Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 06:06, реферат
Оценка качества предоставления услуг является важнейшим элементом системы управления качеством. Она не только позволяет проводить контроль качества обслуживания, предоставляет базу для анализа и принятия управленческих решений, но и обеспечивает обратную связь, необходимую для любой устойчивой и способной к развитию системы.
Между тем в области исследования проблем управления качеством в сфере услуг еще не решена задача разработки целостной, единой методологии оценки качества обслуживания, которая включала бы в себя все аспекты — начиная с оценки реакции потребителя с помощью анкетирования и кончая налаживанием системы статистического учета и анализа параметров оценки.
Качество услуг: качественные параметры оценки
Пономарева Т.А.,Супрягина М.С..
Оценка качества предоставления услуг является важнейшим элементом системы управления качеством. Она не только позволяет проводить контроль качества обслуживания, предоставляет базу для анализа и принятия управленческих решений, но и обеспечивает обратную связь, необходимую для любой устойчивой и способной к развитию системы.
Между тем в области
исследования проблем управления качеством
в сфере услуг еще не решена
задача разработки целостной, единой методологии
оценки качества обслуживания, которая
включала бы в себя все аспекты
— начиная с оценки реакции
потребителя с помощью
Предлагаемая авторами часть методики оценки качества обслуживания разработана для фирм, работающих в сфере услуг и имеющих широкую филиальную сеть, и подразумевает наличие двух групп параметров: количественных и качественных. Количественные параметры оценки включают в себя показатели, определяемые на основе данных статистического учета объемов услуг, оказываемых точками продаж фирмы [2]. В настоящей статье рассматриваются качественные параметры оценки, которые сложнее формализуемы, чем количественные, однако позволяют оценить не столько результаты предоставления услуги (как количественные параметры), сколько сам процесс ее оказания.
Анализ качественных показателей предполагает как создание системы их оценки, так и проведение внутреннего и внешнего бенчмаркинга многофилиальной компанией. При этом проведение внешнего бенчмаркинга по качественным показателям значительно проще, чем по количественным, что объясняется большей степенью транспарентности компаний-конкурентов по качественным показателям, так как их характеристики поддаются оценке при обследовании конкурентов в результате опросов и «рейдов».
Определению и оценке
качественных параметров, в отличие
от количественных, посвящен целый
ряд научных исследований, которые
тесно связаны с исследованиями
в области процедур оценки удовлетворенности/
Чаще всего в литературе упоминается и используется методика оценки качества услуг SERVQUAL, предложенная в 1985 г. Парасураманом, Берри и Цайтамл. В основе методики лежит анкета, состоящая из 22 пар вопросов, сгруппированных по пяти параметрам [1]:
- |
надежности (reliability); |
- |
отзывчивости (responsiveness); |
- |
убедительности (assurance); |
- |
сочувствию (empathy); |
- |
осязаемости (tangibles). |
Методика SERVQUAL часто используется как основа для разработки других методик оценки качества услуг (например, SERVPERF, предложенной Кронином и Тэйлором, методики, предложенной Ли [4], методики Аквирана [3] и т.д.)
Кроме названной
методики распространение получила
методика расчета индекса
В основе предлагаемой
авторами настоящей статьи методики
также лежит составление
Сложность оценки качественных
параметров во многом вызвана трудностями
формализации, обобщения и анализа
критериев оценки, а также определения
методов их измерения. Основные недостатки
существующих методик оценки качества
зачастую обусловлены именно недостаточным
вниманием разработчиков к
Поэтому при создании
методики оценки качественных параметров
необходима конкретизация сферы
ее применения — в отличие от
количественных параметров, где такой
конкретизации не требуется в
связи с достаточной
В настоящей статье
рассматривается система
В основе предлагаемой методики лежат четыре группы качественных показателей, основанные на следующих характеристиках точек продаж розничных банковских услуг, субъективно влияющих на реакцию потребителя:
1. |
Пространственные показатели,
характеризующие «качество |
2. |
Информационные показатели, характеризующие информационную обеспеченность клиентов, — «качество информационного обеспечения». |
3. |
Профессиональные показатели,
характеризующие уровень |
4. |
Претензионные показатели, которые можно использовать, с одной стороны, для оценки характеристик по пунктам 1-3 и, с другой стороны, как самостоятельную группу показателей в виде системы сбора и обработки информации по отзывам и претензиям клиентов. |
В рамках описываемой
методики претензионные показатели
будут рассматриваться как
Эти характеристики необходимо детализировать таким образом, чтобы при составлении анкеты их оценка была максимально формализована и однозначна, что позволит снизить роль субъективного фактора при измерении качественных показателей.
Однако, прежде чем
перейти к описанию каждой группы
показателей, необходимо отметить, что
в основе методики оценки каждого
из параметров лежит соответствие его
характеристик принципам
Рассмотрим подробно каждую группу показателей и определим основные параметры их оценки, которые будут включены в общую анкету.
1. Пространственные
показатели, или «качество окружающей
среды», оцениваются менеджером
по качеству в процессе
- |
внешнее оформление здания
(заметность точки продаж среди окружающих
зданий, современный дизайн здания,
чистота и ухоженность |
- |
информационное оформление здания (наличие вывески, рекламных указателей, основной информации о точке продаж); |
- |
внутреннее оформление помещения
точки продаж (современный дизайн
помещения, его цветовое оформление
в соответствии с корпоративным
стилем компании, оптимальность организации
клиентского пространства и размещения
рабочих мест в соответствии с
принципом максимального |
Оценка пространственных
показателей должна быть скорректирована
с учетом влияния претензионных
показателей, а именно: положительных
или негативных отзывов клиентов
по вопросам оформления и организации
клиентского пространства (например,
недостаток места для заполнения
документов), а также рациональности
размещения рабочих мест специалистов,
выполняющих операции на различных
этапах оказания определенной услуги
(например, специалисты находятся
на разных этажах или значительно
удалены друг от друга). По результатам
анализа подобной информации итоговая
оценка группы показателей будет
увеличиваться или снижаться
пропорционально количеству положительных
и отрицательных отзывов
В зависимости от целей и задач проводимого исследования группе пространственных показателей при подсчете общей оценки по качественным показателям в целом может быть присвоен весовой коэффициент, отражающий приоритетность данных показателей для компании.
2. Исследования, посвященные
качеству обслуживания, зачастую
не рассматривают
- |
информации о деятельности точки продаж (время обслуживания, местонахождение подразделений точки продаж, идентификация подразделений и сотрудников, обслуживающих клиентов, информация о руководстве точки продаж и самой организации). Наличие подобной информации позволяет клиенту уверенно чувствовать себя, упрощает ориентацию при первом посещении точки продаж; |
- |
информации об услугах (наличие рекламных материалов (буклеты, проспекты, которые клиент может забрать с собой) об услугах, составляющих продуктовый ряд, наличие информации об основных параметрах предоставления услуг, ее полнота и актуальность). Данная информация должна быть представлена в разрезе отдельных услуг; |
- |
оформления информационных материалов (информационных стендов и рекламных материалов: соответствие корпоративному стилю, аккуратность, наличие отдельных информационных стендов по различным направлениям). |
Информация о работе Качество услуг: качественные параметры оценки