Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2015 в 17:23, контрольная работа
Предметом исследования данной работы является теория менеджмента, включающая в себя теорию принятия управленческих решений. Объект исследования - экспертные методы, рассматриваемые как совокупность процедур направленных на получение информации для выбора оптимального решения. Целью данной работы является изучение экспертных методов принятия решений. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- изучение роли экспертизы в управлении;
- рассмотрение порядка организации экспертного оценивания;
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Экспертные методы оценок и их виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Роль экспертов в управлении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
3. Метод экспертных оценок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
3.1. Организация экспертного оценивания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3.2. Подбор экспертов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
3.3. Опрос экспертов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
4. Классический метод экспертных оценок Дельфи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 Заключение.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
3. Метод экспертных оценок
Сущность метода экспертных
оценок заключается в
При выполнении своей
роли в процессе управления
эксперты производят две
Формирование объектов осуществляется экспертами на основе логического мышления и интуиции. При этом большую роль играют знания и опыт эксперта. Измерение характеристик объектов требует от экспертов знания теории измерений.
Характерными особенностями метода экспертных оценок как научного инструмента решения сложных не формализуемых проблем являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов, и, во-вторых, применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Эти две особенности отличают метод экспертных оценок от обычной давно известной экспертизы, широко применяемой в различных сферах человеческой деятельности.
Все множество плохо формализуемых проблем условно можно разделить на два класса. К первому классу относятся проблемы, в отношении которых имеется достаточный информационный потенциал, позволяющий успешно решать эти проблемы. Основные трудности в решении проблем первого класса при экспертной оценке заключаются в реализации существующего информационного потенциала путем подбора экспертов, построения рациональных процедур опроса и применения оптимальных методов обработки его результатов. При этом методы опроса и обработки основываются на использовании принципа «хорошего» измерителя. Данный принцип означает, что выполняются следующие гипотезы:
1) эксперт является хранилищем
большого объема рационально
обработанной информации, и поэтому
он может рассматриваться как
качественный источник
2) групповое мнение экспертов близко к истинному решению проблемы.
Если эти гипотезы
верны, то для построения процедур
опроса и алгоритмов обработки
можно использовать результаты
теории измерений и
Ко второму классу
относятся проблемы, в отношении
которых информационный
Применение методов
осреднения, справедливых для «хороших
измерителей», в данном случае
может привести к большим
Область применения
метода экспертных оценок
1) составление перечня
возможных событий в различных
областях за определенный
2) определение наиболее
вероятных интервалов времени
свершения совокупности
3) определение целей и
задач управления с
4) определение альтернативных (вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения;
5) альтернативное распределение
ресурсов для решения задач
с оценкой их
6) альтернативные варианты
принятия решений в
Для решения перечисленных
типовых задач в настоящее
время применяются различные
разновидности метода
Каждый из этих видов
экспертного оценивания
Анкетирование и сценарий
предполагают индивидуальную
3. 1. Организация экспертного оценивания
Первым этапом организации работ по применению экспертного оценивания является подготовка и издание руководящего документа, в котором формулируется цель работы и основные положения по ее выполнению. В этом документе должны быть отражены следующие вопросы: постановка задачи- эксперимента; цели эксперимента; обоснование необходимости эксперимента; сроки выполнения работ; задачи и состав группы управления; обязанности и права группы; финансовое и материальное обеспечение работ [2].
Для подготовки этого документа, а также для руководства всей работой назначается руководитель экспертизы. На него возлагается формирование группы управления и ответственность за организацию ее работы.
После формирования
группа управления
Параллельно с процессом
формирования группы экспертов
группа управления проводит
Следующим этапом работы
группы управления является
В процессе непосредственного
проведения опроса экспертов
и обработки его результатов
группа управления
Последним этапом работ
для группы управления
3.2. Подбор экспертов
Для реализации процедуры экспертного оценивания необходимо сформировать группу экспертов. Общим требованием при формировании группы экспертов является эффективное решение проблемы экспертизы. Эффективность решения проблемы определяется характеристиками достоверности экспертизы и затрат на нее [5].
Достоверность экспертного
оценивания может быть
Достоверность группового
экспертного оценивания
Сложной проблемой
процедуры подбора является
Максимальное число экспертов в группе проверяется на ограничение по финансовым ресурсам. Определив зависимость между достоверностью, количеством экспертов и расходами на оплату, группа управления представляет руководству эту информацию и формулирует возможные альтернативы решений.
Такими альтернативами
могут быть либо снижение
Следующим этапом работы
по подбору экспертов является
составление предварительного
После составления
списка экспертов им
Получив ответы экспертов,
группа управления составляет
окончательный список группы
экспертов. После составления и
утверждения списка экспертам
посылается сообщение о
3.3. Опрос экспертов
Опрос – главный этап совместной работы группы управления и экспертов. Основным содержанием опроса является[1] :
- постановка задачи и
предъявление вопросов
- информационное обеспечение работы экспертов;
- выработка экспертами суждений, оценок, предложений;
- сбор результатов работы экспертов.
Можно назвать три типа задач, которые решаются в процессе опроса:
- оценка качественная или количественная заданных объектов;
- построение новых объектов;
- построение и оценка новых объектов.
При коллективной экспертизе
используются следующие
Анкетирование может
проводиться с обратной связью
или без нее. При анкетировании
с обратной связью опрос
Главным в организации
опроса является обеспечение
максимума информации и
Информация о работе Классический метод экспертных оценок Дельфи