты труда
Исследование проблем оплаты труда. Умы классиков политической экономии волновали вопросы систем вознаграждения, справедливой оценки труда, но выводы по этому поводу они делали разные. Так, Т. Мальтус, касаясь мотивации и стимулирования, считал: «что сделано за день, то сделано за день», и любой рабочий мог быть заменен на другого. Де .Лавелье был не согласен с ним, он предлагал следующую иерархическую шкалу распределения и получателей результатов деятельности организаций:
те, кто оставляет себе результат труда;
те, кто имеют долю в прибыли;
те, кому платят в соответствии со сделанной работой;
те, кому платят в соответствии с временем, в течение которого они должны работать
Многие экономисты XIX в. соглашались с Лавелье в том, что сдельная оплата может разрешить проблему низкой производительности труда. Однако Смит, например, был озабочен тем, что «рабочие, когда им платят за изделие (поштучно), с готовностью увлекаются переработкой, разрушая свое здоровье за несколько лет». Комментируя это беспокойство, Милль указывает, что сдельная оплата не является единственной системой стимулирования, которая отвечает запросам и управленцев, и рабочих. Он писал: «Следует отметить, что совсем необязательным последствием акционерной формы владения является фиксированный заработок высших или низших чинов. Существуют варианты более или менее тесной увязки интересов работников и общего успеха фирмы. Есть целый ряд промежуточных режимов между работой полностью на себя и понедельной, месячной или годовой фиксированной системой оплаты».
7 Проблема автоматизации труда
Как и многие управленческие темы, тема также привлекала внимание исследователей в связи с проблемой последствия внедрения машин с целью замены ручного труда-Предсказание о возможности негативных социальных последствий было высказано еще за 300 лет до нашей эры, когда Аристотель заметил, что «если орудие сможет выполнять команды рабочего, то ремесло не потребует больше рабочих или хозяев рабов». И в 30-х годах XIX в. в обществе также существуют опасения, что человек будет полностью замещен машинами. Однако высказывались возражения. Так, С. Ньюмен говорил: «Иногда предполагают, что с появлением машин произойдет полное замещение труда человека. И спрашивают: будет ли результат положительным? Я отвечаю, что такое предположение нереально. Отсюда не следует, что человек должен остаться таким же или его состояние не улучшиться. Насколько человек будет освобожден от труда для удовлетворения своих первичных потребностей, настолько он будет иметь больше свободного времени и устремлений к умственному труду».
Подведем итоги и дадим общую оценку управленческого наследия классических экономистов. На наш взгляд, она тройственна. Во-первых, экономисты обосновали предметную концепцию управления, выделив управление как самостоятельную сущность, заслуживающую внимания и изучения. Во-вторых, сам факт того, что они писали об управлении, указывает на рост значимости управления для компаний и экономики (в это время разрабатывались концепции собственно управления и проводились соответствующие исследования). В-третьих, их высказывания об управлении спровоцировали дальнейшие размышления и публикации на эту тему ученых и менеджеров, причем и в той, и в другой форме представления результатов исследований ощущался еще очень большой потенциал.
8 Специализация и разделение труда
Если и есть тема, по которой сходятся все экономисты, то это принцип специализации и разделения труда. Почти все они от А. Смита до А. Маршалла упражнялись в рассуждениях на эту тему с таким усердием, что нет смысла приводить конкретные цитаты. тем не менее важно заметить, что предметно они рассматривали эту проблему на 3 разных уровнях. Обычно международная торговля считалась следствием развития территориального разделения труда. Отраслевая специализация компаний называлась организационным разделением труда, а специализация индивидуумов в своей работе определялась как ремесленное разделение труда (или собственно разделение труда). Именно последнее представление естественно перешло в качестве основного содержания приведенной выше концепции движений и времени.
Ч. БЭББИДЖ О СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗДЕЛЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО ТРУДА
Ч. Бэббидж родился в 1792 г. в семье богатого английского банкира. Если бы его отец не был богат, сын, вероятно, умер бы в детстве, так как часто болел. Слабость его физического здоровья компенсировалась силой интеллекта. Он был любознателен, изобретателен и намного умнее, чем большая часть его сверстников. Может быть, именно болезнь сделала его капризным и нетерпимым. Для него было обычным делом трубить в рог у своего дома, чтобы прогнать шарманщиков, которые мешали ему работать. Один из его современников сказал о Бэббидже: «Тот разговаривал так как будто ненавидел все человечество в целом, англичан в особенности, а английское правительство вместе с шарманщиками больше всего».
Бэббиджа всегда интересовало, как устроены вещи, и этот интерес привел его к занятиям математикой в Кембридже. Благодаря математическому таланту, он изобрел знаменитую «аналитическую машину» — предшественницу цифровой вычислительной машины. Широта интересов в области науки побудила его к путешествию по Европе в течение более 10 лет, где он наблюдал и изучал промышленные предприятия. Затем он вернулся в Кембридж, где в 1828 г. стал профессором математики.
Наиболее выдающимся вкладом была публикация в Лондоне его труда «Экономика машин и мануфактур» (1832). Все 3000 экземпляров были проданы менее чем за 2 месяца. 2-е издание книги появилось через 5 месяцев, а к 1835 г. в Лондоне вышло 4-е издание. Для Великобритании тех лет это было сенсацией в книжном мире. В США было напечатано издание 1832 г., а журнал «Механика» с 1833 г. начал публиковать весь его труд в виде серии статей.
В предисловии к своей работе Бэббидж пишет: «Посетив за последние 10 лет большое число фабрик и мануфактур, как в Англии, так и на континенте, с целью ознакомления с различными способами искусства механики, я незаметно для себя начал применять к ним те принципы обобщения, которые принесли мне успех в других моих исследованиях».
Интересно сравнить эту мысль с мыслью из книги Тейлора «Принципы научного менеджмента», опубликованной в 1913 г.: «Те люди, чье образование дало им привычку обобщать и искать везде закономерности, все время сталкиваются с большим количеством проблем, присущих всем ремеслам и имеющих большое сходство друг с другом. Неизбежно при этом то, что они будут пытаться объединить эти проблемы в логические группы, а затем выявлять общие закономерности и отыскивать приемы, способствующие их разрешению».
Результаты изучения заводов в течение 10 лет, бесспорно, отразились на содержании книги Бэббиджа, они расширили диапазон обсуждаемых вопросов. В книге содержатся рассуждения о значении инструментов, оборудования, о размещении предприятий, о профсоюзах и применении счетных машин, работающих на перфорированных картах. Однако именно положения Бэббиджа о специализации, или разделении, труда помогают нам понять природу и значение фабричного производства. Бэббидж утверждал, что закономерности, полученные в результате научных исследований, должны применяться в управлении предприятием. Он также отмечал, что менеджер должен знать, сколько раз в час повторяется каждая операция; работа должна быть разделена на умственную и физическую с целью определения точной цены каждой из составляющих; рабочему должна выплачиваться зарплата в соответствии с его личной эффективностью и общими успехами предприятия. Бэббидж подчеркивал важность разделения труда, указывая, что специализация приводит к увеличению прибыли, а время, затрачиваемое на обучение какому-либо процессу, должно быть существенно сокращено, умения, приобретенные при выполнении конкретного процесса, должны расти при разделении труда. Бэббидж описывал это следующим образом: «Глава мануфактуры, разделяя производимую работу на разные процессы, каждый из которых требует различной степени умения и силы, имеет возможность приобретать точное количество и того, и другого, необходимое для каждого процесса. В то же время, если бы вся работа выполнялась одним рабочим, ему потребовалось достаточно много умений, чтобы выполнить самую сложную операцию, и достаточно много сил, чтобы выполнить самую трудную операцию, на которую разделена вся работа».