Классификация хозяйственных средств предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:10, доклад

Краткое описание

Классификация хозяйственных средств строится по двум направлениям:
по признаку размещения средств и их использования – имущество (средства)
по признаку источника их образования – источники
Т.к. имущество и источники – это одни и те же хозяйственные средства, только рассмотренные с разных позиций, то общая сумма имущества всегда должна быть равна общей сумме источников его образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Классификация хозяйственных средств предприятия.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

Калькуляцию рекомендуется оформлять  в виде представленного ниже документа.

Калькуляция

на группу ________человек

по маршруту_______________

 

  Наименование калькуляционных  статей

Показатели

в %

в стоимостном выражении

1. Страховка

   

2. Визы

   

4. Проживание

   

3. Транспорт

   

5. Питание

   

6. Экскурсионное обслуживание

   

Итого прямых затрат

   

7. Косвенные расходы туроператора *

   

Затраты по сбыту и реализации

   

Полная себестоимость

   

Налоги *

   

Прибыль *

   

Стоимость обслуживания группы

   

Стоимость (цена) одной туристской путевки

   

 

* - значение показателей в процентах. 

 

Страховой взнос входит в стоимость путевки. Его величина зависит от тарифа.

Стоимость виз, как и страховки, рассматривается исходя из стоимости на одного человека и количества человек в группе. Оформление туристских виз осуществляется с помощью вызова от зарубежной фирмы на определенное количество туристов.

"Транспортные расходы" включает стоимость: проезда до страны пребывания (авиаперелет, железная дорога, автобус, теплоход и т. д.), перевозки туристов от места сборов до аэропорта вылета, от аэропорта прилета до гостиницы или иного места проживания, транспортных расходов на экскурсионное обслуживание при автобусных экскурсиях и т. д.

"Расходы на проживание" рассчитывается  исходя из стоимости номера, которая  зависит от класса гостиницы,  расселения, сезона заезда, количества  человек в группе и предоставляемых  групповых скидок, количества суток  проживания.

"Расходы на питание" рассчитывается в зависимости от вида туризма. При въездном туризме, т. е. при калькулировании туров на прием иностранных туристов в России, эти расходы рассчитать достаточно сложно. При выездном туризме стоимость питания зависит от условий тура: завтрак, полупансион, полный пансион. Как правило, стоимость питания включается в стоимость проживания. В большинстве гостиниц завтрак входит в стоимость номера в сутки.

Калькуляционная статья "Расходы  на экскурсионную программу" включает только те расходы по экскурсионному обслуживанию, которые входят в обязательную программу тура. Обычно это 2-3 экскурсии и указывается, что при желании на месте турист может оплатить дополнительные экскурсии.

Система "директ-костинг". Сложные  рыночные процессы, проходящие в нашей стране, воздействуют на колебание объемов производства и реализации услуг, увеличивают долю постоянных затрат в их общем объеме, что значительно влияет на поведение себестоимости услуг (продукции, работ), а это, в свою очередь, отражается на прибыли. По мере нарастания этих тенденций увеличивается потребность фирм в использовании информации о затратах, не искаженных в результате распределения косвенных расходов. Такую информацию в виде показателей себестоимости в части производственных затрат и маржинального дохода дает директ-костинг. Полученные сведения позволяют находить наиболее выгодные комбинации цены и объема производства, проводить эффективную политику цен.

Система "директ-костинг" обеспечивает возможность быстро реагировать  в ответ на меняющиеся условия рынка. Данный способ основан на группировке затрат в зависимости от объема производства: на постоянные и переменные. Директ-костинг предусматривает расчет только переменных (производственных) затрат, в основе этого метода лежит расчет средних переменных затрат и средней величины покрытия.

Пример.

1. Цена турпродукта  7000 руб. 

2. Средние переменные затраты  по формированию турпродукта  4000 руб. 

3. Маржинальный доход (п. 1 - п. 2) 3000 руб. 

Как видно из примера, валовая прибыль, средняя величина покрытия, маржинальный доход (или брутто-прибыль, предельная прибыль, сумма покрытия) составляют 3000 руб. После списания постоянных затрат в уменьшение валовой прибыли получаем нетто-прибыль, или прибыль от реализации. Маржинальный доход играет весьма активную роль, сигнализируя об общем уровне рентабельности как всего производства, так и отдельных турпродуктов. Чем выше разница между продажной ценой турпродукта и суммой переменных затрат, тем выше сумма его покрытия и выше уровень его рентабельности. Ограничение себестоимости турпродукта лишь переменными затратами позволяет упростить нормирование, планирование, учет, калькулирование и контроль резко уменьшившегося числа статей затрат. Переменные (производственные) затраты формируют производственную себестоимость реализованных услуг; постоянные (периодические) не включаются в производственную себестоимость, а непосредственно списываются на уменьшение прибыли от реализации услуг, полученной в данном отчетном периоде.

Важной особенностью системы "директ-костинг" является соединение производственного и финансового учета. По системе "директ-костинг" учет и отчетность на предприятиях организованы таким образом, что появляется возможность регулярного контроля данных по схеме "затраты - объем - прибыль". Основная модель отчета для анализа затрат прибыли может, например, выглядеть следующим образом:

Выручка от реализации 1200 тыс. руб.

Переменные затраты 900 тыс. руб.

Маржинальный доход 300 тыс. руб.

Постоянные затраты 130 тыс. руб.

Прибыль от реализации 170 тыс. руб.

Маржинальный доход представляет собой разность между выручкой от реализации и переменными затратами, или сумму постоянных затрат и  прибыли от реализации.

Величина маржинального дохода является важной информацией для  управления предприятием. Эта величина показывает "вклад" турпродукта в покрытие постоянных затрат и тем самым в том же объеме - в прибыль предприятия.

Уменьшая предельную прибыль на величину общехозяйственных затрат, мы получаем прибыль от реализации.

Аналитические возможности системы "директ-костинг" раскрываются наиболее полно при исследовании связи себестоимости с объемом реализации услуг и прибылью.

Введем условные обозначения:

N- выручка от реализации;

Z - полная себестоимость турпродукта;

Zvar - переменные расходы;

Zconst - постоянные расходы;

К - точка критического объема производства.

P – цена одного тура

Qk – количество проданных туров

d- маржинальный доход на единицу  изделия, т. е. разность между  ценой изделия и переменными  затратами. 

Выручка от реализации услуг N связана с себестоимостью Z и прибылью от реализации R следующим образом:

  N=Z + R  

Критическая точка (где R = 0) позволяет  получить оценку объема производства, цены изделия, выручки, уровня постоянных расходов и других показателей исходя из требований общего финансового состояния предприятия.

Для критической точки   N=Z=Zconst + Zvar  

N=P • Qk  

Переменные расходы на весь объем  услуг равны произведению переменных расходов на единицу турпродукта  и объема реализации:   Zvar=Zvar • Qk  

Таким образом, для получения необходимых оценок получаем основное уравнение

  P • Qk = Zconst + Zvar • Qk  

Это уравнение позволяет решить целый ряд других задач.

 

1. Расчет критического объема  производства.

К = (P - Zvar) / d

        

2. Расчет критического объема  выручки от реализации. Предыдущее уравнение умножаем на цену и получаем необходимую формулу:

К х р

 

3. Расчет критического уровня  постоянных затрат. Для расчета  используется исходная формула  выручки:   N = Zconst + Zvar

  Имеем:   Zconst = N - Zvar = P • Qk - Zvar • Qk = Qk(P - Zvar) = Qk • d

 

4. Из последней формулы можно  определить величину постоянных  расходов, если задан уровень  маржинального дохода в процентах  к цене турпродукта или в  процентах к объему реализации (выручке). Тогда формула для вычислений будет иметь вид:

  Zconst = Qk х d х N / 100

 

5. Расчет критической цены реализации. Цена реализации определяется  исходя из заданного объема  реализации и уровня постоянных  и переменных затрат в расчете  на единицу турпродукта. 

 

Имеем:

  N = Zconst + Zvar, или P • Qk = Zconst + Zvar • Qk,

  откуда 

  P = Zconst / (Qk +Zvar)

 

5. Расчет уровня минимального  маржинального дохода. Если известны  величина постоянных расходов  и ожидаемая величина выручки,  то уровень минимального маржинального  дохода в процентах к выручке определяется из формулы

  d= Zconst / N х 100 %

 

6. Расчет планового объема  для заданной суммы плановой (ожидаемой)  прибыли. Если известны постоянные  затраты, цена единицы изделия,  переменные затраты на единицу  изделия, а также сумма расчетной  (желаемой) прибыли, то объем продаж определяется по следующей формуле:

  Qпл = (Zconst + Rпл) / (P – Zvar)

где Qпл, - объем продаж, обеспечивающий получение плановой суммы прибыли; Rпл, - плановая сумма прибыли.

Данная формула прямо  следует из определения маржинального дохода как суммы постоянных затрат и плановой прибыли.

 

7. Расчет объема продаж, дающего одинаковую прибыль по  различным видам турпродукта.  Алгебраическое решение задачи  содержится в следующей формуле  (анализ двух вариантов):

  (P1 - Zvar1) х Qk - C1 = (P2 - Z var2) х Qk - C2

  откуда и следует расчет  величины объема продаж:

  Qk= (C2 - C1) / (d2 - d1)

Где

С1, С2 - постоянные затраты по различным  вариантам;

d1, d2 — маржинальный доход на  единицу турпродукта по различным  вариантам. 

 

Постоянные (периодические) расходы тесно связаны с показателем "левераж". Термин "левераж" происходит от слова "lever", означающего "рычаг". Постоянные расходы действующего предприятия являются базовым элементом концепции операционного (производственного) левеража (operating leverage). До тех пор пока полученная предприятием прибыль недостаточна для покрытия постоянных расходов, оно терпит убытки. После того как достигнут объем производства, при котором обеспечивается покрытие постоянных расходов, любое наращивание объема производства обеспечивает рост прибыли.

Рассмотрим действие операционного (производственного) левеража на примере.

 

Пример. Предприятие имеет следующую  структуру издержек: постоянные издержки - 100 тыс. руб.; доля переменных издержек - 60 %

 

Таблица. Зависимость прибыли от изменения объема продаж

 

Объём продаж, тыс., Руб

Переменные расходы, тыс. руб

Постоянные расходы, тыс. руб

Прибыль (убыток), тыс. руб.

Увеличение по сравнению с предшествующим периодом, %

продажи

прибыль

100

60

100

-60

-

-

200

120

100

-20

100

-

250

150

100

-

25

-

300

180

100

20

20

Не определено

360

260

100

44

20

120

432

259,2

100

72,8

20

65


 

Данные таблицы показывают прибыль (убыток) при возрастающих уровнях  продаж и относительные изменения  в объеме продаж и прибыльности.

Согласно приведенным  данным, начиная с точки безубыточности, в результате первого увеличения объема продаж на 20 % происходит значительный рост прибыли, так как увеличение начинается с нулевого уровня. Следующие 20 % роста объема продаж увеличивают прибыль на 120 % по сравнению с предыдущим уровнем, а дальнейший рост объема продаж - только на 65 % по сравнению с предшествующим уровнем.  
Эффект левеража снижается по мере того, как объем продаж увеличивается по сравнению с уровнем безубыточности, так как база, с которой сравнивается увеличение прибыли, постепенно становится больше. Левераж, безусловно, действует в обоих направлениях. Заметим, что в результате падения объема продаж с 200 до 100 тыс. руб., т. е. на 50 %, предприятие терпит убытки в трехкратном размере.

Информация о работе Классификация хозяйственных средств предприятия