Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:34, контрольная работа
Актуальность изучения истории развития менеджмента состоит в том, что исследуя идеи об управлении прошлого, можно не только узнать о состоянии управленческой мысли ранних государств и обществ, но и проследить динамику и тенденцию развития этих идей в современном мире. Изучение менеджмента представляет собой исследование истории непрерывного изменения взглядов на природу работы, человека и функционирования организаций.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Возникновение науки об управлении…………………………………..5
2. Формулировка принципов и целей управления……………………….12
3. Школы и подходы в науке об управлении. Школы в управлении…..17
Заключение…………………………………………………………………….29
Список используемой литературы…………………………………………30
Следующим действием в процессе планирования является определение целей, к достижению которых организация стремится на рассматриваемом отрезке времени.
Цели могут быть простыми
и сложными, укрупненными и детальными,
иерархически упорядоченными, формулироваться
непосредственно или
Организация работ.
Для того чтобы организация
была эффективно управляемой, чтобы
было обеспечено достижение целей с
помощью людей, входящих в ее состав,
и выделенных ресурсов, она должна
быть эффективно организованной. Здесь
нам приходится использовать термин
"организация" в двух смыслах.
Первый смысл этого термина
Мотивация и контроль.
Мотивация является одной
из основных функций процесса управления.
С помощью мотивации
Контроль в процессе выполнения
работ в соответствии с принятыми
планами могут произойти
Контроль в современном понимании этой управленческой функции предусматривает, во-первых, установление стандартов, т.е. четко сформулированных и обозначенных целей, достижение которых запланировано организацией, во-вторых, измерение степени достижения целей и сравнение ее с теми результатами, достижение которых предполагалось. Это позволяет определить проблемы, возникающие при реализации планов организации.
Анализ наметившихся отклонений в реализации планов организации, особенно если эти отклонения значительны, позволяет определить, какие действия необходимы для того, чтобы добиться достижения поставленных организацией целей, выполнения намеченных планов, по возможности избегая потерь. Серьезные отклонения в выполнении планов могут приводить к необходимости их соответствующей корректировки.
Связующие процессы управления. Для эффективного осуществления функций управления необходимы связующие процессы, такие, как принятие решений и коммуникация.
Принятие решения.
Принятие решений присутствует при осуществлении всех управленческих функций, поскольку и при планировании, и при организации, и при мотивации, и при контроле необходимо принимать управленческие решения. Действительно, не приняв соответствующего решения, нельзя реализовать ни одну из перечисленных выше функций управления.
При принятии решения перед
руководителем стоят две
Коммуникация.
Важную роль при принятии управленческого решения играет информация. Процесс, с помощью которого может быть получена или передана управленческая информация, называется коммуникацией.
Очевидно, что без процесса коммуникации, без передачи информации от субъекта управления к объекту управления и наоборот, без того, чтобы передаваемая информация была правильно понята, эффективная работа системы управления невозможна. Без наличия коммуникации невозможно договориться об общей цели, объединяющей группу людей, которая лежит в основе любой организации. Без коммуникации невозможны ни планирование, ни организация, ни мотивация, ни контроль. Если чисто технические проблемы передачи информации, как правило, не вызывают особых трудностей, то выбор наиболее понятного и эффективного способа представления передаваемой управленческой информации во многом определяет эффективность системы управления.
Системный подход.
Одним из существенных недостатков школ управления, рассмотренных нами ранее, является то, что они, как правило, концентрировали свое внимание на одном, правда достаточно важном, аспекте деятельности организации и не рассматривали организацию в целом, как единую систему. "Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого".
Современное техническое устройство, прибор, изделие - система, состоящая из взаимозависимых частей. Живой организм - очень сложная система.
Считается, что организация
имеет такие составляющие части,
как структура, задачи, технологии,
люди, цели. Очень важно для понимания
системы как единого целого, что
части системы взаимосвязаны
и изменение одной из них может
повлечь изменения, и достаточно
значительные, других ее частей. Например,
выход из строя конвейера по производству
продукции, выпускаемой предприятием,
может повлечь за собой срыв поставок,
возникновение новых задач по
замене устаревшего оборудования, ввод
в действие новых технологических
линий и т.д. Снижение качества выпускаемой
продукции может повлечь
Системный подход к управлению позволил руководителю по-новому взглянуть на управляемую им организацию - как на единый организм - и четко понять, что любое управленческое воздействие на одну из частей системы, как правило, сказывается и на других ее частях. Примеров этому настолько много, что каждый специалист в области управления без труда может их привести. Важным фактором также является воздействие на организацию как на систему окружающей среды и организации на окружающую среду.
Как известно, системы бывают открытые и закрытые.
Закрытые системы существуют изолированно от внешней среды. Они имеют фиксированную границу и функционируют за счет собственных ресурсов, добиваясь осуществления целей независимо от изменений, происходящих во внешней среде.
Открытые системы, в отличие от закрытых, непосредственно связаны с внешней средой многочисленными каналами. Это и сырье, и энергия, и капитал, и трудовые ресурсы, и информация, поступающие, например, в такую систему, как организация, из внешней среды. Это и продукция или услуги, которые оказывает организация, и прибыль, которую она получает, и рынки сбыта, где реализуется выпускаемая продукция, социальные и экологические последствия ее деятельности. Руководитель должен четко осознавать, что он управляет, как правило, открытой системой, каковой является его организация. Надо осознавать также, что в процессе управления руководителю приходится иметь дело со сложными системами. Организация состоит, как правило, из подсистем, имеющих свои функции и назначение, которые, в свою очередь, являются системами. Например, организация может включать: производственную подсистему, которая осуществляет выпуск продукции; плановую подсистему, которая разрабатывает стратегию и тактику развития организации; маркетинговую подсистему, которая определяет стратегию и тактику организации на рынках сбыта; кадровую подсистему, которая обеспечивает основные подсистемы организации профессиональными кадрами, и т.д. Прежние школы управления уделяли основное внимание, как правило, одной из подсистем организации. Так, бихевиористская школа основное внимание уделяла социальной подсистеме, школа научного управления - технической (производственной) подсистеме и т.д. Основная заслуга системного подхода состоит в том, что он объединил в процессе управления отдельные составляющие системы - подсистемы - в единую систему, каковой является организация. Он позволил осознать, что управлять надо не только отдельной системой организации, но и всей организацией в целом, принимая во внимание сложные взаимосвязи, существующие внутри системы, и разностороннее ее взаимодействие с окружающей средой.
Ситуационный подход.
Согласно ситуационному подходу, в основе управления лежит ситуация, которой надо управлять. Ситуации, в которых надо принимать управленческие решения, достаточно разнообразны, и руководитель должен найти и принять эффективное решение в каждой из ситуаций, с которой приходится ему и организации, которой он руководит, сталкиваться.
Если системный подход,
развитием которого является ситуационный
подход, установил единство взаимодействующих
частей системы, то ситуационный подход
позволил обеспечить профессиональный
подход к упрочнению конкретной ситуацией,
в которой часто
Конечно, понимание того, что ситуация является основным элементом управления, было и ранее. Так, Мэри Фоллетт еще в 20-х годах говорила о "законе ситуации". Однако только развитие и достижения каждой из школ управления в совокупности и системного подхода, позволившего объединить их достижения, способствовали подойти вплотную к разработке эффективного инструментария для управления ситуацией - для ситуационного подхода. Одной из основных особенностей ситуационного подхода является то, что он сочетает возможности системного подхода и количественного подхода.
Ситуационный подход можно представить в виде четырех шагового процесса.
1. Руководитель должен
быть знаком с методами и
технологиями
2. Управленческие методики
обладают сильными и слабыми
сторонами, в разных ситуациях
принятия решения они по-
3. Необходимо правильно
понимать и интерпретировать
ситуацию, уметь правильно определять
факторы, оказывающие решающее
воздействие на развитие
4. Используя системный
подход, необходимо находить
Наиболее важная часть ситуационного подхода - выделение переменных, определяющих развитие ситуации. Естественно, при этом нет необходимости отслеживать все переменные, влияющие на развитие ситуации, поскольку влияние многих из них незначительно. Необходимо выделять и отслеживать изменение действительно важных переменных.
Возможность проанализировать
ситуацию и заранее предвидеть ожидаемые
ее изменения гораздо более