Кадровая политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:17, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение кадровой политики организации.
Задачами контрольной работы является рассмотрение таких вопросов как:
- сущность категории "кадровая политика", ее обусловленность внешними и внутренними факторами;
- принципы направлений кадровой политики организации и их характеристика
- основные направления кадровой политики;
- Формирование стратегии управления персоналом организации и типы кадровой политики;
- кадровая политика ОАО "РЖД".

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
Назначение и сущность кадровой политики…………………………….4
Базовые понятия кадрового менеджмента……………………………6
Принципы направлений кадровой политики организации и их характеристика…………………………………………………………9
Основные направления кадровой политики…………………………13
Формирование стратегии управления персоналом организации…18
Типы кадровой политики……………………………………………..20
Кадровая политика ОАО «РЖД»……………………………………….22
Совершенствование нормативной базы……………………………..23
Подбор и расстановка руководящих кадров………………………25
Развитие персонала……………………………………………………26
О мониторинге кадрового потенциала………………………………29
Заключение…………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

кадровая политика 5 курс.docx

— 59.72 Кб (Скачать файл)

1.2. Принципы направлений кадровой политики организации и их характеристика

Важнейшие принципы отдельных  направлений кадровой политики организации  и их характеристика приведены в  табл.1.

 

Характеристика  важнейших принципов отдельных  направлений кадровой политики организации

Направления

Принципы

Характеристика

1. Управление

Персоналом организации

Принцип необходимости достижения индивидуальных и организационных  целей.

Необходимость искать честные  компромиссы между администрацией и работниками, а не отдавать предпочтение интересам организации.

2. Подбор и расстановка  персонала

Принцип соответствия

Принцип профессиональной компетенции

Принцип практических достижений

Принцип индивидуальности

Соответствие объема заданий, полномочий и ответственности возможностям человека

Уровень знаний, соответствующий  требованиям должности

Требуемый опыт, руководящие  способности.

Облик, уровень развития интеллекта, характер, намерения.

3. Оценка и аттестация  персонала

Принцип отбора показателей  оценки

Принцип оценки квалификации

Принцип оценки осуществления  заданий

Система показателей, учитывающих  цель оценок, критерии оценок, частоту  оценок

Пригодность, определение  знаний, необходимых для выполнения данного вида деятельности

Оценка результатов деятельности

4. Формирование и подготовка  резерва для выдвижения на  руководящие должности

Принцип конкурентности

Принцип ротации

Принцип индивидуальной подготовки

Принцип проверки делом

Принцип соответствия должности

Принцип регулярности оценки индивидуальных качеств.

Отбор кандидатов на конкурсной

основе

Планомерная смена должностей

по вертикали и горизонтали

Подготовка резерва на конкретную должность по индивидуальной программе

Эффективная стажировка на руководящих должностях

Степень соответствия кандидата  на должность в настоящий момент

Оценка результатов деятельности, собеседования, выявление склонностей  и т.п.

5. Развитие персонала

Принцип повышения квалификации

Принцип самовыражения

Принцип саморазвития

Необходимость периодичного пересмотра должностных инструкций для постоянного развития персонала

Самостоятельность, самоконтроль, влияние на формирование методов  исполнения. Способность и возможность  саморазвития

6. Мотивация и стимулирование  персонала, оплата труда

Принцип соответствия оплаты труда объему и сложности выполняемой  работы. Принцип равномерного сочетания  стимулов

Принцип мотивации

Эффективная система оплаты труда

Конкретность описания задач, обязанностей и показателей

Побудительные факторы, влияющие на повышение эффективности труда


 

 

 

1.3. Основные направления кадровой политики

Основные  направления кадровой политики:

1) Кадровое планирование, включающее в себя три этапа:

- оценка наличных кадровых ресурсов, их количественной обоснованности (дифференцирование по видам работ и подразделениям), качественно-квалификационных характеристик, выявление "кадрового дефицита", т.е. слабых мест, которые в наибольшей мере затрудняют функционирование организации с точки зрения ее персонального состава;

- оценка будущих кадровых потребностей, прогноз численности и квалификационного состава персонала с точки зрения необходимости достижения краткосрочных и перспективных целей организации;

- разработка программы удовлетворения будущих потребностей;

2) Разработка профессионально-квалификационных требований к персоналу, что предполагает:

- во-первых, определение количественного состава персонала организации и конкретные прогнозы численности и квалификации по отдельным сферам деятельности;

- во-вторых, формирование основы для осуществления отбора кандидатов и организации всей системы профессиональной подготовки и переподготовки в организации;

3) Определение способов рекрутирования, привлечения персонала, что предполагает определение того, где найти нужных работников, как привлечь их в данную организацию, сколько человек взять извне, а сколько изнутри;

4) Маркетинг персонала, что предполагает обеспечение спроса на рабочие места именно в данной организации со стороны наиболее подготовленных людей, в первую очередь высококвалифицированных специалистов и менеджеров, по двум направлениям:

- маркетинг внешний, ориентированный на привлечение работников со стороны;

- маркетинг внутренний, предполагающий побуждение собственных лучших работников к профессионально-должностному росту и занятию наиболее важных для организации рабочих мест;

5) Набор персонала, который нацелен на создание резерва кандидатов, формирование потенциального персонала, т.е. группы лиц, которые в условиях рынка труда и потенциальной избыточности рабочей силы оказываются сориентированными на работу в конкретной организации;

6) Определение желаемых видов кадрового отбора, который осуществляется путем выбора из потенциального резерва тех кандидатов, которые по своим деловым (профессиональным) и личностным (психологическим) характеристикам в наибольшей степени удовлетворяют разработанной ранее системе профессионально-квалификационных требований к персоналу;

7) Определение совокупности целесообразных требований к должностям, что предполагает оптимизацию распределения должностных обязанностей, типов выполняемых работ и их сложности с учетом выявленных различий;

8) Определение системы заработной платы и льгот; организация системы стимулирования; профессиональная адаптация, которая предполагает:

- во-первых, организацию и постоянную координацию различных форм собственно профессиональной адаптации нового работника - адаптационной стажировки, щадящего режима работы в адаптационном периоде, прикрепления к новичку кураторов-специалистов, постепенного возрастания сложности заданий, профессиональной внутриорганизационной до подготовки и др., так как исходный профессиональный уровень новичка, как правило, не в полной мере соответствует требованиям, которые предъявляются к нему в организации, но это несоответствие, в случае невнимания к нему, будет в дальнейшем усугубляться, что приведет либо к адаптационному шоку и блокаде мотивации, либо просто к увольнению;

- во-вторых, организацию и постоянную координацию более сложной и более значимой в общей структуре адаптационного процесса социальной или организационной адаптации нового работника, так как при вхождении в организацию человек попадает в новую для себя социальную микросреду с ее формальными и неформальными законами, нормами, ценностями, с правилами, традициями, корпоративным духом;

9) Развитие персонала, что предполагает оценку кандидатов на вакантную должность, текущую периодическую оценку кадров, организацию рационализаторской и изобретательской деятельности, реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения, организацию работы с кадровым резервом;

10) Управление расходами на персонал, что предполагает подсчет на привлечение, обучение, оформление, оценку, оплату персонала, социальные расходы и тому подобное, т.е. все пребывание работника в организации, а также соотнесение расходов с прибылью, которую приносит труд сотрудника;

11) Профессиональная подготовка и переподготовка (доукомплектование штатов выгоднее проводить не путем привлечения работников извне, а путем использования внутриорганизационных трудовых резервов), выражающаяся в создании и постоянной координации специальной и разветвленной системы, встроенной в организацию и обеспечивающей адаптацию ее кадрового потенциала по отношению к изменяющимся и усложняющимся требованиям, обеспечивающей поддержание профессиональных качеств работников на должном уровне, в также его повышение, что предполагает:

- создание и культивирование в организации высокой мотивации на повышение уровня профессиональной компетентности с тем, чтобы работникам было выгодно повышать свою компетентность;

- обеспечение организационных условий для этого посредством создания специализированных подразделений профессионального совершенствования;

- результаты дополнительной подготовки или переподготовки должны быть осязаемо прочувствованы самим работником (как в плане материальных выгод, так и в плане профессионального роста) и видны со стороны всему коллективу, являясь примером и стимулом роста профессиональной компетентности;

12) Оценка персонала, что предполагает:

- во-первых, оценку результатов работы сотрудника со стороны администрации (и лично руководителя), что является одним из средств организации и координации совместной деятельности руководителем;

- во-вторых, оценку собственно персонала (а не результатов работы), что представляет собой систему периодической профессиональной аттестации и переаттестации, на результатах которой в значительной мере строится вся кадровая работа организации по управлению перемещением персонала, а от ее эффективности, обоснованности решающим образом зависят мероприятия по подбору и расстановке кадров;

13) Повышение, понижение, перевод, увольнение персонала; управление трудовыми отношениями, что предполагает регулирование групповых и личностных взаимоотношений, отношений руководства, управление производственными конфликтами и стрессами, социально-психологическую диагностику, соблюдение этических норм взаимоотношений, управление взаимодействием с профсоюзами;

14) Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе; организация информации о кадрах, что предполагает: ведение учета и статистики персонала, информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом, обеспечение персонала научно-технической информацией, организация работы органов массовой информации организации, проведение патентно-лицензионной деятельности;

15) Обеспечение оптимального распорядка работы, что предполагает составление графиков работы, отпусков, замены в случае болезни или прогулов и т.п.; четкое выполнение этой функции позволяет поддерживать оптимальный трудовой ритм организации, экономии, значительные средства, повышать удовлетворенность пребыванием в организации;

16) Организация нормальных условий труда, что предполагает формирование и соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, технической эстетики, охраны труда и окружающей среды, военизированной охраны организации и отдельных должностных лиц;

17) Управление социальным развитием, осуществляемое посредством организации общественного питания, управления жилищно-бытовым обслуживанием, развития культуры и физического воспитания, обеспечения охраны здоровья и отдыха, обеспечения детскими учреждениями, управления социальными конфликтами и стрессами, организацией продажи продуктов питания и товаров народного потребления, организацией социального страхования;

18) Правовое обеспечение, что предполагает: решение правовых вопросов трудовых отношений, согласование распорядительных и иных документов по управлению персоналом, решение правовых вопросов хозяйственной деятельности, проведение консультаций по юридическим вопросам.

Кадровая политика полностью  совмещается с концепцией развития организации. Она ориентируется  на единение таких мер, как: обеспечение  всех организационных подразделений  необходимой квалифицированной  рабочей силой и создание системы  мотивации работника на высокопроизводительный, эффективный труд.

Кадровая политика находится  под воздействием двух групп факторов:

Внутренние - цели (ожидания, требования) организации и цели (ожидания, требования) сотрудников;

Внешние - коллективное трудовое и правовое регулирование условий труда, и индивидуальное трудовое и правовое регулирование условий труда.

1.4. Формирование стратегии управления персоналом организации

Кадровая политика предусматривает  в первую очередь формирование стратегии  управления персоналом организации, которая  учитывает стратегию деятельности организации. Стратегия управления персоналом предполагает:

  • определение целей управления персоналом, т.е. при принятии решений в сфере управления персоналом должны быть учтены как экономические аспекты (принятая стратегия управления персоналом), так и потребности и интересы работников (достойная оплата труда, удовлетворительные условия труда, возможности развития и реализации способностей работников и т.п.);
  • формирование идеологии и принципов кадровой работы, т.е. идеология кадровой работы должна быть отражена в виде документа и реализовываться в повседневной работе всеми руководителями структурных подразделений организации, начиная с руководителя организации. Этот документ должен представлять собой набор этических норм, не подлежащих нарушению в работе с кадрами организации. По мере развития организации и изменения внешних условий кадровой работы организации он может уточняться;
  • определение условий для обеспечения баланса между экономической и социальной эффективностью использования трудовых ресурсов в организации. Обеспечение экономической эффективности в области управления персоналом означает использование персонала для достижения целей предпринимательской деятельности организации (например, увеличение объемов производства) при ограниченности соответствующих организации трудовых ресурсов. Социальная эффективность обеспечивается реализацией системы мер, направленных на удовлетворение социально-экономических ожиданий, потребностей и интересов работников организации.

Информация о работе Кадровая политика организации