Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 05:23, реферат
В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства.
Важную методологическую роль в проведении аудита и принятии обоснованных решений играет мониторинг в области персонала - научно-обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа кадровой информации и представления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений руководством организации.
Основными источниками информации, используемой для проведения аудита персонала, являются законы и инструкции в области управления трудом и трудовыми отношениями, трудовые показатели организации, результаты анкетирования и интервьюирования работников.
Сложность и многогранность
объекта и целей аудита персонала
предполагают использование многообразного
методологического инструментар
1) организационно-аналитические,
предполагающие проверку
2) социально-психологические методы, заключающиеся в проведении самостоятельных социологических опросов, анкетирования, индивидуальных и коллективных бесед, интервьюирования работников различных уровней и категорий. Данная группа методов наиболее результативна для оценки удовлетворенности трудом, отношения к работе, взаимоотношений в коллективе, мотивации к труду, эффективности деятельности руководства и системы вознаграждений и компенсаций и т.д.;
3) экономические методы,
позволяющие путем сравнения
экономических и социальных
В зависимости от ряда факторов выделяют несколько типов аудита персонала.
Классификация типов аудита персонала.
Периодичность проведения.
Текущий. Проводится через определенные промежутки времени.
Оперативный. Проводится по оперативному распоряжению руководства.
Регулярный. Проводится
с определенной периодичностью, с
неизменными методикой и
Панельный. Проводится по заранее установленному регламенту за определенный период времени.
Полнота охвата изучаемых объектов.
Полный. Охватывает все объекты.
Локальный. Охватывает отдельно выделенную группу объектов или один объект.
Тематический. Включает все объекты или по одной тематике.
Методика анализа.
Комплексный. Используется весь арсенал методов.
Выборочный. Анализу подвергаются работники, выбранные по специальной методике-выборке.
Уровень проведения.
Стратегический. Оценка производится на уровне высшего руководства.
Управленческий. Оценка производится на уровне линейных руководителей.
Тактический. Оценка производится на уровне службы управления персоналом.
Способ проведения проверки.
Внешний. Проводится силами сторонних специалистов.
Внутренний. Проводится работниками самой организации.
Осуществление аудиторской проверки предполагает разделение работы на четыре этапа.
На подготовительном этапе осуществляются: формализация идеи проведения аудиторской проверки, определение ее целей, предполагаемой эффективности для организации; подбор персонала (внутри организации или вне ее) для организации проверки, его обучение в случае необходимости; разработка внутрифирменного документа (приказа, распоряжения), намечающего сроки, задачи, исполнителей и участников проверки, инструктаж исполнителей и участников; разработка плана сбора, предоставления и программы рассмотрения анализируемой информации.
На этапе сбора информации осуществляются проверка документации и отчетности, мониторинг персонала, наблюдение, опросы, анкетирование, беседы с сотрудниками, предварительная обработка статистических данных, компоновка бухгалтерской и иной информации. Следует учитывать, что статистические и иные показатели становятся более доступными и содержательными с точки зрения анализа, если для их сбора, хранения и обработки используются компьютерная техника и современные информационные технологии.
На этапе обработки и анализа информации полученная в ходе проверки информация обрабатывается и формализуется в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков и прочих форм представления данных, удобных для оценки, и вводится в ЭВМ; на этом же этапе по разработанному алгоритму осуществляются анализ и оценка данных о деятельности персонала путем сравнения с аналогичными особо преуспевающими организациями, научно обоснованными нормами и нормативами, путем применения методов экспертной оценки.
На заключительном этапе
- этапе обобщения и
Таким образом, аудит
персонала, особенно в условиях рыночной
экономики, позволяет повысить прибыльность
организации за счет выявления внутриорганизационны
Менеджеру по персоналу, проводящему кадровый аудит, важно понять, какие направления деятельности и с какой эффективностью осуществляются в организации.
Направления деятельности организации [10]:
1. Планирование трудовых ресурсов: Оценка наличных ресурсов, целей, условий и перспектив развития организации, будущих потребностей в кадрах.
2. Набор персонала: Оценка наличных ресурсов, целей, условий и перспектив развития организации, будущих потребностей в кадрах.
3. Отбор персонала:
Оценка результативности
4. Разработка системы стимулирования: Анализ структуры оплаты труда, доли базовой и премиальной ставок, наличие схем, персонифицирующих выплаты в соответствии с эффективностью. Оценка соответствия разработанных принципов, структуры зарплаты и льгот условиям на рынке труда, производительности и прибыльности организации. Проведение сравнительных исследований, определение эффективной системы вознаграждения.
5. Адаптация персонала:
Описание используемых
6. Оценка трудовой деятельности: Оценка аттестации, периодичности её проведения, представляемых результатов и решений, принимаемых по результатам аттестации.
7. Повышение, понижение,
перевод, увольнение: Оценка эффективности
используемой системы
8. Мониторинг социально-
9. Обучение персонала:
Анализ целей и используемых
форм обучения. Оценка количества
прошедших обучение (по темам). Анализ
процесса сбора и
«Сбербанк» является кредитной организацией. Он входит в банковскую систему Российской Федерации и в своей деятельности руководствуется законодательством РФ. Ему предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности и платности. Акционерами могут быть юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты РФ [7].
«Сбербанк» осуществляет следующие банковские операции:
Банк, помимо перечисленных выше банковских операций, осуществляет следующие сделки [7]:
Органами управления банком являются:
К компетенции Генерального директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью акционерного общества. Генеральный директор издает приказы, утверждает инструкции, локальные нормативные акты и иные внутренние документы; утверждает положения о филиалах и представительствах; утверждает общую структуру исполнительного аппарата, в соответствии с которой утверждает штатное расписание и должностные оклады работников; обеспечивает выполнение планов деятельности; распоряжается имуществом предприятия.
Основное назначение руководителя любого уровня – это принятие решений. Решения принимаются по перспективам развития деятельности, по улучшению связей с внешней экономической, социальной, политической средой, различным текущим задачам. Чем выше уровень руководителя в иерархической системе управления, тем значительнее решаемые им проблемы, тем больше объем информации, которую он должен проанализировать до принятия решения. Анализ информации требует времени; кроме того, круг проблем, рассматриваемых руководителем, может быть весьма широким, особенно на высоких уровнях управления. Решение задач требуют от руководителя специальных знаний во многих областях. В связи с этими обстоятельствами при руководителях создается так называемый управленческий персонал. Этот персонал осуществляет подготовку решений, принимаемых руководителем организации; решения готовятся теми и или иными службами или специалистами в соответствии с содержанием проблемы. В результате высшее руководство сосредотачивается на проблемах стратегического порядка, управления экономикой и финансами организации в целом [7].