Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 05:23, реферат
В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства.
Любая организация, в том числе и банк, выполняют шесть групп задач [8]:
Организационная структура банка «Сбербанк», является линейно-функциональной, как и у большинства банков. Линейно-функциональная структура управления предприятия состоит из [8]:
-линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу;
-специализированных обслуживающих функциональных подразделений.
Линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений.
Функциональные службы доводят свои решения до исполнителей либо через высшего руководителя, либо (в пределах специальных полномочий) прямо.
Как правило, функциональные службы не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям.
Роль и полномочия
функциональных подразделений зависит
от масштабов хозяйственной
Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства; готовят варианты решения вопросов, связанных с руководством процессом производства; освобождают линейных руководителей от планирования, финансовых расчетов, материально-технического обеспечения производства и т. д.
Линейно-функциональная структура управления обладает целым рядом преимуществ[8]:
При генеральном директоре ОАО «Сбербанк» имеется Служба безопасности, Служба внутреннего контроля, отдел кадров, филиалы. Функции Службы безопасности, обеспечить охрану банка. Служба внутреннего контроля осуществляет контроль над соблюдением законодательства и стандартов профессиональной деятельности, отдельными службами и конкретными сотрудниками. На отдел кадров возложены функции по приему и увольнению кадров, а также по организации обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров. Управленческий персонал может быть и при руководителях нижестоящих уровней. Так, при каждом заместителе действуют бухгалтерия, секретарь, юридический отдел и отдел маркетинга, а при каждом начальнике отдела – своя бухгалтерия и секретарь.
В системе управления ОАО «Сбербанк», три промежуточных уровня, и четыре заместителя главного директора, каждый из которых выполняет соответствующие задачи.
Заместителю директора по планово экономической деятельности подчиняется Планово-экономический департамент, его основной функцией является решение вопросов текущей деятельности банка, в том числе определение кредитной и процентной политике, установление тарифов за предоставляемые услуги, определение сроков и условий привлечения денежных средств физических и юридических лиц во вклады и размещение привлеченных средств. Также ему подчиняется Юридический департамент, он обеспечивает юридическое сопровождение банковской деятельности.
Заместителю директора по валютным и кредитным операциям подчиняется Департамент валютных операций, он осуществляет покупку и продажу валюты на валютной бирже, обслуживание клиентов по кредитно-расчетным валютным операциям. Департамент кредитных операций производит кредитование юридических и физических лиц.
Заместителю директора по денежному обращению и операционной работе подчиняется Главный бухгалтер, его основными функциями является руководство и контроль за расчетно-кассовым обслуживанием клиентов банка.
Заместителю директора по управлению социально-бытовых условий труда и отдыха сотрудников подчиняется Хозяйственное управление, выполняющее задачи по оказанию медицинских услуг, общественного питания, транспорта, чистоты и порядка [7].
В настоящее время кадровый аудит только развивается, и поэтому набором и проверкой персонала занимаются отдел кадров и отдел безопасности внутри организации. В «Сбербанке» работает 1500 человек включая филиалы, соответственно состав кадрового отдела высок: начальник, 2 главных инспектора, 4 инспектора (рис. 2)
Рисунок 2
Организационная структура кадрового отдела
Набор персонала в «Сбербанке» имеет два возможных источника: внутренний (из работников банка) и внешний (люди, до того никак не связанные с данным банком).
Внутренний набор заключается
в продвижении своих
- выявить все вакансии, открытые для повышения или перевода, примерно за неделю до начала набора со стороны;
- опубликовать основные подходы и критерии, по которым будет
проводиться отбор на должность;
- распространить достаточное количество бланков заявлений;
- проинформировать всех заявителей о дальнейших действиях в случае
принятия их на предлагаемую должность.
При наборе персонала извне банки также пользуются публикацией объявлений в СМИ.
Процесс отбора сотрудников в банк.
Критерии отбора. Отдел кадров ясно формулирует качества работника, необходимые для соответствующего вида деятельности. Критерии формируются так, чтобы они всесторонне характеризовали работника: образование, опыт, медицинские характеристики, личные качества. «Эталонные» уровни требований по каждому критерию разрабатываются исходя из характеристик уже работающих на предприятии работников, хорошо справляющихся со своими обязанностями, занимавших ранее вакантное место.
Ступени процесса отбора. Решение при отборе обычно состоит из нескольких ступеней, которые следует пройти заявителям. На каждой ступени отсеивается часть заявителей или же они сами отказываются от процедуры.
1. Заявление бланка анкеты и автобиографической анкеты. В анкете запрашивается информация, более всего влияющую на производительность будущей работы претендента. Специалист по кадрам сравнивает каждый пункт анкеты с установленными критериями результативного отбора. Анкета составляется отдельно для каждого типа работы.
2. Специалист из отдела безопасности составляет свод информации о выбранном кандидате, его прошлом.
3. Собеседование. Цель беседы по найму – рассмотрение заявителя на предмет принятия на работу. Происходит обмен информацией в форме вопросов и ответов. У специалиста из отдела кадров заранее подготовлен список вопросов.
4. Проверка отзывов и рекомендаций. При подаче заявлений о приеме на работу кандидаты должны предоставить отзывы предыдущих начальников и другие аналогичные документы. Их желательно проверить.
5. Медицинский осмотр. Причины для проведения медицинского обследования следующие:
- в случае подачи работниками жалоб по поводу компенсаций необходимо знание физического состояния заявителя на момент найма
- необходимо
предотвратить наем
- необходимо определить, может ли заявитель физически выполнять
предлагаемую работу.
Структура системы оценки персонала в «Сбербанке».
Для успешного развития любой организации необходимо постоянно усовершенствоваться, знать свои перспективы и исправлять ошибки. Оценка персонала дает возможность руководителям или кадровым службам более эффективно проводить кадровую политику, усовершенствоваться, привлекать новых сотрудников вместо тех, которые не справляются со своими обязанностями и, тем самым, делать работу более качественной. Оценка персонала - это система выявления определенных характеристик сотрудников, которые потом помогают руководителю в принятии управленческих решений, направленных на увеличение результативности подчиненных[3]. В «Сбербанке» персонал оценивают по следующим направлениям:
Методы оценки персонала [5]:
1. Качественные методы
- это методы определяющие
2. Комбинированные методы
- это совокупность описательных
методов с применением
3. Количественные методы - наиболее объективны, так как все результаты зафиксированы в числах;
Кадровый отдел «Сбербанка» пользуется следующими методами: