Источники стресса и меры по управлению им в работе руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 00:46, курсовая работа

Краткое описание

Стресс как особое психическое состояние связан с зарождением и проявлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных, когнитивных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Он влияет на способность к управлению. Именно поэтому феномен стресса требует специального изучения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущностная характеристика стресса руководителя 8
1.1.Понятие стресса, его основные виды и стадии 8
1.2. Основные виды профессионального стресса и стрессовые сценарии 16
1.3. Симптоматика стрессов руководителя и принципы сопротивления им 21
Глава 2. ИСТОЧНИКИ СТРЕССА И МЕРЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМ В РАБОТЕ РУКОВОДИТЕЛЯ 25
2.1. Источники стресса руководителя 25
2.2. Организационные меры управления стрессами руководителя 33
2.3. Программы управления стрессами в руководителя 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44

Вложенные файлы: 1 файл

Стресс.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Укажем типичные линии поведения при стрессе.

1. «Бегство» - игнорирование проблемы, нежелание признать ее существование, даже если все вокруг утверждают обратное.

2. «Самоедство» - навязчивые размышления о возможных неприятностях и их последствиях, нежелание предпринимать какие-либо действия, чтобы изменить ситуацию.

3. Нерешительность - колебания перед принятием какого-либо решения, бесконечное промедление, отсутствие четкого плана действий.

4. «Проволочки» - нежелание выполнять необходимую работу, оттягивание момента и создание искусственных препятствий.

5. «Поиски приключений» - совершение безрассудных поступков, чтобы отвлечься от состояния подавленности.

6. Эмоциональная несдержанность - неоправданное ожесточение, волнение и тревога, выливающиеся в гнев, язвительные замечания или слезы.

7. «Затворничество» - нежелание принимать участие в мероприятиях, которые раньше вызывали интерес.

Подобные типы бессознательного  поведения  не облегчают, а усугубляют стрессовое состояние.

Возникновение стресса в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями той или иной личности. От фактора личности зависит очень много. Те или иные условия зачастую вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.

При любом нарушении сбалансированности «человек-среда» недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения его актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей являются источником тревоги. Тревога, обозначаемая как:

- ощущение неопределенной угрозы;

- чувство диффузного опасения  и тревожного ожидания;

- неопределенное беспокойство - представляет собой наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминавшегося ощущения угрозы, которое, в свою очередь, представляет собой центральный элемент тревоги и обусловливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

Тревога может играть охранительную  и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения4.

В отличие от боли тревога - это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы5.

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

Профессор Березин определил тревожный ряд (стадиальность тревоги), который представляет собой существенный компонент процесса психической адаптации при стрессе:  

1) ощущение внутренней напряженности - не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;

2) гиперестезические реакции - тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;

3) собственно тревога - центральный элемент рассматриваемого ряда, проявляется ощущением неопределенной угрозы (характерный признак: невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения; часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод);

4) страх - тревога, конкретизированная на определенном объекте (хотя объекты, с которыми связывается тревога, могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями);

5) ощущение неотвратимости надвигающейся  катастрофы, нарастание интенсивности  тревожных расстройств - приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;

6) тревожно-боязливое возбуждение  - вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.

Тревога, несмотря на обилие различных  смысловых формулировок, представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе «человек-среда», она активизирует адаптационные механизмы, и вместе с тем, при значительной интенсивности, лежит в основе развития адаптационных нарушений. Повышение уровня тревоги обусловливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений6.

Эффективность психической адаптации напрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего - с её нарушениями.

Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное взаимодействие.

Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни «стрессовой этиологии» - сердечнососудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния - весьма характерны для современных людей. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта7.

В связи с этим важны  прикладные исследования индивидуальной устойчивости человека к стрессу  и, как следствие этого, развития патологических состояний. В серии  исследований М. Фридмана и                               Р. Ройзенмана проведен анализ поведения обширного контингента лиц умственного труда (научные работники, инженеры, администраторы), занятых управленческой деятельностью. Ими выделены два основных типа: А - подверженных стрессу, В - устойчивых к стрессу лиц. Представители типа А характеризуются ярко очерченным поведенческим синдромом, определяющим стиль их жизни. У них чаще наблюдается «выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной активности». Платой за это является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте.

Таким образом, факторы для формирования стресса на работе различны, в зависимости от конкретной ситуации. Это могут быть частые ночные смены, сверхурочная работа, за которую не платят,  отсутствие коллегиальности и взаимопонимания с другими сотрудниками в офисе и многое другое. При организации совместных проектов с коллегами, которые придерживаются разных точек зрения и по-разному настроены на работу, стресс и нервные срывы также почти обязательны8

Беспорядок является также фактором, вызывающим стресс. Когда вы теряете все время свой день впустую, выполняя несогласованные поручения, делая чужую работу или исправляя ошибки начальства, производительность снижается практически до нуля, ваши мысли бродят вдали от офиса где-то и рано или поздно вы окажетесь в очень неприятной ситуации. Или в ней окажутся ваши коллеги, когда вы, наконец, сорветесь.

Предполагается, что стресс выбывает из колеи только очень чувствительных по жизни людей. Это не всегда так. Конечно, небольшой доход, чувство  иерархии и осознание того, что  вы находитесь на самой низкой ступени, отсутствие конфиденциальности в процессе работы, однообразие – это те вещи, которые, могут сломить кого угодно. И даже сильный духом и не очень склонный к сантиментам человек может почувствовать себя в стрессовой ситуации.

Стресс может быть вызван жарой, холодом, шумом, отсутствием света и свежего воздуха на рабочем месте и в целом плохими условиями труда. Но самый сильный стресс переживают, конечно, те, на ком лежит наибольшая ответственность – руководители предприятий. В то время, как им завидуют их подчиненные, полагая, что продвижение по карьерной лестнице освободит их от напряжений, интенсивность стресса, переживаемого директором или президентом фирмы только возрастает. Не зря в психологии даже введено понятие «стресс руководителя», что отличает его от стресса обычного работника. Впрочем, другой термин – «стресс менеджера» также указывает на всеобщность этого явления.

 

          1.2. Основные виды профессионального стресса и стрессовые сценарии

 

Сама проблема стресса остро  заявила о себе именно в ХХ столетии и перешла в XXI век. Это было вызвано тем, что в современном мире (и на современном производстве) часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях. Например, дистресс проявляется тогда, когда работник не может ответить на несправедливые претензии начальника (причем зачастую проще сохранить обиду в себе, чем возмутиться и создать для себя еще большие проблемы). В других типичных ситуациях, например, в условиях карьерной конкуренции, человек не может полноценно реализовать свое стремление к творчеству или стремление к полноценному общению с коллегами и т.п.

Во всех этих и подобных случаях  фактически речь идет об ущемлении  человеческого достоинства в условиях системы современного производства и общения. Особую проблему составляют случаи, когда человек ущемляется в самом главном - в справедливой оплате его труда. Общество, таким образом, отказывает в праве человеку чувствовать себя не только полноценным специалистом, приносящим пользу данному производству, но и чувствовать себя полноценным гражданином и личностью. Все это, в итоге, создает базу  для стресса (фрустрации и глубочайшего внутреннего кризиса работника). Конечно, частично такой работник может успокоить себя тем, что «важны не деньги, а сам процесс труда» или «ощущение того, что твой труд полезен людям, даже безотносительно того, насколько люди благодарят работника». Но в глубине души ущемленный в зарплате работник все равно сохраняет обиду. И эта обида, которая должна быть направлена на тех, от кого зависит оплата труда, направляется в итоге на него самого (согласно механизму образования дистресса, разрушающего самого человека)9.

Выделяются следующие основные виды профессионального стресса (дистресса).

1. Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров.

2. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

3. Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.

Выделяются также стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде. При этом многое зависит от индивидуальных особенностей работника. Варианты стрессовых сценариев, выделенные по разным основаниям, можно свести к следующим:

- в зависимости от частоты и силы проявления: кто-то «стрессует» каждый день, но в небольших дозах; другие - несколько раз в год, но чрезвычайно сильно;

- в зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя (работник обвиняет самого себя); на коллег и начальников (работник винит других);

- в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций: в основном стрессовый сценарий запускается почти автоматически (по внешне незначительному поводу), но возможно и длительное «вызревание» стресса с последующим достаточно быстрым его «раскручиванием»10.

Информация о работе Источники стресса и меры по управлению им в работе руководителя