Источники стресса и меры по управлению им в работе руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 00:46, курсовая работа

Краткое описание

Стресс как особое психическое состояние связан с зарождением и проявлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных, когнитивных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Он влияет на способность к управлению. Именно поэтому феномен стресса требует специального изучения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущностная характеристика стресса руководителя 8
1.1.Понятие стресса, его основные виды и стадии 8
1.2. Основные виды профессионального стресса и стрессовые сценарии 16
1.3. Симптоматика стрессов руководителя и принципы сопротивления им 21
Глава 2. ИСТОЧНИКИ СТРЕССА И МЕРЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМ В РАБОТЕ РУКОВОДИТЕЛЯ 25
2.1. Источники стресса руководителя 25
2.2. Организационные меры управления стрессами руководителя 33
2.3. Программы управления стрессами в руководителя 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44

Вложенные файлы: 1 файл

Стресс.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)


содержание

 

 

Введение           3

Глава 1. Сущностная характеристика стресса руководителя          8

1.1.Понятие стресса, его основные виды и стадии      8

1.2. Основные виды профессионального  стресса и стрессовые сценарии       16

1.3. Симптоматика стрессов руководителя и принципы сопротивления им    21

Глава 2. ИСТОЧНИКИ СТРЕССА И МЕРЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМ В РАБОТЕ РУКОВОДИТЕЛЯ                          25

2.1. Источники стресса руководителя               25

2.2. Организационные меры управления стрессами руководителя          33

2.3. Программы управления стрессами в руководителя                                     37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                   41

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                        44

 

                                            

 

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

Введение

 

Актуальность  исследования. Изучение проблемы психологического стресса, работников различных областей профессиональной деятельности, в том числе руководителей, приобретает все возрастающую актуальность и научную и практическую значимость в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности современной жизнедеятельности и существенным изменением содержания и условий труда.

Деятельность руководителя часто связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным  воздействием (или ожиданием воздействия) экстремальных значений профессиональных, социальных факторов, которое сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физических и психических функций.

Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний, именно поэтому в него вкладывается  различный смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Нас интересует стресс как объект исследования науки управления. Содержанию этого понятия уделено довольно большое внимание, и в дальнейшем изложении будут приведены наиболее часто используемые его толкования. Отметим лишь, что и по сей день в литературе не всегда четко разграничиваются понятия стресса, дистресса, напряжения, напряженности, эмоционального стресса и т. д., что еще больше затрудняет изучение этой и без того довольно сложной проблемы.

Стресс как особое психическое состояние связан с  зарождением и проявлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональным  феноменам, а детерминируется и  отражается в мотивационных, когнитивных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Он влияет на способность к управлению. Именно поэтому феномен стресса требует специального изучения.

Большое значение имеет исследование основ профилактики стресса в работе у руководителя, так как именно у руководителей, в связи с большой ответственностью за работу, за весь коллектив встречаются стрессовые состояния.

Сегодня, когда развитие бизнеса в России вступает в свою цивилизованно-корпоративную фазу, стресс все равно продолжает присутствовать и даже расти, потому что трудиться нужно еще упорнее и систематичнее (жестче налоговый пресс и претензии клиентов, а западные корпоративные нормы с трудом принимаются российской ментальностью). Это касается работников всех уровней, только у каждого стресс имеет свою специфику.

Низовой персонал имеет  стрессовые переживания по целому ряду причин: основная «черновая» нагрузка и ответственность падает на него, прав не так много, больше обязанностей, мало перспектив. Менеджерам среднего звена  тоже есть повод для постоянного пребывания в зоне стресса: если низовой персонал осуществляет тяжелую, но во многом механическую работу, то менеджерам приходится тянуть на себе главный воз взаимоотношений с клиентами и осуществлять объем продаж, а это требует размышления, причем нередко творческого.

Но самый сильный  стресс переживают, конечно, те, на ком  лежит наибольшая ответственность – руководители организаций и компаний. В то время, как их подчиненные полагают, что продвижение по карьерной лестнице освободит их от будущих напряжений, на самом деле интенсивность стресса, переживаемого директором или президентом фирмы, только возрастает. Не зря введены даже понятия «стресс руководителя», «стресс менеджера», что указывает на всеобщность этого явления.

Так обстоит дело не только в России, но во всем мире. Так статистика свидетельствует, что в Америке руководители фирм, сами водящие машину, попадают в аварии примерно в полтора-два раза чаще, нежели менеджеры среднего звена и, тем более, рядовые сотрудники. В России же, наверное, нет руководителя, у которого переживание стресса случается редко. Потому столь плачевно состояние здоровья подавляющего большинства российских руководителей, вполне платежеспособных людей, вроде бы имеющих возможность как проводить дорогостоящее лечение своих болезней, так и заниматься их профилактикой. Главной причиной их недугов, безусловно, является глубокий хронический стресс.

Степень разработанности  проблемы. Анализ научных исследований, посвященных изучению стресса в профессиональной деятельности человека, показывает, что в последние годы  данная проблема является наиболее актуальной. Исследования отечественных и зарубежных ученых убедительно свидетельствуют о том, что профессиональный стресс без проведения профилактических мероприятий приводит к депрессии, злоупотреблению алкоголем, наркотиками, а иногда к суицидному поведению. Длительный профессиональный стресс, в свою очередь, ведет к возникновению синдрома эмоционального выгорания. Несмотря на все возрастающее количество исследований, направленных на изучение самых разнообразных аспектов профессионального стресса сегодня, к сожалению, существует немного работ, посвященных сравнительному анализу различных концепций профессионального стресса.

Цель курсовой работы – изучить программы управления стрессом руководителя.

Объект исследования – стрессы в деятельности руководителя.

Предмет исследования – сущностная характеристика стрессов руководителя и мер по управлению им.

В процессе исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить понятие стресса, его основные виды и стадии.
  2. Рассмотреть основные виды профессионального стресса и стрессовые ситуации.
  3. Охарактеризовать симптоматику стрессов руководителя и принципы сопротивления им.
  4. Выявить основные источники стресса руководителя.
  5. Проанализировать организационные меры управления стрессами.
  6. Рассмотреть и классифицировать программы управления стрессом в организациях.

Теоретико-методологической основой исследования явились основные принципы отечественной психологии: принцип детерминизма                         (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн); принцип системного подхода к изучению психических явлений (Б.Ф. Ломов); принцип развития (Л.С.Выготский). Специальной теоретической основой работы явились положения учения об интегральной индивидуальности человека (В. С. Мерлин, Б.А. Вяткин), а также научно-теоретические и методические основы психологической подготовки руководителей.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты расширяют существующие представления о психологических механизмах возникновения психического стресса и его влияния на деятельность руководителя организации.

Практическая  значимость работы заключается в том, что на основе результатов исследования может быть дополнена существующая система подготовки руководителей организации. Результаты исследования могут быть использованы в управлении становления стрессоустойчивости у руководителей с целью гармонизации процесса адаптации сотрудников-управленцев и более полной реализации их индивидуальных возможностей в процессе профессионального развития.

Структура работы – данная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых подразделяется на три параграфа. В конце работы в заключении сделаны выводы по работе. В завершении работы приведен библиографический список.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущностная характеристика стресса  руководителя

 

1.1. Понятие стресса, его основные виды и стадии

 

Стресс - это реакция  человеческого организма, возникающая в ответ на действие раздражителя независимо от того, какой он несет заряд - отрицательный или положительный. Быстрый темп современной жизни и появление новых потребностей приводят к тому, что раздражителей становится все больше, а нагрузка, которую людям (работникам, руководителям) приходится переносить, невероятно возрастает.

У большинства людей  с термином «стресс» связаны неприятные ассоциации. На самом же деле стрессы бывают двух видов. Рассмотрим их.

1. Полезные стрессы, или эустрессы, человеку необходимы. Для полноценной жизни каждому необходима небольшая доза полезного стресса - это движущая сила в решении сложных задач. Это состояние называют «реакцией пробуждения». Например, чтобы утром встать с кровати и пойти на работу, нужно полностью проснуться. А чтобы достичь оптимального уровня активности и работать продуктивно, человеку необходима «реакция пробуждения», или эустресс (небольшая порция адреналина).

2. Вредные стрессы, или дистрессы, возникают, когда напряжение достигает критической точки, когда нет больше сил бороться с ним. Именно это эмоциональное состояние и подразумевается, когда говорится о «состоянии стресса»1.

Превратится ли полезный стресс во вредный, во многом зависит от конкретных обстоятельств  и индивидуальной сопротивляемости. Приступ дистресса может возникнуть неожиданно, спровоцированный определенной ситуацией, но в большинстве случаев это явление «накопительное»: вначале сопротивляемость организма снижается, а после постепенно угасает. Если не обратить на эту ситуацию внимания, обычный эмоциональный дискомфорт грозит перерасти в болезнь. Однако этот процесс можно остановить, если вовремя распознать симптомы стресса и использовать все возможности для сопротивления его вредному воздействию. То есть научиться им управлять.

Следует рассмотреть отличительные признаки стресса. В принципе распознать, что человек находится в состоянии стресса, довольно просто. Главный признак - изменение поведения. Чаще всего встречаются:

-повышенная раздражительность и неадекватная реакция на малейшее затруднение;

-снижение активности и, соответственно, уменьшение количества успешно выполненных дел;

-частое желание спорить и излишняя критичность к вещам, которые раньше вполне устраивали;

-потребность в алкоголе для повышения уверенности в себе;

-постоянное уныние и жалость к себе;

-потеря контроля над ситуацией: невозможность справиться со множеством проблем, требующих одновременного и немедленного решения;

-нежелательные реакции организма, как то: учащенное сердцебиение, расстройство желудка, потливость, лихорадка и высыпания на коже.

Находясь в состоянии стресса, человек обычно выбирает такую линию поведения, которая, как ему кажется, уменьшает дискомфорт. Увы, чаще всего подобная тактика не дает ожидаемого результата, потому что не учитываются стадии стресса2.

Можно выделить следующие стадии стресса.

          1.Первая фаза - стадия тревоги. Тревога - реакция организма на воздействия. Она может быть выражена повышенной раздражительностью, постоянной усталостью, головными болями, потерей аппетита. Фаза тревоги - это мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически реакция тревоги проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышение выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д.

          2. Вслед за первой наступает вторая фаза - привыкание, как результат длительного действия вредных воздействий, при котором происходит перестройка организма, его приспособление к измененным условиям. Ярким примером могут служить особенности в состоянии здоровья, такие как «анемия спортсменов», «спортивная тахикардия».

3. Вслед за второй наступает третья фаза - истощение, состоящая в том, что при продолжающемся воздействии вредных факторов организм утратил все резервы для поддержания равновесия.

4. Последняя фаза – болезнь: это развитие хронических заболеваний. Если стресс протекает в рамках первых двух стадий — тогда все нормально, такой стресс даже полезен для организма. Если же защитных сил организма недостаточно, тогда наступает третья стадия истощения адаптационных резервов, а это уже прямой путь к болезни3.

Информация о работе Источники стресса и меры по управлению им в работе руководителя